Развитие ребенка
Влияние сказок на развитие ребенка
4.5

Влияние сказок на развитие ребенка

Сказки — это поставщики большой части детских впечатлений, стимул для развития фантазии, способ знакомства с окружающим миром. Чтение сказок влияет на интеллектуальное развитие ребенка, обогащение его словарного запаса. В русских народных сказках есть уникальные речевые обороты, которые передают народную мудрость и составляют часть речевой культуры.

Как влияют сказки на развитие ребенка

Как влияют сказки на развитие ребенка

Во всех сказках есть положительные и отрицательные персонажи, но добро всегда побеждает зло. Сильные, отважные богатыри защищают слабых и беззащитных принцесс. На примере этих героев дети знакомятся с понятиями добро и зло, любовь и коварство, смелость, отзывчивость, дружба.

Русские народные сказки, такие как «Три богатыря», «Финист ясный сокол», «Василиса прекрасная» рассказывают, как жили люди в древние времена, какие могучие, легендарные герои были на Руси, какие совершали подвиги. Для детей сказки — это реальный мир вместе со всеми персонажами. А так как детям свойственно подражать, то они стремятся быть похожими на знаменитых героев. Поэтому мальчики любят сражаться на мечах, а девочки, даже вырастая, не перестают мечтать о прекрасных принцах.

В сказках ребенку показывается, что такое хорошо, и что такое плохо. Например, в сказке «Морозко» есть две героини, противоположные по характеру. Наглядно показывается, как хорошо быть доброй, трудолюбивой, отзывчивой, скромной. Как плохо быть ленивой, наглой, злой.

Авторские сказки известных писателей и поэтов имеют множество ярких образов и неповторимый сюжет. Сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане…» рассказывает о коварстве, любви и смирении, о том, что нельзя плохими поступками добиться счастья, о том, что нужно уметь прощать.

Волшебные и бытовые сказки не только влияют на развитие ребенка, но и имеют воспитательное значение. После прочтения каждой сказки можно поговорить с ребенком, спросить, кто из героев больше понравился и почему, как можно поступать, что делать нельзя.

Развиваем речь ребенка

В сказке передаются из поколения в поколение не только мудрость народная, но и неповторимые речевые обороты, например: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «жили-были», «подобру-поздорову». Эти слова создают сказочную атмосферу, переносят ребенка в другую волшебную страну, в Тридевятое Царство. Наряду с общеупотребительными словами эти речевые обороты обогащают речь ребенка.

В дошкольном возрасте развитие речи идет через игру, общение со взрослыми. Сказки дают детям большое количество новых слов, красивых литературных словосочетаний, которые можно потом использовать.

У родителей дома часто принят один постоянный стиль речи, ежедневное общение идет, в основном, на бытовые темы. Сказка открывает перед ребенком волшебный многогранный мир с приключениями, путешествиями. Ребенок узнает о разных странах, о злых колдунах, прекрасных феях. Пополнение словарного запаса идет незаметно и увлекательно. Главное читать ребенку регулярно и с интонацией. Тогда он сам быстрее научится не только сопереживать героям сказки, но и выражать свои эмоции, желания, мечты. А ведь это тоже имеет большое значения для полноценного развития ребенка.

Развитию речи способствуют инсценировки сказок. Дети на утренниках показывают по ролям отрывки из сказок или сказку целиком. Заучивая роли героев, они тренируются в произношении новых слов, обогащают свой словарный запас, что положительно сказывается на развитии ребенка.

Разыгрывать сценки из сказок можно и дома всей семьей, на праздниках перед гостями или родственниками. Сказки при этом выбирают соответственно возрасту детей, чтобы им было не слишком трудно играть своих персонажей.

Как благодаря сказкам развивается воображение у детей

Как благодаря сказкам развивается воображение у детей

Волшебные сказки наполнены чудесными персонажами: Баба Яга, Леший, Водяной, Кощей Бессмертный. Они часто страшные, но не всегда злые. После прочтения сказки можно предложить ребенку нарисовать главных героев — Иванушку и Аленушку, изобразить тех, кто им помогал, тех, кто заколдовывал.

Колдунью, фею, Золушку или кота в сапогах можно лепить из пластилина, делать аппликации. Это развивает воображение ребенка, способствует развитию памяти. Если малышам рисовать героев еще сложно, можно просто разукрашивать.

Изображение полюбившихся героев приковывает внимание детей к мелочам, они задумываются, как выглядит тот или иной персонаж, какого он цвета, во что одет, какое у него выражение лица. Ребенок воображает все это, у него развивается фантазия и творческое мышление.

Фантазируем вместе с родителями

Сказки можно не только читать, но и придумывать самим. Если сказка закончилась, а малыш требует еще, можно предложить ему самостоятельно придумать приключения для полюбившихся героев. О том, как они путешествуют, сражаются с ведьмами и колдунами, встречаются с гномами или попадают на другую планету.

А можно придумать и совсем новых персонажей, сочинить свою собственную сказку. И каждый вечер перед сном рассказывать о его новых похождениях.

Когда ребенок не хочет идти в детский садик, родители могут предложить каждый день по дороге в сад придумывать новые сказки с любимыми персонажами. Или вместе с ребенком придумать героя, назвать его, придумать, как он выглядит, где живет, и каждый день придумывать разные истории о нем. Это очень хорошо развивает фантазию, активирует словарный запас, закрепляет знания об окружающем мире, стимулирует развитие ребенка.

Чтение сказок может быть не только ежедневным ритуалом перед сном. В течение дня тоже интересно почитать любимые сказки. Некоторые из них ребенок будет просить перечитывать по много раз. Это тоже полезно, повторение развивает память. Потом можно предложить ребенку пересказать сказку своими словами. Или вместе с родителями взять куклы и мягкие игрушки, распределить между ними роли сказки и инсценировать ее.

Любимые сказочные персонажи остаются в памяти детей на долгие годы. Некоторые из них влияют на формирование черт характера. Сказки о животных, например, прививают любовь ко всему живому, учат состраданию, предотвращают проявление жестокости.

Дети, которым часто читают сказки, раньше учатся говорить, умеют в раннем возрасте выражать эмоции словами, их речь выразительна и разнообразна. А родители вместе со своим ребенком могут снова окунуться в эту волшебную страну детства и вспомнить любимых сказочных героев.