Гармоничное развитие ребёнка зависит от множества факторов, каждый из которых обязательно следует учитывать. При любом пробеле детям будет сложно наверстать упущенное. И одна из важнейших сторон в формировании детской личности — так называемое сенсорное развитие. Его задача — своевременно сформировать те системы, которые обеспечат малышу непосредственный контакт с окружающим миром. И нарабатывать навыки следует уже с самого раннего возраста.
Существуют конкретные возрастные нормы сенсорного развития, которые позволяют оценить состояние всех органов чувств и проконтролировать у ребёнка уровень обоняния, осязания, зрения, вкуса, слуха. Также существуют различные методики, которые способствуют сенсорному развитию в разные возрастные периоды детства.
Значение всех органов чувств в формировании крепких связей малыша с окружающей действительностью трудно переоценить. Это дает ему более полное представление о мире, а также помогает в дальнейшем наладить отношения с другими людьми, легче пройти процесс социализации. Но надо помнить, что для детей разного возраста применяются разные методики сенсорного развития.
Рак кишечника: симптомы, онкотесты, лечение, профилактика
Пройдите тест и оцените риск развития рака кишечникаМетодики сенсорного развития для детей раннего возраста
Этот метод развития ребёнка следует применять буквально с пеленок. Даже наиболее ранний возраст характеризуется тем, что грудничок воспринимает мир вокруг при использовании определенных чувств. У новорожденного, пока ему не исполнится четыре месяца, в основном задействованы осязание и обоняние. Поэтому родителям в этот период рекомендуется делать упор именно на развитии этих систем.
После четырех месяцев начинается более активное развитие зрения: дети больше смотрят по сторонам, наблюдают за действиями мамы и папы, у них проявляется интерес к ярким или движущимся предметам.
В шестимесячном возрасте активизируется осязание. В этот период уже можно начинать первые занятия (в том числе по тренировке крупной и мелкой моторики). Конечно, это должны быть самые простейшие упражнения на осязание, которые можно обозначить, как формирование определенного образа жизни малыша. Сюда относятся:
- поддержание постоянного физического контакта грудничка с родителями (прежде всего с мамой) вплоть до совместного сна и купания;
- размещение малыша на разных по фактуре поверхностях. Это могут быть ткани (гладкий шелк, мягкий хлопок, пушистый трикотаж и т. д.), мех, гладкое деревянное покрытие. Главное, чтобы от этих материалов на детской коже не было раздражения, царапин и аллергических проявлений;
- проведение упражнений для пальчиков: легкий массаж ладошек и подушечек пальцев, поддержание хватательного рефлекса, сжатие и распрямление кулачков.
Сенсорное развитие ребёнка в возрасте до года предполагает и другие упражнения. Скажем, для тренировки обоняния грудничок должен постоянно ощущать естественный запах мамы, так что женщинам следует отказаться от использования духов, туалетной воды, резких дезодорантов и т. д. После шести месяцев можно знакомить малыша с некоторыми посторонними запахами, которые должны быть приятными и легкими — желательно, чтобы это были природные ароматы.
Для тренировки зрения в самые первые месяцы жизни малыша можно чередовать показ ему черных и белых предметов, а после четырех месяцев — ярких цветных объектов. Можно дать возможность детям понаблюдать за их отражением в зеркале или за событиями, происходящими за окном. Слух лучше тренировать при помощи различных интонаций маминого голоса или легкой мелодичной музыки, в которой звучат разные инструменты.
В таком раннем возрасте еще сложно формировать вкус. Ведь прикорм рекомендуется использовать не ранее чем в полгода, а до этого малыш ощущает лишь вкус материнского молока либо смеси для кормления.
Что ощущают дети до трех лет
В этот период сенсорное развитие ребёнка идет уже не только более активно, но и целенаправленно. Работа всех систем совершенствуется, причем в ускоренном режиме. Наибольшая нагрузка выпадает примерно на трехлетний возраст. Рекомендуется именно в этот период переключиться на предметную методику тренировок. Иначе говоря, наиболее эффективными являются упражнения (прежде всего игровые) с различными предметами.
Еще одна особенность указанного периода взросления детей — это развитие всех органов чувств в совокупности. Для этого психологи и педагоги рекомендуют:
- играть с различными пирамидками, сортировщиками, волшебными мешочками и прочими аналогичными игрушками. Это дает возможность хорошо изучить отличные друг от друга текстуры, научиться распознавать цвета, оценивать детали по размеру;
- давать детям разные продукты, чтобы сделать узнаваемым их вкус и помочь малышу определиться с предпочтениями в меню;
- танцевать при звуках музыки;
- сортировать предметы по величине и форме.
К трем годам дети уже знают как минимум две геометрических формы. Это круг и квадрат. При этом ребёнок должен соотносить с этими формами конкретные предметы. Например, циферблат у будильника — это круг, а рама картины на стене — это квадрат. Также малыш в этом возрасте уже способен определять текстуры — гладкая, мягкая, шероховатая и т. д. Любые упражнения и тренировки сенсорного восприятия в возрасте до трех лет должны идти через исследование предметов.
Сенсорное развитие ребёнка в возрасте до шести лет
Более ранний возраст предъявляет гораздо меньше требований к сенсорному развитию. Все идет в определенном смысле естественным порядком. А вот накануне поступления в первый класс тренировки существенно усложняются, чтобы дети могли качественно подготовиться к школьным занятиям.
Наиболее эффективными по-прежнему остаются тренинги в игровой форме. Однако в этом возрасте от простых предметных занятий уже следует переходить к ролевым и дидактическим играм. Сенсорному развитию ребёнка это придаст новый импульс. Но предлагаемые малышу упражнения все равно должны оставаться занимательными и вызывающими у него искренний интерес.
Психологи рекомендуют следующие упражнения:
- показать ребёнку образец и попросить сложить такую же картинку из имеющихся геометрических фигур;
- дать малышу задание найти в квартире предметы, которые напоминают определенную геометрическую фигуру — например, круг, квадрат, треугольник;
- изменить какую-то картинку и попросить ребёнка найти различия с оригиналом.
Тем самым дети учатся тренировать внимательность и память.
Если сенсорное развитие будет успешным, полноценным и эффективным, то у ребёнка к школьному возрасту сформируются все необходимые сенсорные контакты с окружающим миром.