Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Развитие ребенка
  6. Развитие речи у детей от года: помощь родителей

Развитие речи у детей от года: помощь родителей

Поделиться в WhatsApp Развитие речи у детей от года: помощь родителей

Анализ данных показывает, что после года дети вступают на путь изменений, не только в физическом, но и психическом развитии. В этом возрасте дети хотят многое рассказать родителям, но пока развитие не позволяет им это сделать. Поэтому нужно помочь малышу и сделать все для правильного развития речи. MedAboutMe расскажет, как проходит этот процесс у детей и как родители могут помочь.

Развитие речи: первые шаги

Развитие речи: первые шаги

Малыши в возрасте от 12 до 18 месяцев начинают активно передвигаться в пространстве, с каждым новым шагом получая опыт, который отражается на развитии речи. Как правило, первые слова дети произносят в 9—18 месяцев: «ма — ма», «па — па», «ба — ба». Легче даются звукоподражающие слова: «муууу», «тик-так» и др.

Иногда дети не могут точно и правильно произносить слова, и часто создают свои или произносят слоги. Иногда, вместо существительных, можно слышать только глаголы — «хочу», «дай» и др.

Первые слова детей — это обобщение, но не те, которые привыкли понимать взрослые. Дети выделяют один признак, по которому могут объединять совершенно разные вещи. Например, «ням-ням» может означать еду, посуду. Иногда, малыши этим обозначают действие — человек, который кушает.

Обобщения детей разнообразны и не всегда родители могут понять, что именно хочет сказать малыш. Развитие речи — процесс необычный, но имеющий свои законы и правила, следуя которым можно активно развивать малыша.

Указательный жест у детей

Родители могут замечать, что в определенный период дети начинают активно пользоваться указательным жестом, а также вопросительными словами, правда, чаще это звуки. Малыши могут показывать на какой-то предмет пальцем и спрашивать у родителей, что это, или таким же образом просить этот предмет.

Психологи утверждают, что такие жесты активно помогают развитию речи и родители должны только стимулировать этот интерес.

Нужно помочь ребенку сформировать правильные ассоциации. Указательный жест может стать способом общения, это сигнал для окружающих. Например, малыш играет своими любимыми игрушками и его внимание привлекает предмет, который находится вне зоны его доступа. Пытаясь спросить у родителей «что это такое?» — показывает пальчиком. Как реагируют родители? Видя желание малыша — рассказывают, что это такое.

Указательный жест — это некий вопрос, средство для познания окружающего мира. Рассказывая о предметах, окружающих малыша, родители помогают формированию пассивного словаря, который постепенно переходит в активный.

Как действовать родителям?

Как действовать родителям?

Развитие речи — сложный процесс, на который могут повлиять родители. Если вы замечаете интерес ребенка, формируемый вопросительными жестами, нужно его удовлетворять. Кроме того, желательно без вопросов ребенка, рассказывать ему об окружающих предметах: птицах, собаках, листьях на дереве, других детях и их действиях, цветах и др.

Развитие речи подразумевает не только запоминание слов и возможность их использования, но и связывание их с предметами. Малыши легче запоминают предметы, если не только их видят, но и трогают. Например, рассказывая малышам о дереве, дайте попробовать его кору, показывая колокольчик — дайте его изучить.

Представив малышу новый предмет и слово, нужно обыграть его в разных сочетаниях, с другими словами и предметами. Полезно рассматривать и обсуждать различные предметы, картинки. С года дети уже умеют интерпретировать и различать различные предметы и их образы.

Обобщение для детей

Постепенно дети устанавливают обобщенные ассоциации между определенным предметом и словом. И только после формируются ассоциации между предметами и словом. Например, если попросить малыша дать кубик — он даст тот, с которым он знаком, но если разложить перед малышом другие предметы и кубики, и попросить дать другой — малыш даст то, что первое попадается под руку. В его понимании, кубик может быть только один, тот, с которым он контактировал постоянно. Только постепенно формируется понимание, что кубик не единственный в мире и выглядеть он может по-разному, но непременно будет иметь с другими кубиками общие черты.

Как помочь и стимулировать этот процесс? Не только рассказывать ребенку о кубике или книге, но и давать трогать, совершать различные действия. Например, «открываю книгу», «закрываю книгу», «читаю книгу» и др.

Родители должны научить малыша контактировать с предметами, проговаривать действия. Психологи и педагоги раннего развития напоминают о необходимости как можно чаще обращаться к малышу с просьбами.

Первые фразы детей

Первые фразы детей

Для малыша его первые слова — это целые фразы и предложения. Одним словом «мама» кроха может сказать, что голоден, хочет играть, внимания, чем-то недоволен, изменяя лишь интонации. Но с 1,5 лет речь ребенка становится более разнообразной. Появляются первые фразы, уже более конкретные, указывающие на желания: «мама, иди», «папа, дай». Девочки, как правило, быстрее осваивают этот процесс, мальчики могут отставать на несколько месяцев.

После произнесения первой осмысленной фразы развитие речи начинает идти быстрее. Буквально каждый день новая фраза, иногда — простое предложение. Родители должны стимулировать этот процесс и помогать, переводя пока еще тарабарские слова на взрослый правильный язык. Например, на прогулке, ребенок видит кошку и говорит «киса», родители должны поправить — «кошка». После чего необходимо рассказать малышу, что кошка серая, идет домой, кормить котят.

Важно оценить и ценить попытки малыша. Не стоит бояться «неправильных» слов, постепенно они станут полноценными и правильными. Главное — чтобы карапуз понимал, что его понимают и помогают.

Мелкая моторика и развитие речи

Развитие мелкой моторики рук активно стимулирует развитие речи у детей. Помогут развиваться малышам пальчиковые игры, использование красок, лепка, поделки из бумаги, различные игры.

Для детей младшего возраста можно использовать различные крупы, в которых прячут предметы и просят их найти. Перебирая горох или рис, дети испытывают массу тактильных ощущений. Необходимо стимулировать развитие ребенка рисованием, используя именно пальчиковые краски, позже переходя на более сложные — акварель, гуашь.

Можно просить малыша складывать различные предметы, желательно некрупные. Отлично стимулируют мелкую моторику специальные игрушки с наполнителями.

Гость

Заполняя настоящую форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия "Пользовательского соглашения", размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных и сведениями о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4306 человек!