Коронавирус
ПОДТВЕРЖДЕНО
СЛУЧАЕВ:
случаев в РФ
0
Полная информация
Развитие ребенка
Развитие слабовидящих детей
4.4

Развитие слабовидящих детей


Автор
Ася Куприянова

Статью проверил эксперт

Содержание

Развитие слабовидящих детей имеет ряд особенностей, обусловленных нарушениями зрительной функции. Не имея возможности видеть окружающий мир в полном объеме, ребенок адаптируется к нему не так, как другие дети. В первую очередь полное или частичное отсутствие зрения нарушает пространственное восприятие и снижает двигательную активность малыша. Кроме того, у слабовидящего ребенка отсутствует полноценное представление об окружающих предметах и явлениях, что влияет на его познавательную активность, логику и общее интеллектуальное развитие. Однако у малыша с патологией зрения очень хорошо развиты тактильные, слуховые и обонятельные функции, с помощью которых он компенсирует недостаток зрительной информации.

Особенности развития детей с дефектом зрения

Развитие слабовидящих детей примерно до 2-х месяцев ничем не отличается от развития здоровых младенцев. Но как только ребенок, согласно возрастным нормам, должен учиться самостоятельно переворачиваться, фокусировать взгляд на движущихся предметах и интересоваться игрушками, патология становится заметной даже для неспециалистов. Малыш с данным нарушением существенно отстает от сверстников в деятельности, связанной со зрительной реакцией. Но вместе с тем он опережает здоровых детей в сфере слухового и тактильного восприятия.

Развитие слабовидящих детей постепенно приобретает несколько характерных особенностей:

  • низкая физическая активность.

Слабовидящий ребенок ограничен в пространстве. Он не может свободно бегать, прыгать и овладевать физическими навыками, как другие дети. Освоение ребенком простейших физических движений, таких как переворачивание, ползание и ходьба, возможно только при поддержке родителей и специалистов;

  • отставание в психическом развитии.

Ребенок с аномалией зрения недополучает информацию об окружающих предметах и явлениях, в связи с чем, темп его психического созревания несколько замедлен. Ребенок не может опереться на зрительные образы, поэтому его представление об окружающем мире носит не полноценный, отрывочный характер. Чтобы подкорректировать психику малыша, родителям и педагогам необходимо развивать компенсаторные способы познания мира, а именно - слуховое и тактильное восприятие;

  • замедленное речевое развитие.

Нарушенное зрение не влияет на механизм воспроизведения речи. Однако слепой или слабовидящий ребенок лишен возможности имитировать работу артикуляционного аппарата взрослых, из-за чего в его речи часто наблюдаются дефекты произношения. Кроме того, слабовидящие дети не владеют навыком соотношения слова с предметами, что обедняет их словарный запас.

Слепые и слабовидящие дети с самого раннего возраста нуждаются в полноценной психолого-педагогической поддержке. Специализированное обучение поможет малышам адаптироваться к окружающему миру, а также поспособствует их всестороннему развитию.

1
Loading...

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И.. - 2007

Детские болезни / Под ред. Баранова А.А.. - 2012