Развитие ребенка
Становление речи малыша
4.7

Становление речи малыша

Речь является лучшим способом взаимодействия между людьми. Однако, возможность разговаривать не является врожденной и приобретается в процессе развития. С самого возраста дети слышат речь своих родителей и близких людей. Грудные дети еще не способны воспринимать обращенную речь и тем более произносить отдельные слова, однако они слышат звуки, улавливают интонацию слов, начинают отличать речь от посторонних звуков. Развитие речи как средства общения невозможно без участия взрослого.

Первые попытки заговорить

Постепенно взрослея, ребенок пытается произносить свои первые звуки, гулит, лепечет. Это его первые попытки создать собственные слова. Однослоговые слова, которых нет ни в одном литературном словаре, порой обозначают конкретный предмет, действие. Повторяя за взрослыми обращенную речь, малыш обогащает свой словарный запас и пытается самостоятельно изъясняться.

«Детские» и «взрослые» слова различаются по составу

Между первым и третьим годами жизни ребенка речь претерпевает некую эволюцию: малыш может произносить полноценно несколько «взрослых» слов, но, в целом, его язык мало похож на общепринятый родной.

Взрослые часто задаются вопросом, что является нормой в этот период «автономной детской речи»? В первую очередь следует отметить, ребенок изобретает собственные звукосочетания, а не искаженно передает «взрослые» слова. «Детские» слова могут представлять собой «обломки» взрослых слов («па» — памперс или упал, «за» — заяц и т. д.). «Детские» слова могут быть абсолютно не похожи ни на какое «взрослое» слово, при этом оно может иметь определенное значение («лагисток», «гигика» и проч.).

Развитие мышления

Развитие мышления

Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления малыша. Новая информация об обозначениях объектов, их отличительных признаках закрепляется в виде первых представлений об окружающем мире. На эти представления будут наслаиваться впоследствии новая информация. Знакомство ребенка с обобщающими словами («одежда», «фрукты», «животные») будет способствовать развитию абстрактного мышления, для лучшего усвоения поступающего материала.

Средство контроля

Когда мы что-то запрещаем ребенку, или указываем, как правильно осуществить то или иное действие, мы сообщаем ему некую словесную инструкцию. Следуя ей, ребенок контролирует собственное поведение. Уже завтра он будет формулировать для себя приказы в собственной внутренней речи.

Когда же он заговорит?

Вы когда-либо встречали взрослого здорового человека, который вырос в социуме и совершенно не умеет разговаривать? Такая ситуация практически невозможна, поскольку речь является основным инструментом обмена информацией между людьми. Еще не было письменности, земледелия и государств, а люди уже общались посредством речи.

Некоторые родители могут беспокоиться, мол, «ребенку уже два года, а он не разговаривает» или «у всех знакомых заговорили, а мой молчит». Не следует спешить в этой деликатной ситуации. Если ребенок здоров, в развитии не отстает от сверстников (по заключению докторов), сам пытается общаться и окружающие с ним общаются, то он заговорит. Порой это происходит столь ярко и активно, что родители начинают с умилением вспоминать те времена, когда чадо помалкивало.

Ребенок молчит: ждать или помогать?

Ребенок молчит: ждать или помогать?

На этот вопрос у профессиональных логопедов один ответ: помогать. Особенно в период 2-3 года. Ненавязчиво, не ожидая быстрых результатов, разговаривать с ребенком и использовать рекомендованные специалистами упражнения, потешки и прочие инструменты для развития речи. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи своего ребенка и чем раньше будет оказана необходимая помощь, тем эффективнее она будет, и влияние дефекта речи на формирование личности сведется к нулю. Тактика пассивного бездействия родителя, как и напряженного ожидания «когда же он сам заговорит», является порочной.

Нарушения речи

Другое дело, когда ребенок заговорил, но некоторые слоги или буквы так и не научился отчетливо выговаривать: заикается, не может произнести звук «Р», проглатывает слоги. Речь ребенка, как и музыкальный инструмент, иногда требует «настройки». Такие проблемы не являются редкостью и иногда проходят самостоятельно, но для лучшего их разрешения все-таки необходимо уделять ребенку время, заниматься с ним, объяснять, как следует произносить те или иные звуки и слова. Дети легко поддаются процессу обучения и лучше начинать выстраивать правильную речь сызмальства, чем пытаться перевоспитать подростка. Для лучшего эффекта следует проконсультироваться с грамотным специалистом, он выявит все имеющиеся проблемы и даст ценные советы по их искоренению.

Причина задержки развития речи

В основе задержки речевого развития может лежать простая причина. Главная составляющая успешного становления речи — это общение родителей с малышом. В современном обществе родители уделяют все меньше внимания детям, появились отвлекающие гаджеты, такие как телефон, телевизор, которые при всей своей манящей привлекательности не научат малыша разговаривать. Малыш должен слышать не только речь как таковую, но и обращенную именно к нему речь, слова должны не только быть словами, но и наглядно отображать образ предмета, например, указывая на куклу необходимо проговаривать, где у куклы ножки, а где ручки, глазки и т. д. Необходимо уделять ребенку чуть больше внимания, и он обязательно ответит Вам.

Комментарий эксперта

Анастасия Владимировна Дроздова, проректор Института Междисциплинарной Медицины, детский клинический психологАнастасия Владимировна Дроздова, проректор Института Междисциплинарной Медицины, детский клинический психолог

— Как лучше пополнять словарный запас ребенка до трех лет? Считается ли аудиокнига и прочий текст, не обращенный конкретно к ребенку, полезным?

— У детей до трёх лет словарный пополняется за счёт общения. В этот период развития необходим коммуникативный процесс между ребёнком и родителем или хотя бы более старшим ребёнком, который уже говорит лучше. Возможно и желательно игровое взаимодействие. Если говорить об аудиокниге, то слушать её можно, но с обязательными комментариями родителей. Только от одного восприятия на слух ребёнок не научится говорить. Главный залог успеха — это общение.

— Ребенок еще слишком маленький и вряд меня понимает, надо ли мне говорить с ним развернутыми предложениями?

— Желательно говорить как можно более ёмкими, но короткими фразами, попутно объясняя сложные слова, малознакомые ребёнку. Чтобы определить степень понимания ребёнком вашей речи, можно в конце предложения задать простейший уточняющий вопрос, например: «Так?». Очень важно правильно использовать интонацию, разделять предложения, «не частить», чтобы ребенку было проще уловить смысл сказанного.

— Ребенку полтора. Он начал говорить обрывками привычных слов или отдаленно напоминающими привычные слова. Подскажите, это нормально?

— Это абсолютно нормально в таком возрасте. Беспокоиться нужно только в том случае, если раньше говорил лучше. У детей в таком возрасте есть такая особенность — они любят «пробовать слова на вкус», произносить отдельными частями, слогами. 


Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008

Развитие речи и формирование навыка чтения у детей: лонгитюдное исследование от рождения до 7 лет / Ляксо Е.Е., Фролова О.В. // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34 №3. - с. 24-35

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И.. - 2007