Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Развитие ребенка
  6. Развитие ребенка: с какого возраста надо приучать к труду?

Развитие ребенка: с какого возраста надо приучать к труду?

Развитие ребенка: с какого возраста надо приучать к труду?

Работа, труд, обязанности — казалось бы, какое отношение эти «взрослые понятия» имеют к детям?Оказывается, самое прямое. Раннее развитие детей будет неполным, если в него не заложить программу трудолюбия, которая важна для формирования личности. Умения и навыки со временем приобретутся, важно, чтобы они «упали на благодатную почву». Не стоит забывать — все, что заложено в детстве, остается на всю жизнь. А первые навыки труда дети получают в семье, и домашний труд — тот самый исходный момент, от которого будут зависеть дальнейший жизненный путь: карьерные успехи и комфорт личного существования.

Развитие ребенка: первые трудовые навыки

Многие считают, что приучать ребенка к труду и работе по дому имеет смысл лет с пяти, когда он сможет уже осмысленно справляться с элементарными обязанностями — обслуживать себя и выдерживать дополнительную физическую нагрузку. Это большое заблуждение. Стремление продлить беззаботное детство может только навредить полноценному развитию ребенка. Точной даты и возраста, когда надо начинать приучать ребенка к труду по дому не существует. С одной стороны можно сказать, что сделать это никогда не поздно, с другой — как только ребенок научился ходить и говорить, ему уже можно давать легкие задания по дому, которые постепенно приучат его к труду во всех смыслах этого слова. С небольшой оговоркой — раннее развитие детей предполагает задания, которые должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Так что можно сказать, что развитие ребенка, выраженное в его трудовых успехах, можно начинать с самого раннего детства.

Раннее развитие детей: от полутора до трех лет

Раннее развитие детей: от полутора до трех лет

В этом возрасте все успехи начинаются с подражания. Полуторагодовалый ребенок с удовольствием повторяет за родителями их действия, когда те трудятся по хозяйству. Пусть делает он это неумело, все роняя и проливая. Со стороны родителей важно правильно реагировать на эти действия, и не отбить у ребенка охоту «трудиться по дому». Надо подобрать для него те виды работ, которые будут ему интересны, окажутся по силам и нанесут наименьший урон домашней обстановке.

Можно, например, дать ребенку салфетку и попросить вытереть мокрое пятно с пола, аккуратно расставить в прихожей свою обувь, убрать на полку игрушки. Конечно, предварительно надо показать, как это нужно делать. Собственный пример должен присутствовать на этапе раннего развития детей постоянно. Пока родители и дети неразлучны в осваивании последними азов домашнего труда Не забудьте где надо похвалить, где надо подыграть ребенку. И непременно постарайтесь превратить его маленькие обязанности в постоянную и увлекательную игру. Хороший старт очень важен.

Взрослый в данном случае выступает сразу в двух ипостасях — в качестве наставника и в качестве воспитателя, который подает личный пример в выполнении всех своих заданий. Можно вывести первый постулат — «ребенок доверяет своим родителям, и если те поручили ему что-то сделать, значит он должен и может это выполнить». Тем более, что делать все придется вместе, а делать вместе всегда интереснее, чем выполнять указания со стороны.

Поначалу освоение этих простейших навыков вряд ли можно назвать обязанностями, цель видимо в другом — дать почувствовать ребенку себя нужным и полезным.

Дети: от 3-х до 5-ти лет

Что может делать по дому ребенок в таком возрасте?

Во-первых, он может помогать взрослым в их взрослой работе по дому. Например, есть дети, которые любят возиться с водой. Им можно выделить тазик с теплой водой, с помощью которого они будут воспроизводить действия взрослых на своем «нехитром» уровне — мыть посуду, фрукты и овощи, стирать платочки и одежду для кукол.

А есть дети, которые любят все складывать, перекладывать, укладывать. Таких можно подключить к сортировке белья перед стиркой, и попросить разделить его на светлое и темное, сложив в разные стопки. Затем можно вместе закладывать белье в стиральную машинку. Попутно можно ознакомить ребенка с «нужными» кнопками и последовательностью их включения. Можно подключить ребенка к складыванию белья после стирки перед тем, как положить его в шкаф. При этом сопровождать игровым комментарием «угадай-ка, чья это вещь».

Более подвижных детей можно включить в процесс подметания полов, чистки ковров. На этот случай стоит приобрести «детский инвентарь» в виде небольшого совочка и щетки. Пригодится и маленькая лейка для полива цветов. Детям подобные занятия, как правило, очень нравятся. Раннее развитие детей предполагает сценарий развития детей, который закладывают родители.

Детское развитие ребенка: 4-5 лет

Детское развитие ребенка: 4-5 лет

Уже подросшему ребенку в 4-5 лет каждодневная домашняя работа может наскучить из-за своего однообразия. Ваша задача — удержать его внимание. Можно каждый раз придумывать занятные истории и, тем самым, переключать его внимание. Еще лучше постепенно расширять круг его обязанностей и допускать к чему-то более серьезному. Развитие ребенка подразумевает накопление опыта бытового характера.

Например, можно начать совместно осваивать домашнюю бытовую технику — пылесос, СВЧ, телевизор, посудомоечную машину. Поручать убирать продукты в холодильник, пылесосить ковер, складывать посуду в раковину или посудомоечную машину, распаковывать и сортировать покупки.

В этом же возрасте можно подключать детей к приготовлению еды, пользованию столовыми приборами, научить делать элементарные бутерброды из тостов с нарезкой из сыра и мясных продуктов. К пяти годам ребенок должен знать, как наводить порядок в своей комнате, какой должна быть последовательность действий, и какие предметы на каких местах должны располагаться.

Самое время привить понятие порядка и объяснить, что если сразу убирать все вещи на свои места, то в доме не будет беспорядка и на уборку уйдут считанные минуты. Постулат второй — легче порядок поддерживать, чем каждый раз устраивать генеральную уборку.

Таким образом работа по дому не только войдет в круг обязанностей, но и станет неотъемлемой частью общего развития ребенка.

Итоги трудового детства

С такой подготовкой уже в 6-8 лет ребенок может стать полноценным помощником в доме. К примеру, в круг его обязанностей будет входить мытье полов, вытирание пыли, мытье посуды, стирка белья в машинке, разогревание еды в микроволновке. Можно уже поручить пропылесосить не только ковры, но и мягкую мебель, вымыть кафельную плитку в ванной и на кухне, протереть зеркала и полочки.

Главное, разнообразить повседневный труд по дому и чередовать занятия. Опять же, любое действие стоит начинать совместно и постепенно доводить его до самостоятельного выполнения со стороны ребенка. Можно, например, ходить за покупками вместе с ребенком, а потом научить его делать это самостоятельно, посылая докупить что-нибудь по мелочи.

Третий постулат развития ребенка в этот период — никакой критики. Исключительно пожелания вместе с объяснениями в ненавязчивой и легкой форме.

Средства развития детей: серия советов

Средства развития детей: серия советов

Приобщая детей к обычному домашнему труду, мы закладываем в них определенные черты характера. Несколько ключевых советов могут помочь в приобщении ребенка к труду по дому.

Итак, что должно присутствовать в приобщении детей к домашнему труду, а чего быть не должно:

  • У каждого действия, которому вы обучаете ребенка, должна быть мотивация. Ее следует проговаривать, обыгрывать, обсуждать.
  • Ребенок должен трудиться по дому регулярно — иначе результата не будет.
  • Любой момент обучения не должен быть навязчивым, так же как нельзя делать из работы по дому наказания, иначе она перейдет из разряда обязанностей в разряд повинности.
  • Не подгоняйте ребенка, если он делает все «вдумчиво и с расстановкой», а поначалу еще и неумело. У каждого свой темперамент. Более спокойным подойдет неспешный труд на одном месте, а более подвижные предпочтут носиться по квартире, передвигать и переставлять предметы, подносить и убирать их.
  • Не забывайте хвалить детей за проделанную работу.
  • Можно в качестве мотивации ввести систему вознаграждений, но ни в коем случае не приучать к ней ребенка, иначе у него сложится стереотип материальной выгоды от собственных поступков и действий, что вряд ли поможет в воспитании.
  • Ошибки в любой работе неизбежны. Не спешите тут же исправлять допущенные ребенком недочеты. Лучше объяснить, что сделано не так, и попросить переделать это его самого.
  • Сразу приучайте делать все добросовестно и качественно, но не сопровождайте действия ребенка нотациями и поучениями. Лучше сочините сказочку вроде «Федорино горе» Корнея Чуковского, которая даст понятие и чистоте и порядке.
  • Приучайте ребенка не бросать одно дело и приниматься за другое. Каждая работа должна быть сделана от начала до конца.
  • Самый лучший способ показать, что всякий труд важен и необходим — это подключить ребенка к процессу. Устроили уборку кухни — выделите ему небольшой участок с фронтом работ. Вместе и трудиться веселее, и обучать легче.
  • Помощь в уборке по дому должна быть к месту и ко времени. Не стоит отрывать малыша от важных занятий, лучше выделить для работ по дому отдельное время, предупредив ребенка его об этом заранее.
  • Сегодня «детский график» весьма насыщен. Помимо подготовительных и школьных занятий в учебных заведениях, в него входит посещение кружков, секций и т. д. Не исключайте из расписания ребенка под видом перегруженности домашний труд. Просто продумайте график работ ребенка и распределите в нем все виды его деятельности равномерно.

Занятия для детей в перспективе

Трудовая деятельность в раннем развитии детей достаточно разнообразная, условно можно выделить отдельные виды домашнего труда. Есть бытовой труд, направленный на поддержание хозяйства, есть уход за собой и за другими членами семьи, отдельный вид труда — уход за растениями и домашними питомцами. У каждого вида свои особенности, но все они служат одной цели - чистоте и порядку.

Начиная с самого малого, с азов ухода за собой, можно проследить за результатом тех навыков, которые были заложены в детстве. Оказывается, что такие понятия как чистоплотность, представительность, способность эффектно выглядеть напрямую связаны с тривиальным завязыванием шнурков и застегиванием пуговиц, с подбором одежды и обуви.

Уборка по дому, последовательность и порядок действий могут стать в дальнейшем предпосылкой хороших организаторских способностей. Ребенок, приученный к порядку, в итоге приобретет такое ценное качество, как пунктуальность. Навыки хозяйственно-бытового труда помогут обрести самостоятельность и независимость не только в самообслуживании, но и во взглядах и суждениях. У ребенка не будет бытовых проблем и он станет мастером на все руки, если в детстве его приучили ко всем видам трудовой деятельности и не разделяли домашнюю работу на «женскую» и «мужскую».

Кстати, такие простые действия как «принести», «подать», «приготовить», вполне способны выразить заботу о родителях и младших, начиная с детства и заканчивая взрослой жизнью.

Домашний труд ценен, и дает для развития ребенка тот багаж умений, без которого будет трудно прожить жизнь.


Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3938 человек!