Упражнения в ходьбе и беге: развитие дошкольников

Развитие ребенка мать и дитя, развитие детей
shutterstock.com

С наступлением трехлетнего возраста большинство детей уже уверенно двигаются как шагом, так и бегом. Координация движений становится более четкой, формируется правильная ровная осанка. Но нередки случаи, когда ребенок запаздывает в физическом развитии, и его походка остается тяжеловатой, с шаркающими шагами, запинанием и неуверенными движениями рук. Для трехлетних детей также иногда характерны сбитый ритм движения и шаги разной длины.

Особенности физического развития ребенка в возрасте 3—4 лет

Особенности физического развития ребенка в возрасте 3—4 лет

Развитие каждого ребенка индивидуально, но для каждой возрастной группы существует ряд характерных черт. Так, в трехлетнем возрасте качество бега преобладает над ходьбой: быстрые перемещения даются детям легче, нежели неспешные прогулки. Но и здесь имеются свои недостатки. В беге они часто прижимают руки к корпусу, или слабо работают ими для увеличения скорости. Характерной ошибкой в беге является то, что дети опускаются на всю стопу, снижая силу толчка.

Чтобы ликвидировать эти ошибки, программа детского сада включает в себя упражнения и занятия, где детей обучают двигаться свободно, не шаркая ногами; а также ориентироваться в окружающей обстановке и взаимодействовать с другими детьми. Для этого используют:

  • ходьбу и бег всей группой либо разрозненными отрядами;
  • перемещения в колонне;
  • смену направлений;
  • движения по сигналу;
  • бег с препятствиями;
  • хаотичные перемещения группой.

Каждый из этих способов имеет свои особенности, которые нужно знать для правильного построения занятий.

Упражнения для физического развития детей и умения взаимодействовать друг с другом

Упражнения для физического развития детей и умения взаимодействовать друг с другом

Чтобы научить детей правильно двигаться и взаимодействовать друг с другом, используют следующие упражнения.

  • Перемещения в небольших группах по прямой траектории. Это одно из первых заданий, которые дают, чтобы улучшить физическое развитие ребенка. Оно обучает малышей взаимодействовать друг с другом и свободно перемещаться на расширенной территории. Воспитателю следует наблюдать за группами, отмечая тех, кто наиболее робок и неактивен. В отдельных случаях можно взять стеснительного ребенка за руку, и вместе с ним проделать нужное упражнение. На первых порах малышам трудно переключаться с бега на ходьбу, поэтому можно использовать парные задания: два раза проводят ходьбу, и два раза бег.
  • Перемещения общей группой. В задание включают бег и ходьбу. Дети должны перемещаться общей массой, попеременно используя быстрое и спокойное движение. Задачей воспитателя в этой ситуации является наблюдение за правильным движением: дети не должны толкаться, мешать друг другу идти или сбиваться с заданного направления.
  • Перемещения в колонне по одному малыми группами. Задачей этой игры является обучение детей правильному движению в колонне. Они должны идти по одному человеку, не обгоняя и не замедляя хода. Для этого группа разбивается на несколько отрядов, которые рассаживаются по местам. Сначала встает один отряд и начинает движение вслед за воспитателем, который возглавляет колонну и задает ритм при помощи бубна либо иного музыкального сопровождения. Закончив движение с одним отрядом, воспитатель ведет второй, наблюдая за порядком в нем. Следует учесть, что подобное перемещение дается детям сложно, и ему обучают не только в младших группах, но и в старших. Затем задание повторяют по отрядам, но дети идут не шагом, а бегут, стараясь соблюдать порядок.
  • Перемещение в колонне всей группой. Занятие строят в форме игры. Воспитатель объясняет детям ее правила, в которых им необходимо представить себя вагончиками и составить поезд. Воспитатель встает во главе колонны и выстраивает малышей за собой. Затем дети проходят полкруга и делают остановку. Воспитатель говорит, что вагончикам нужно бежать быстро и не отставать, после чего движение возобновляется в виде бега. В дальнейшем темп чередуется, но важно помнить, что малыши не могут самостоятельно регулировать дистанцию между собой.
  • Перемещения по кругу. В начале тренировки воспитатель составляет из различных предметов ровный круг. Детей строят в колонну и ведут по периметру круга, чередуя бег с ходьбой. Для облегчения перемещения можно задавать ритм при помощи музыкальных инструментов.

Эти занятия помогут продвинуть физическое развитие ребенка, и научить его выполнять задание совместно с другими детьми.

Упражнения для обучения детей ориентированию в пространстве

Упражнения для обучения детей ориентированию в пространстве

Помимо занятий, которые научат детей двигаться вместе, важно проводить те, что помогут им ориентироваться в окружающей обстановке. Для этого используют следующие виды упражнений:

  • Движения по сигналу. В качестве звукового оповещения воспитатель использует свисток, удар в бубен либо командное слово. Дети бегут по кругу, затем по сигналу переходят на ходьбу.
  • Движения по сигналу с остановкой. Это упражнение помогает ребенку правильно осваивать пространство и команды. Занятие можно построить в виде игры. Детям предлагают представить себя птицами, которые идут друг за другом. При словах воспитателя «воробушки», дети должны сделать остановку, произнести «чик-чирик», и возобновить движение. Если воспитатель говорит «гуси», то дети останавливаются и отвечают «га-га-га».
  • Перемещение в парах. Учит детей не только взаимодействовать с другими, но и выстраивать свое поведение с учетом поведения другого человека. Всех малышей разбивают попарно и ведут по кругу, затем меняют направление движения. В этом задании они могут столкнуться с такими трудностями, как неумение вымерять дистанцию, подстраиваться под темп партнера и всей колонны.
  • Перемещения врассыпную. Детям предлагают перемещаться по команде в разные стороны, избегая скопления в одном месте.
  • Движение с изменением направления. Первому и последнему ребенку из колонны дают по игрушке. Вначале предлагают следовать за одной игрушкой, затем разворачиваются и следуют за второй.
  • Перемещения через препятствия. Воспитатель раскладывает различные предметы на траектории следования колонны, затем ведет детей по заданному маршруту, предлагая перешагивать препятствия.

Регулярные занятия шагом и ходьбой научат детей правильно двигаться, ориентируясь в пространстве и, по необходимости, подстраиваться под партнера, отряд или колонну.

14 Сентября 2016 Развитие ребенка Сергей Лойра мать и дитя, развитие детей
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Записаться на прием
Для получения квалифицированной помощи
Вы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу