Развитие ребенка
Школа: как помочь адаптации
4.6

Школа: как помочь адаптации


Автор
Светлана Светлова


Ребенок попадает в совершенно незнакомую для себя среду с множеством людей, заданий и правил. Ему потребуется немало времени, чтобы переварить впечатления и привыкнуть к школьной жизни. От родителей в этот период требуется особое внимание к развитию ребенка, его здоровью и настроению.

Почему появляется стресс

  • Новые правила. Школьный уклад совсем не похож на привычный семейный. Приходится осваивать новые правила, менять стиль общения и поведения.
  • Умственное напряжение. Процесс обучения требует от первоклассника активизации всех мыслительных процессов. Нужно много усилий, чтобы быть внимательным во время урока и запоминать новый материал.
  • Статическая нагрузка. Ребенку приходится довольно много времени проводить, сидя за партой, хотя потребность в активности остается прежней.
  • Новый коллектив. Первоклассник окружен незнакомыми людьми разных возрастов и с разным характером, с которыми ему нужно построить отношения и занять свое место в группе.

Как может проявляться стресс

  • В период адаптации родители должны обращать пристальное внимание на состояние здоровья и настроение первоклассника.
  • Часто у него появляются такие симптомы, как плаксивость, вялость, подавленное настроение, головные боли или расстройства желудка, нарушается сон.
  • Ребенок может стать чересчур агрессивным, непослушным, грубить взрослым.
  • Иногда стресс проявляется даже в том, что ребенок становится очень прилежным. Вечером сам собирает портфель и одежду, утром встает по будильнику, очень боится опоздать на занятия. Это может означать, что ребенок очень переживает из-за учебы и тоже нуждается в поддержке.

Что нельзя говорить и делать родителям в период адаптации:

  • ругать ребенка за ошибки или если у него что-то плохо получается;
  • сравнивать его успехи с успехами других детей или с собственными в школьные годы;
  • пугать плохими оценками, которые он будет получать, если не исправится;
  • настаивать на общении с одноклассниками, ругать за необщительность;
  • плакать, провожая ребенка в школу;
  • оспаривать авторитет учителей;
  • рассказывать ребенку о своем волнении и опасениях относительно его учебы.

Как можно поддержать ребенка

  • Разговаривайте с ребенком по душам, внимательно выслушивайте все его истории и проблемы школьной жизни.
  • Почаще улыбайтесь сами и смешите ребенка, подбадривайте его, провожая в школу.
  • Поощряйте внеурочное общение с одноклассниками.
  • Хвалите ребенка даже за самые маленькие успехи.
  • Время после занятий должно быть посвящено двигательной активности, играм и прогулкам на свежем воздухе.
  • Организуйте режим дня так, чтобы ребенок достаточно высыпался.
  • Внимательно следите за детским питанием, чтобы малыш потреблял достаточное количество полезных и необходимых продуктов.
  • Активно участвуйте в школьной жизни, знакомьтесь с учителями и другими родителями.

Как понять, что ребенок удачно адаптировался к школе

  • С удовольствием ходит в школу без страха и слез.
  • Справляется со школьной программой, не испытывает трудностей. Если трудности есть, уделяйте больше внимания занятиям с ребенком, поддерживайте его, чтобы он не чувствовал себя глупым.
  • Хорошо складываются отношения в коллективе, есть друзья и любимые учителя.
  • Нравится самостоятельно выполнять домашнее задание.