Ребенок не говорит: к кому бежать и что делать?

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

В развитии детской речи есть довольно строгие этапы. И в то же время есть масса мифов и советов, которые могут противоречить друг другу. Если малыш отстает в освоении слов и фраз, сначала можно услышать рекомендации больше с ним разговаривать, не понимать его жесты и звуки, а требовать повторить слово, постоянно читать и петь песни, а то и расслабиться – мол, «сам дорастет». Но спустя год можно услышать от тех же советчиков претензии «Как до сих пор не говорит? Чего ж вы ждете?».

О становлении речи у человека написано много книг, но в то же время в родительских сообществах и интернете есть еще больше псевдонаучных и искаженных фактов. MedAboutMe помогает разобраться, что правда и что нет, как понять и что делать, когда малыш начинает запаздывать в сравнении со сверстниками.

Есть ли задержка речевого развития: когда пора волноваться

Есть ли задержка речевого развития: когда пора волноваться

Самый основной ориентир – возрастные нормы становления речи. И начинать их оценивать надо в раннем возрасте, когда о словах никто еще не думает. На что обращать внимание:

  • Гуление в три месяца: многократное повторение слогов (гугугу, аляля и т. д.);
  • Лепет в полгода: слоги начинают соединяться друг с другом в подобие слов, которые пока не имеют смысла (бадада, латата и т. п.);
  • Первые слова должны появиться в год. Причем это не хаотично повторяемые «мамама», а слово, обозначающее объект или действие: мама, папа, дай, ам, биби и т. д.
  • К полутора годам в словаре ребёнка должно быть 10-15 упрощенных слов или звукоподражаний, которые вы четко понимаете: те же мама, папа, ляля, сок, мяу, пока.
  • В два года минимальный словарный запас экспрессивной речи должен включать несколько десятков слов и первые простые фразы («мама, дай», «баба, пока», «биби едет»), больше и сложнее – хорошо, меньше и проще – надо обратиться к специалисту.  
  • С трех лет дети осваивают полные предложения с дополнительными словами и развернутыми оборотами, хотя и с неправильным произношением и грамматическими ошибками.
  • Ребёнок пяти лет разговаривает в соответствии с языковой нормой как грамматически, так и в звукопроизношении, состав словарного запаса включает тысячи слов и регулярно пополняется. Допустимы ошибки в новых словах и конструкциях, но нестойкие и быстро корректируемые.

Разумеется, индивидуальное развитие не всегда укладывается в нормы. Однако если начало нового этапа задерживается больше, чем три месяца – надо обратиться к специалистам. К кому идти?

Этапы проверки здоровья при подозрении на задержку речи у малыша

Когда освоение нового этапа развития речи задерживается – даже если речь идет о гулении – надо идти к врачам. Схема действий такая: сначала проверяют на наличие соматических (телесных) заболеваний, способных влиять на речь, затем следует диагностика нервно-психического развития ребёнка.

Два основных специалиста, которые должны осмотреть ребёнка, это отоларинголог и невролог.

  • Оториноларинголог проверит слух малыша. Порой достаточно одной консультации, но при некоторых патологиях потребуются дополнительные исследования: бывает так, что обычную проверку ребёнок проходит на отлично, но потом оказывается, что часть частот его мозг не воспринимает, и это влияет на речь.
  • Детский невролог оценивает возможное наличие органических поражений нервной системы и их последствий. Для оценки состояния могут быть рекомендованы варианты аппаратной диагностики: электроэнцефалография, нейросонография, магнитно-резонансная или даже компьютерная томография (МРТ и КТ у детей имеют ограничения и особенности проведения).

После оценки соматического здоровья ребёнка могут направить к дефектологу или детскому клиническому психологу, чтобы выявить возможные причины задержки речи.

Кроме этого рекомендуется после обследования здоровья записаться на консультацию к логопеду, чтобы получить советы по техникам для коррекции речи дома или начать заниматься у специалиста.  

Факт!

Чаще всего тревоги родителей оказываются ложными, ребёнок – здоровым, а речь запаздывает из-за незначительных индивидуальных причин. Однако чтобы быть уверенным в этом или же «отловить» проблемы на возможно раннем сроке, надо не терять бдительность и вовремя обращаться к специалисту. Чем младше возраст начала коррекции, тем выше шансы на компенсацию нарушений.

Нарушения речевого развития: что может мешать ребёнку говорить?

Нарушения речевого развития: что может мешать ребёнку говорить?

В спектре нарушений речи есть много различных вариантов, и порой даже опытные специалисты затрудняются в постановке точного диагноза ребёнку. Вот общая классификация нарушений (учитывайте, что они также могут быть комбинированными).

Основное разделение с точки зрения медицины в проблемах развития речи – их первичность или вторичность. Первичные вызваны поражением органов, отвечающих за распознавание и воспроизведение речи – слухового и речевого аппарата, или отделов головного мозга, ответственных за речь.

Вторичное нарушение развивается как следствие замедленного эмоционально-психического развития. Оно не вызвано органическими нарушениями, но наблюдается при других проблемах, например, расстройстве аутистического спектра у ребёнка, или у полностью здоровых детей, которые остаются без тесного общения с раннего возраста, как порой в детских домах.

Факт!

Ученые доказали, что лучший вариант раннего развития ребёнка – помогать ему осваивать социальные навыки общения. Именно это по данным исследований действительно оказывает стойкий эффект на уровень интеллекта и проявляется даже в школьные годы при освоении наук.

Частые первичные нарушения развития речи:

  • Алалия возникает из-за поражения коры больших полушарий головного мозга. Она подразделяется на моторную – когда понимание речи есть, но говорит ребёнок с трудом или не говорит совсем, сенсорную – когда звуковоспроизведение не страдает, но нет понимания смысла слов, и сенсомоторной, с обеими проблемами.
  • Афазия: о ней говорят, если ребёнок из-за травмы или болезни перестает разговаривать (диагностируется при потере речи после трех лет). Тоже выделяют моторную, сенсомоторную и смешанную формы.
  • Дизартрия: ребёнок все понимает и может говорить, но так как есть проблемы с достижением нервных импульсов от мозга до речевого аппарата, произношение очень невнятное и окружающим понятное с трудом или непонятное совсем.
  • ОНР или общее недоразвитие речи – когда все системы, участвующие в освоении и воспроизведении речи, сформированы недостаточно полно.

Значительная часть этих состояний поддается коррекции при условии раннего начала регулярных занятий с ребёнком. Как заниматься и что делать – будут советовать несколько специалистов конкретному ребёнку и его родителям, так как план работы всегда индивидуальный.

Родители должны знать, что план составляется только профильным специалистом и только после личной и очной диагностики ребёнка и консультации родителей. Вне зависимости от методов коррекции занятия дома будут составлять значительную часть работы – и это важно помнить. Как заниматься, чем, как часто – надо регулярно обсуждать со специалистами.

Факт!

Развитие речи требует систематического подхода. Поэтому занятия лучше проводить ежедневно по немногу, пока малыш не устает, нежели раз в неделю садиться и заставлять ребёнка заниматься целый час.

Как предотвратить нарушения развития речи?

И можно ли это сделать? Правы ли те родители, которые утверждают, что они просто читали Пушкина с рождения, и ребёнок заговорил в год полными фразами?

Факт!

Ученые доказали, что ребёнок начинает распознавать интонационный рисунок родной речи еще до рождения. После появления на свет малыши по-разному реагируют на родительский язык (даже если говорит не мать) и иностранную речь.

Предотвратить нарушения речи можно, так как эта высшая психическая функция, как и остальные, формируется во время взаимодействия. Если нет общения – нет и потребности в развитии речи. Так как формирование начинается почти с рождения, надо начинать разговаривать практически сразу. Вот рекомендации, как это делать:

  • Обращайтесь к малышу, называйте по имени, комментируйте, что вы делаете, что он делает, даже если он просто пошевелил пальцем. Не смущайтесь своих интонаций: как выяснилось, специфическое произношение, которое используют родители в обращении к малышам – более высокий голос и протяжные звуки – помогает детям быстрее развиваться;
  • В дальнейшем поддерживайте гуление и лепет, задавайте новые интонации слоговым «песням», «разговаривайте» при помощи них, помогайте малышу почувствовать удовольствие от такого вида общения;
  • Включайте ребёнка в разговор, даже если он пока не умеет ни говорить, ни отвечать. Реагируйте на то, что он произносит, подхватывайте «диалог»;
  • Не разговаривайте монологами: делайте паузы, пусть ребёнок отвечает так, как может, хотя бы жестами;
  • Задавайте вопросы, постепенно усложняя их;
  • Если малыш уже умеет словами что-то попросить, настаивайте на речи, переставая «понимать» жесты и звуки;
  • Поправляйте ошибки и помогайте строить фразы, дополняйте их подробностями;
  • Вместе с ребёнком радуйтесь его новым словам.

Это несложные рекомендации, но именно они помогают избежать вторичных нарушений развития речи. Первичных избежать крайне сложно: хотя есть факторы, которые влияют на возникновение алалии или афазии, но далеко не все можно исключить. Патологии развития могут появиться у самого избалованного вниманием ребёнка, с которым много и с удовольствием разговаривают.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 18.05.2021 10:19
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

One year of high-quality early education improves outcomes for low-income infants, toddlers / Noreen Yazejian, Donna M. Bryant, Sydney Hans, et al. // Child Development February 8, 2017
Does the raising IQ-raising g distinction explain the fadeout effect? / John Protzko // Intelligence 2016 56
Measuring success: Within and cross-domain predictors of academic and social trajectories in elementary school. / Amy Pace, Rebecca Alper, Margaret R. Burchinal, et al. // Early Childhood Research Quarterly 2018. May

Читайте также

Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев и его особенности
Развитие малышей: особенности новорожденных, основные этапы и их сроки. Как помочь ребенку развиваться правильно?
Не правша и не левша: амбидекстрия у ребенка – это хорошо или плохо?
Что надо знать о двурукости: бонусы и минусы, особенности и опасности амбидекстрии.
Развитие ребенка в 6 месяцев: что пора уметь?
Что пора уметь малышу после полугода: основные навыки и умения.
Детские рисунки на тему ЗОЖ: закрепляем полученные знания
Ребенку задали нарисовать рисунок на тему ЗОЖ? Это отличная возможность для формирования нужных навыков.
Как разговорить ребенка: новые методы речевой терапии при аутизме и ЗРР
Ученые: методика PRT помогает стимулировать и развивать речь лучше, чем все остальные.
Не готов к школе: эксперты о детях, которые начинают учиться слишком рано
Особые проблемы самых маленьких в классе: СДВГ, УО, депрессии. Простые тесты готовности к школе.