Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Развитие ребенка
  6. Речевое развитие ребенка

Речевое развитие ребенка

Поделиться в WhatsApp Речевое развитие ребенка

С самого рождения ребенок начинает усваивать важнейшее средство коммуникации – речь. Для каждого возраста существуют определенные закономерности, которые стоит знать родителям, ведь благодаря этому они смогут понять, как осуществлять развитие детей раннего возраста и когда требуется помощь специалиста.

Особенности речевого развития ребенка от 0 до года

Хотя свои первые слова ребенок произносит ближе к году, уже с первых дней жизни он погружается в атмосферу общения. Его мозг, словно губка, начинает впитывать новые впечатления, и поэтому с малышом важно постоянно разговаривать. От месяца к месяцу ребенок будет вслушиваться в речь окружающих его взрослых и на основе этого будет происходить речевое развитие ребенка.

До года ребенок проходит следующие стадии:

  • Крик.

Пока что это единственное средство привлечь к себе внимание, когда малышу хочется есть, спать или пора поменять подгузник. Понемногу в крике появляются интонации – к третьему месяцу практически любая мама по голосу может определить, почему именно закричал ее малыш, хотя для других взрослых, которые не так часто общаются с этим ребенком, это даже удивительно.

  • Гуление.

Это универсальный язык детей со всего земного шара и первая попытка строить диалог со взрослым. Все эти подражания звукам речи, все эти «агу» становятся гораздо активнее, когда ребенок видит маму или папу, хотя он вполне может гулить и сам по себе.

  • Лепет.

Примерно в полгода речевое развитие ребенка приводит к тому, что малыш начинает осваивать произношение слогов и постепенно наполняет их определенным смыслом. В дальнейшем из лепетных слогов будет уже складываться словарь ребенка – сначала из простых слов с повторяющимися слогами, например «мама», «папа», «баба», а уже потом усваивает и более сложные слова.

  • Слово.

Приближаясь к своему первому дню рождения, дети уже обладают возможностью произносить примерно 5-10 слов, хотя понимают гораздо больше – знают свое имя и имена родителей, как называются игрушки и картинки в книжках, каким словом обозначаются действия.

Хотя есть определенные нормы развития речи у детей в этом возрасте, важно помнить, что у каждого ребенка срок появления речи индивидуален, и не стоит паниковать, если в 11 месяцев вы пока не дождались, чтобы ребенок назвал вас «мама». Он может наверстать темп потом, и он даже сможет обогнать своих сверстников.

Средства речевого развития ребенка от 0 до года

Первое и главное средство развития речи детей в этом возрасте – это общение. Ребенок уже с рождения вслушивается в звуки окружающего мира, и речь взрослого для него очень важна, поэтому комментируйте свои действия, поощряйте каждую попытку малыша пообщаться с вами, и он обязательно вам ответит.

Развитие речи будет эффективнее, если вы будете использовать следующие средства:

  • Чтение. Есть очень много сказок для самых маленьких, которые любят слушать дети. На стадии слогов вы можете пробовать читать по ролям – например, поиграть в «Гуси-гуси, га-га-га».
  • Игрушки со звуком. Развитие ребенка вряд ли можно представить без игрушек, а звучащие игрушки интересны всем детям.
  • Тренировка губ и щек. Надувайте мыльные пузыри, сдувайте кусочки бумаги со стола, дуйте в дудочку – это интересные и полезные игры для детей.
  • Пальчиковые игры. Всем известная «сорока-белобока» и подобные игры полезны для речи, так как мелкая моторика напрямую влияет на развитие речи ребенка.
  • Песенки и потешки.
  • «Я тебя не понимаю». Конечно, многие мамы понимают собственного ребенка и без слов, но ведь тогда у него не будет стимула осваивать эти самые слова! Поэтому иногда притворяйтесь, что не понимаете его жестов – например, скажите «Я не понимаю, на какую игрушку ты показываешь, скажи, что тебе дать?»

Особенности развития речи у детей от 1 до 3 лет

Особенности развития речи у детей от 1 до 3 лет

С каждым днем речь малыша совершенствуется: улучшается произношение звуков, становится больше запас используемых слов, отдельные слова складываются в простые предложения. С года до трех речевое развитие ребенка проходит следующие этапы:

  1. От года до 2 лет ребенок переходит от лепета к произношению слов, хотя многие звуки еще не очень совершенны. К двум годам большинство детей начинают использовать новое средство познания мира – простые вопросы. Малыш уже понимает, что для того, чтобы что-то получить от взрослого, лучше сказать это словами, и часто этим пользуется. Словарный запас составляет примерно 50-300 слов.
  2. С 2 до 3 лет речевое развитие ребенка продолжается. Малыш активно пополняет свою копилку используемых слов, постепенно осваивая правильное произношение (поэтому не стоит слишком часто подражать неправильной речи ребенка, хотя это и очень мило – ведь он повторяет все за вами). За год словарь ребенка возрастает, и к трем годам составляет около 250-500 слов, которые начинают складываться в простые предложения.

Средства речевого развития ребенка от 1 до 3 лет

Родители продолжают принимать активное участие в развитии речи малыша, и эти средства развития ребенка будут им полезным подспорьем:

  • Игры на развитие мелкой моторики.

Доказано, что развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие речи у детей. Пальчиковые краски, пуговицы, бусины, рисование и все, что требует точных движений, будут полезны.

  • Развитие речевого дыхания.

Мы произносим звуки на выдохе, поэтому важно, чтобы дети учились делать это тоже. Тренировать дыхание можно, сдувая пушинку с ладони, дуя на одуванчик на прогулке или выдувая мыльные пузыри.

  • Ролевые игры.

Поиграйте с ребенком в телефон, предложив понарошку позвонить деду Морозу или другому сказочному персонажу.

  • Чтение.

Продолжайте читать с ребенком, обсуждать прочитанное, задавать ему несложные вопросы о содержании.

Когда стоит обратиться к специалисту

Так как 2-3 года – лучший период для усвоения речи, именно тогда стоит подумать, правильно ли идет речевое развитие ребенка. Поэтому обратите внимание на следующие значимые моменты:

  • Отсутствие лепетных слов в год
  • Невозможность ответить на простые вопросы, отсутствие слов в 2 года
  • Неправильно определяет цвет и форму предмета, не задает вопросов, не умеет строить простые предложения в 3 года.

Развитие ребенка важно для всех мам и пап, но нужно быть особенно внимательными тем родителям, ребенок которых раньше наблюдался у невропатолога. К счастью, большинство детей любят заниматься с логопедом – ведь для них это не занятие, а интересная игра.

Особенности развития речи у детей от 3 до 7 лет

Особенности развития речи у детей от 3 до 7 лет

В 3-7 лет развитие речи у детей продолжается, и это особенно важно для того, чтобы к концу этого периода ребенок был готовым к школе. Можно выделить следующие важные моменты:

  • 4 года.

Малыш совершенствует произношение звуков, перестает путать шипящие. В речи активно используются предлоги и союзы, ребенок может развернуто рассказать о чем-нибудь – ведь он использует уже целых полторы тысячи слов, а иногда и больше.

  • 5 лет.

Ребенок использует пойти 3 тысячи слов, среди которых представлены все части речи. Дети начинают употреблять обобщения – могут сказать, что помидоры и огурцы относятся к овощам, а пароход, машина и трамвай являются транспортом. Практически все слова и звуки произносятся правильно.

  • 6-7 лет.

Словарь увеличивается дальше, ребенок размышляет о том, как использовать слова, почему то или иное слово имеет определенный род. Дети начинают читать с выражением стихи, употреблять образные предложения.

Средства речевого развития ребенка от 3 до 7 лет

В этот период особенно полезны комплексные средства развития ребенка, например, составление рассказа по картинке. Игры типа «вопрос-ответ» также отлично подойдут для того, чтобы ребенок научился говорить правильно. При этом вы можете не только задавать вопросы ребенку сами – предложите ему поиграть в журналиста и взять интервью у вас, пусть он задает разные вопросы. Полезны загадки, ведь они не только развивают речь, но и положительно влияют на образное мышление. И, конечно, в этом возрасте уже можно осваивать скороговорки – это прекрасное упражнение для развития дикции.

Когда нужна помощь специалиста

Ребенку, речь которого существенно отстает от норм, не только сложно общаться – ему будет сложнее учиться в школе. Поэтому обратитесь к логопеду, если:

  • В 4 года ребенок не умеет произносить звуки и даже группы звуков, не может выучить даже короткий стих, ему сложно запоминать новые слова, а при их произношении страдает слоговая структура.
  • В 5-6 лет произносит звуки неправильно, не может согласовать слова в предложении, не умеет составлять рассказ по картинке.
  • В 7 лет читает исключительно по слогам, меняет местами буквы в словах, пропускает некоторые.

Дети в раннем возрасте хорошо усваивают все новое, и речь – не исключение. Поэтому родителям важно общаться с малышом и заниматься с ним.

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3336 человек!