Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Развитие ребенка
  6. Развитие ребенка окружающей средой

Развитие ребенка окружающей средой

Поделиться в WhatsApp Развитие ребенка окружающей средой

В последнее время среди родителей обрели популярность различные методики раннего развития ребенка. Технологии работы с малышом, разработанные около 100 лет назад, пережили второе рождение в современном обществе. В этом нет ничего плохого, однако зачастую родители забывают, что лучше всего малыша развивает сама жизнь вокруг во всех ее проявлениях.

Развитие ребенка — естественный процесс

Развитие ребенка — процесс, предусмотренный само природой. В естественной модели семьи роль взрослых — это обеспечение детеныша пищей и безопасным жильем, а развитие во взрослую особь, овладение навыкам самостоятельной жизни происходит без специального обучения. Детеныш просто изучает жизнь родителей, впитывая в себя информацию обо всем, что происходит вокруг. По мере созревания головного мозга способность анализировать информацию, делать выводы и пробовать самостоятельно реализовать навыки будет увеличиваться. Человеческие дети проходят те же самые пути развития, просто их среда обитания более сложна, а накопленный за многие века развития цивилизации интеллектуальный опыт предстоит освоить отдельно. Главные механизмы развития сохраняются — это наблюдение за окружающей средой и анализ полученных данных. Для этого вовсе не нужны какие-то особые условия или искусственно созданное окружение. Чтобы малыш рос и развивался гармонично, ему просто необходимо предоставить окружающую его действительность во всех ее проявлениях.

Естественное развитие ребенка начинается с первых же недель его жизни, с того времени, как острота зрения позволяет ему рассмотреть предметы в непосредственной близости от него. Скорее всего, это будут предметы в коляске или кроватке. Постельное белье вряд ли станет интересной развивающей средой, потому родители могут прикрепить к бортику кроватки или коляски яркие игрушки на расстоянии примерно 30 см от ребенка. Подвижный мобиль, подвешенный сверху над кроваткой, тоже отлично подойдет для этой цели. Эти игрушки станут первым сильным впечатлением для крохи, на них он будет учиться фиксировать взгляд, а позже тянуться рукой. Малыш таким образом получит представление о различных цветах, сможет оценить отличие форм и размеров, постигнуть закономерность «действие — реакция на него». Взрослые часто не понимают важность этих знаний, так как у них эти процессы происходят автоматически. Но малыш только открывает для себя этот мир, любая информация, которую он сейчас получит, будет являться базовой. Если игрушки будут играть тихую приятную музыку, это доставит ребенку не только удовольствие, но окажет стабилизирующее воздействие на его нервную систему.

Детям нужна свобода

Детям нужна свобода

По мере того, как малыш будет расти, он будет дольше бодрствовать и все меньше спать. Значит, из кроватки пора переходить к изучению пространства квартиры. Обычно, желая обеспечить безопасность крохи, родители оставляют его в манеже с игрушками. Там в самом деле у ребенка меньше шансов случайно причинить себе вред, но познавательные возможности также оказываются ограничены. Вместо манежа лучше побольше гулять с крохой по квартире. В современном доме каждый объект является подходящим для развития ребенка. Вот горшки с цветами — пусть малыш потрогает листики и увидит их отличие от цветков. А это посуда — чашки, тарелки, столовые приборы. Пусть кроха сам постучит ложками друг о друга — так он узнает, как извлекается звук из самых простых вещей. Он случайно пролил воду из чашки? Прекрасный повод ознакомиться с понятиями «мокрое» и «жидкость». Слишком просто? Но для маленького ребенка это новая вселенная, которую предстоит открыть для себя.

Конечно, пространство квартиры необходимо будет полностью обезопасить, особенно когда возраст крохи приблизится к 6 месяцам, и скоро он начнет ползать. В доступе ребенка не должно быть никаких острых углов. Все розетки должны быть закрыты специальными заглушками, провода от домашней техники убраны в специальные короба. У крохи не должно быть никакой возможности что-то на себя уронить, случайно задев стол или стул. Двери необходимо снабдить ограничителями, которые не позволят малышу что-то прищемить, хлопнув дверью. Детские кости еще очень хрупки — подобные действия могут кончиться переломами конечностей. Развитие ребенка не должно представлять угрозу для его здоровья.

Малыш в своей комнате

А вот в детской комнате и в самом деле можно устроить настоящую развивающую среду, которая позволит крохе активно учиться, просто рассматривая и изучая пространство вокруг. Это могут быть не только игрушки, играть в которые малыш толком еще не умеет, его интересы ограничиваются в основном хватанием или швырянием предметов. Родители могут украсить стены красочными плакатами на самые разные темы. Картинки животных с детенышами, герои сказок, буквы, цифры, карта мира — эти понятия даже приблизительно пока еще не знакомы крохе, но информация об их внешнем виде автоматически отложится в голове, и потом их будет проще изучать. Чтобы малыш мог все четко рассмотреть, в его комнате должно быть достаточное освещение. А вот от больших зеркал в детской лучше воздержаться — слишком много шансов у ребенка удариться о стекло и разбить его, сильно поранившись самому в процессе своей познавательной деятельности.

Родители должны участвовать

Родители должны участвовать

Но самый главный фактор для развития ребенка — это, конечно, общение. Да, дети могут развиваться самостоятельно, но активная позиция взрослого существенно ускорит этот процесс. С самыми маленькими младенцами будет полезным даже просто называть предметы, мимо которых родители сейчас проходят — шкаф, стол, телевизор, занавеска. Любые сказки и песенки не просто развеселят кроху, но станут источником информации о мире, а также откроют для ребенка мир эмоций. Чрезвычайно важно общение со старшими братьями или сестрами. Даже если разница в возрасте у детей невелика, все равно старший родственник займет очень важное место в жизни крохи. Малыш увидит как бы промежуточный вариант между собой и родителями — старший брат, несомненно, больше знает и умеет, но он не такой, как папа. Брат или сестра не обязательно должны активно взаимодействовать с крохой, они могут просто играть рядом. Наблюдение за их деятельностью даст малышу представление о новом опыте, примере для подражания.

Гость

Заполняя настоящую форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия "Пользовательского соглашения", размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных и сведениями о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =