Развитие ребенка: проявление аутизма

Развитие ребенка мать и дитя, развитие детей
shutterstock.com

Ранний детский аутизм на сегодняшний день — явление не только распространенное, но и набирающее темпы. За последние 10 лет число больных аутизмом выросло в 10 раз. При этом по своей тяжести среди детских заболеваний оно стоит на 4-м месте и является практически неизлечимым. Его невозможно определить во время беременности, которая может протекать тяжелее обычного. И несмотря на то, что аутизм у детей возникает еще в утробе матери, поставить точный диагноз невозможно, даже учитывая раннее развитие ребенка. Его можно определить только после достижения детьми трех-четырехлетнего возраста.

Развитие ребенка: аутизм

Развитие ребенка: аутизм

Единого определения, как и единой трактовки первопричины этого заболевания не существует. Впервые о раннем детском аутизме как о клиническом заболевании заговорили в 1943 году. Определение ему дал американский психиатр Лео Каннер, с тех пор оно и получило название синдрома Каннера. Он выделил сразу несколько признаков, по которым можно распознать аутизм.

Прежде всего, это расстройство психики, которое характеризуется нарушением способности взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, а также особенностями поведенческого характера — стереотипностью действий, замедленностью реакций, монотонностью речи. Развитие ребенка идет явно не по сложившимся стандартам. При этом уровень интеллекта у детей-аутистов может быть самым разным — от умственной отсталости до выдающихся способностей.

Попробуем составить перечень наиболее характерных признаков проявления аутизма. До полутора лет распознать у детей признаки аутизма практически невозможно, но обратить внимание на особенности их поведения стоит.

  • Дети-аутисты плохо реагируют на окружающий мир на эмоциональном и речевом уровне. У них отсутствует чувство сопереживания, имеются трудности с концентрацией внимания. Они плохо различают предметный и живой мир.
  • Как правило, малыш с расстройством аутичного спектра почти не фокусирует своего внимания на окружающей обстановке, людях, игрушках или неигровых предметах. Взгляд и слуховой аппарат рассредоточены и не взаимодействуют друг с другом.
  • Его поведение носит «заданный» характер. Он выстраивает свою последовательность действий, раскладывает вещи в определенном порядке, любит играть с одними и теми же предметами. Во многом его каждодневные действия носят «ритуальный» характер без каких-либо отклонений от заведенного порядка.
  • Именно с этим связано следующее нарушение в поведении детей-аутистов. Они болезненно сопротивляются каким-либо переменам в устоявшемся распорядке. Из-за своей гиперчувствительности подобные дети могут отреагировать на это совершенно неожиданным образом — от крика до полной замкнутости.
  • Дети-аутисты обладают разным порогом чувствительности (более высоким или более низким) к звукам и физической боли, одни негативно реагируют на тактильные ощущения, другие не воспринимают структуру пищи.
  • Замедленная реакция на окружающих влияет также на развитие эмоционального фона и речи, вырабатывание этих навыков вызывает у них явные затруднения.
  • Существует еще пара признаков, по которым можно понять, что развитие ребенка идет не совсем нормально. Они связаны с пищеварением, сном и непроизвольной моторикой, по которым тоже можно распознать заболевание. Обычно аутисты предпочитают однообразную, привычную для них пищу, иными словами, едят одно и то же изо дня в день. Плохо спят, часто просыпаются по ночам. Нередко встречается возникновение спонтанных стереотипных движений, носящих бесцельный характер. Это может быть раскачивание, взмахи руками, повторяющиеся повороты головы, подпрыгивание.

Диагноз «ранний аутизм» на первом году жизни не ставится, так как сложно распознается. Чаще всего родители понимают, что развитие ребенка не вписывается в общепринятые рамки, годам к пяти. В отдельных «тяжелых» случаях, связанных с задержкой развития речи или случаями заболевания аутизмом в семье, он может проявиться раньше — в возрасте 2,5-3 лет. Чем раньше будет установлен правильный диагноз, тем успешнее будет проходить дальнейшее лечение, а значит обучение и развитие ребенка.

Психическое развитие ребенка

Для определения первых признаков аутизма, прежде всего, надо обратиться к психиатру, который отвечает за психическое развитие ребенка. При этом стоит учитывать, что до сих пор среди специалистов нет единого мнения о причинах возникновения этого заболевания. На этот счет существует несколько теорий.

Самая распространенная из них — генетическая. Так, американские генетики ссылаются на случайные или приобретенные «ошибки» в ДНК. Причем речь идет не просто о сбое, а о мутации в генах. Настораживает еще один момент. Аутизм у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Более того, велика вероятность появления детей-аутистов в семье аутистов-родителей. На этом основана версия о том, что аутизм может быть и наследственным заболеванием.

Существует еще одна довольно спорная теория возникновения аутизма — болезнь возникает в результате детских прививок, в которых содержится ртуть, и она по-своему влияет на процессы, происходящие в организме. Результаты проводимых исследований неоднозначны, поэтому единого мнения на этот счет нет. На эту проблему стоит взглянуть скорее с точки зрения дозировки — детям, находящимся на учете у невролога, рекомендуется индивидуальный график вакцинации. Наконец, существует модная теория загрязнения природной среды, ухудшения экологии, вмешательства в земные и космические процессы, которые тоже оказывают влияние на «мутацию» человеческих генов не самым лучшим образом.

В любом случае, на психическое развитие ребенка влияет множество факторов, среди которых выделить определяющий достаточно сложно. Еще сложнее установить причину такого по определению неоднозначного психического заболевания как аутизм, у которого весьма смешанная симптоматика и масса разновидностей.

Социальное развитие ребенка

Социальное развитие ребенка

Социальное развитие ребенка непосредственным образом связано с его психическими состояниями. В истории с аутизмом есть любопытные наблюдения, которые, возможно, помогут найти пути адаптации аутистов в обществе.

Многие ученые сходятся во мнении, что аутизм — это прежде всего нарушение процесса созревания отдельных структур и функций мозга. Именно этот факт помогает «включать» те самые защитные механизмы, которые и формируют «необычное» поведение детей-аутистов. Свое объяснение есть и для монотонности их действий, отключения внимания, заторможенности и замедленной реакции.

В этом случае задействуется отдел мозга, отвечающий за «стирание» из памяти ненужной информации. Понятно, что ресурс мозга не безграничен, а для аутистов высвобождать его просто необходимо. Дети-аутисты нормально развиваются до полутора лет, но при этом накапливают столько информации, впитывают ее в таких деталях и подробностях, что мозг оказывается излишне перегружен. Это все равно что дать ребенку запомнить от начала до конца телефонную книгу по всем пунктам и не «стереть» ее из памяти.

Существует мнение, что именно поэтому память детей-аутистов остается схематичной, предметной, на «начальной исходной позиции», при которой нет нужды подключать мышление. По сути, аутист пользуется подсознанием, а не мыслительным процессом. Блокировка приема информации приводит к еще одному эффекту — расфокусировке взгляда и изменению восприятия на слух. Объяснимо и снижение интеллектуального развития у детей-аутистов. У них отсутствует та любознательность и влечение ко всему новому, которые характерны для нормально развивающихся детей.

Итак, психическое развитие ребенка при аутизме выбирает свой путь и свои способы, которые часто необъяснимы, но нередко дают потрясающие результаты. Именно поэтому стоит говорить о социальном развитии ребенка-аутиста как о вполне реальном явлении, в котором он нуждается в первую очередь.

Мы уже упомянули о том, что среди аутистов встречаются сверхспособные люди, таланты и гении. Достаточно напомнить имена Вольфганга Моцарта и Марии Кюри, Альберта Эйнштейна и Билла Гейтса, Стивена Спилберга и Исаака Ньютона, которые были аутистами. По мнению многих исследователей, единственный фактор несостоятельности аутистов объясняется лишь отсутствием приемлемого и комфортного для них существования. Развитие ребенка с аутизмом должно идти под наблюдением специалистов, быть целенаправленным и максимально полноценным.

Существует и вовсе фантастическое мнение о том, что возможно аутизм — это новая эволюционная ступень в развитии человечества с новой формой сознания. Достижения аутистов вполне объяснимы — они способны глубоко погружаться в какой-либо вид деятельности и достигать высоких результатов. В этом случае как раз социальное развитие ребенка способно избавить его от негативных составляющих заболевания аутизмом. Люди-аутисты, не подверженные лжи, зависти, наживе возможно более актуальны и востребованы в современном обществе. От социального развития ребенка, страдающего аутизмом, зависит адаптация (по возможности) в обществе и создание для него всех условий для жизни.

Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Записаться на прием
Для получения квалифицированной помощи
Вы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу