Скороговорки и фразеологизмы — клад для развития речи ребенка

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Красивая речь — несомненное достоинство взрослых и детей. Четкость речи зависит от произношения звуков, а яркости и выразительности добавят устойчивые сочетания слов или фразеологизмы.

Алгоритм работы со скороговорками

Алгоритм работы со скороговорками

Ясности произношения звуков можно добиться с помощью скороговорок. Скороговорки являются частью культуры народа. Они являются великолепным тренажером на пути к освоению языка. Рифмованные фразы развивают дикцию и речевой слух ребёнка, связную речь и обогащают словарный запас.

Логопеды могут помочь поставить голос и отработать произношение звуков, но можно заниматься самостоятельно в домашних условиях. Мы предлагаем заниматься в игровой форме. Данная форма занятий может стать отличным развлечением в кругу друзей и семьи и принесет неоценимую пользу.

  1. Подберите скороговорки, которые нужно освоить.
  2. Разбейте скороговорки по звукам. Не стоит брать скороговорки с нарушенными звуками у ребёнка, использовать их можно только на этапе закрепления звука в связной речи.
  3. Прочитайте скороговорку ребёнку и нарисуйте вместе с ним иллюстрацию к ней. Обязательно выделите героя на рисунке.
  4. Объясните значение трудных слов малышу, можете вместе с ним попытаться найти объяснение непонятных слов.
  5. Не пытайтесь проговорить фразу с первого раза быстро, необходимо время для ее запоминания.
  6. Возьмите в руки погремушку или музыкальный инструмент и повторяйте скороговорку, одновременно играйте ритм текста.
  7. Встаньте с ребёнком напротив друг друга, бросайте мяч и проговаривайте скороговорку. Мяч можно подбрасывать вверх, перекидывать из одной руки в другую, стучать мячом о пол или о стену, одновременно повторять нужную фразу для запоминания.
  8. Ритм скороговорки можно прохлопать в ладоши. Отличным вариантом может стать игра в «ладушки», при этом повторяйте фразу.
  9. Нарисуйте стрелку и крутите ее от одного участника игры к другому, стараясь быстрее и быстрее повторить рифмованный текст. Данные соревнования можно устраивать и засекать время на часах.
  10. Очень полезным упражнением является составление вопросов к скороговорке и поиск ответов к ним.
  11. Попросите ребёнка повторить скороговорку 3−5 раз.

Самое главное в работе со скороговорками — регулярность. Совместные игры всех членов семьи принесут радостную атмосферу всему дому.

Игры со скороговорками

Игры со скороговорками

«Монетки»

Вырежьте из цветной бумаги монетки. У каждого игрока должен быть свой кошелек. За каждую скороговорку необходимо выдавать монетки и складывать в кошелек. Кто больше насобирает, тот и победил.

  • У деда дуб, у дяди бобов пуд.
  • Дыню дед делил:

Дане дольку выделил,

Диме дольку выделил,

А себя и обделил.

  • Дома жила Тома,

Тома была дома,

Когда в гости пришел Рома.

«Волшебный сундучок»

Скороговорки напишите на листе бумаги и положите в сундук. Игровой момент: cундук охраняет злодей, если проговорить все скороговорки правильно злодей превратится в доброго волшебника. Злодея можно нарисовать, после выполнения заданий исправить гневное выражение лица на улыбку и раскрасить героя в яркий цвет.

  • Хлеб купил Глеб,

В магазине много хлеба для Глеба.

  • Пеньки стоят в бору,

Опята растут в бору.

Пять опят у пеньков стоят.

  • В гости ходит Костя,

Костя любит гости.

«Рыбалка»

Любимая игра детей — рыбалка. Сделайте удочку с магнитиком, на рыбок наклейте листочки со скороговорками. Ловите рыбок и повторяйте рифмы.

Текст можно читать, поменяв местами начало и конец.

  • Барсук несет сук.
  • У Сани сани едут в гору сами.
  • Афанас у Власа, а Влас в гостях у Афанаса.

«Огород»

Задание: проговорить скороговорку и обвести подготовленный рисунок. Ответить на вопросы по скороговорке.

  • Варвара огурцы сажала,
  • Долго их поливала, полола и собирала,
  • И на зиму мариновала.

Вопросы можно задавать ребёнку от лица сказочного героя. Кто посадил огурцы? Как Варвара ухаживала за огурцами?

«Рыбка»

Нарисуйте рыбку в сетях. Ребёнок должен проговаривать скороговорки и закрашивать сети, чтобы ее освободить.

  • Лариса готовила плов из риса.
  • Борис купил килограмм ириса и угостил Ларису.
  • Рыбка в сети попала,

Очень она устала и выбраться не смогла бы,

Но ребята старались и рыбку выручить пытались.

«Поможем фиксикам!»

Задание: помочь мультипликационным героям, например, «фиксикам» починить электроприборы. Необходимо рассказать скороговорку без ошибок и подобрать необходимые инструменты. Электроприборы и инструменты нужно заранее нарисовать.

  • Маргарита встретила Риту,

Поговорила Маргарита с Ритой,

И разошлись Рита и Маргарита.

  • В городе погода размокропогодилась.
  • Баран, сорока и ворона спор устроили, да не переспорили.
  • Прасковья карася ловила, да не выловила.
  • Дровосеки дрова рубили, да не вырубили.
  • Семеро братишек читали книжки,

Про веселых поросят,

Про смелых щенят

И отважных крольчат.

Фразеологизмы — кладезь полезности

Фразеологизмы — кладезь полезности

Использование фразеологизмов в речи украшают ее, делают выразительной и красочной. Устойчивые сочетания слов во все времена использовались писателями, некоторые из них пришли к нам из Древней Греции. В школе фразеологизмы изучаются в течение всего периода обучения. Чтобы ребёнку легче было освоить фразеологизмы, нужно знать, как с ними работать.

Существуют словари фразеологизмов. Используя словари, ребёнку необходимо выполнить задания:

  • Найти фразеологизмы со сходным значением: ни зги не видно и тьма кромешная, тьма кромешная и хоть глаз выколи, от корки до корки и от доски до доски.
  • Подобрать фразеологизмы, в которых есть одинаковые слова. Например, со словом «язык»: чесать язык, у всех на языке, молоть языком.
  • Вспомнить фразеологизмы, вошедшие в русский язык из мифов Древней Греции. Пример: ахиллесова пята, яблоко раздора, гомерический хохот, дамоклов меч.
  • Выбрать крылатые слова из басен И.А. Крылова. Пример: у сильного всегда бессильный виноват; а Васька слушает, да ест; а вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
  • Можно представить фразеологизм в стихотворном тексте, а затем объяснить его значение.

Мышонок сочиняет перед мамой мышкой:

«Повстречал я как−то раз кота,

Рот открыл большущий кот,

Я не растерялся и крикнул громко,

Тебя сотру я в порошок!

Кот услышал, испугался и закрыл свой рот.

Но головой закачала мышка:

«Какой же ты у меня врунишка».

Фразеологизм «стереть в порошок» означает расправиться с кем−либо.

Профессии журналиста, телеведущего или ведущего на радио, учителя и многих других требуют лексически богатой, грамматически правильной речи. Для успешного обучения детей в школе и высших учебных заведениях правильная речь один из главных факторов успеха. Регулярные занятия со скороговорками и фразеологизмами не заставят долго ждать результата. Речь станет грамотной, логически связной, чистой и ясной!

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 11.01.2018 14:03, обновлено 13.12.2019 13:08
Рейтинг статьи:
4,0

Читайте также

Развитие речи у детей от года: помощь родителей
Развитие речи у детей первых двух лет жизни. Как помочь малышу в развитии речи, какие действия родителей запрещены. Что поможет развитию?
Упражнения с язычком или как сделать речь ребенка красивой
Развитие речи у ребенка индивидуально. Расскажем вам, с помощью каких упражнений можно улучшить произношение.
Развитие речи у малышей: все, что нужно знать родителям
Что нужно для полноценного и правильного развития речи у ребенка? Стоит ли прислушиваться к народным советам и поверьям, и причем тут хвост селедки?
Дети из билингвальных семей: перспективы развития речи
«Билингвальная семья»: good or not so good? Особенности развития ребенка в двуязычной среде.
Развитие речи у детей от 0 до года: как, зачем, почему?
Родителям будет интересно узнать о речевом развитии детей с рождения и до года. Можно помочь ребенку «разговориться», и мы расскажем, как это сделать.
Дети раннего возраста: в процессе воспитания развиваем речь
Секреты воспитания детей раннего возраста для правильного развития речи. Как? Зачем? Почему?