Развитие ребенка
Значение игры для развития ребенка: дети и творчество
4.6

Значение игры для развития ребенка: дети и творчество

Содержание

Программы развития детей в современном мире все чаще составляются с учетом желания взрослых видеть их в дальнейшем успешными и одаренными личностями. В погоне за усвоением новых навыков родители часто забывают о необходимости наличия «детства» у ребенка. Из арсенала детских игр пропадают коллективные действия, призванные обеспечить установление собственных правил и добровольное следование им. 

Подмена понятий в развитии ребенка

Все чаще можно услышать и прочитать рекомендации о том, что занятия следует проводить в игровой форме. Это верное и нужное замечание, но в большинстве случаев происходит полное замещение. Обучение новым навыкам в игровой форме вытесняет сами игры. В раннее развитие ребенка включают обучение счету, иностранным языкам, грамоте, решению логических задач. За нагромождением этих уроков может не остаться времени на самостоятельные детские игры с игрушками.

Подобные ситуации приводят к тому, что ребенок становится неспособен мыслить самостоятельно. Ему требуются указания взрослых, чтобы провести те или иные манипуляции с игрушками. Исчезает свобода творчества, дети быстро теряют интерес к игрушкам просто потому, что не умеют правильно играть ими. Нередко это происходит потому, что малыши растут во взрослом мире — разновозрастные совместные компании теперь редкость, и некому научить младших правилам детских игр, а у взрослых нет на это времени. Дошкольное развитие ребенка в виде освоения навыков очень важно, но и детские игры приносят немало пользы в развитии малышей.

Значение игр в дошкольном развитии ребенка

Значение игр в дошкольном развитии ребенка

Совместные и одиночные детские игры помогают детям организовывать собственный досуг самостоятельно. Развитое воображение помогает им моделировать и проигрывать различные ситуации, с успехом использовать одновременно несколько кукол. Посредством разыгрывания сценок они учатся поведению в повседневных ситуациях, а также осваивают навыки общения друг с другом. 

В условиях детских игр развитие ребенка происходит так же, как и при обучающих занятиях. Самым главным является то, что дети сами создают правила и добровольно принимают решение придерживаться их. Выполнение созданных предписаний доставляет ребенку удовольствие, ведь в этом и заключается смысл игры. Осмысленное выполнение действий формирует волевое поведение: малыш учится думать самостоятельно. Обмен эмоциями и мыслями стимулирует мышление и развивает воображение.

В процессе игры дети подражают поведению своих героев, копируют идеальную для себя манеру взрослого. Учатся быть инициативными, принимать последствия своих поступков. Современная действительность такова, что малыши утрачивают представления об игре. Они не хотят следовать своим же правилам, обесценивают нормы поведения. Не желая соотносить свое поведение с правилами, они теряют возможность научиться самоконтролю и дисциплине. 

Отсутствие игровых навыков не лишает возможности детей освоить нормы поведения, бытовые обязанности и правила, учебные дисциплины. Но все они приходят извне, от взрослого; к ним приходится приспосабливаться и подстраиваться. Они не воспринимаются как нечто собственное, созданное самостоятельно. В игре решения принимаются детьми, правила сливаются с собственными желаниями и не вызывают отторжения, поэтому дошкольное развитие ребенка происходит результативно и быстро. 

Практика показывает, что современные дети мало умеют заполнять свое свободное время. Они перекладывают игрушки, пробуя то одну, то другую, но без подсказки взрослого игровая деятельность не складывается. Следует понимать, что если своевременно не обучить детей правилам игры, то в дальнейшем эти навыки не возникнут самостоятельно. Во взрослой жизни это может обернуться неумением проявить заботу о близких, наладить контакты, избежать спорных ситуаций. Подмена игры обучением может вылиться в пренебрежение правилами, быстрое утомление от школьного обучения, неспособность самостоятельно проявлять инициативу, творческую фантазию. 

Как научить детей игре

Как научить детей игре

Наиболее подходящим возрастом для обучения детей правилам игры считается возраст от 1,5 до 2 лет. Для начала разыгрывают обыденные ситуации посредством игрушек: «собачка пришла в гости к зайчику пить чай», «мама укладывает куклу спать». На первых этапах происходит наблюдение и запоминание, позже малыши начинают самостоятельно воспроизводить действия взрослых, подчиняя их заданным правилам. Важным моментом при игре в куклы или «дочки-матери» является предоставление возможности крохе побыть в роли взрослого, тем самым он сможет научиться проявлять внимание и заботу, а также опекать более слабых.

Содержание ролевых игр также важно в дошкольном развитии ребенка. Отождествляя себя с героями собственных игр, дети подражают их поведению и формируют в себе такие же черты характера. Поэтому родителям важно обеспечить их разносторонними развивающими игрушками. Но на этом функция взрослого не заканчивается — ребенка следует научить правильно играть, иначе интерес к новинкам быстро угаснет, и покупки и поделки станут очередным бесполезным хламом в комнате. 

Разнообразие игрушек — также важная составляющая в воспитании ребенка. Если в просьбах малыша о новой игрушке начинает прослеживаться склонность к одной линии, необходимо внимательно присмотреться к его играм: увлечение военной техникой может говорить о наличии сложной ситуации соперничества в детском саду или на площадке. А пристрастие девочки к украшениям или только к куклам сужает границы интересов и ограничивает познание. 

Детские игры не должны служить только ступенью подготовки к школе. Чрезмерное навязывание обучения через игры приводит к тому, что ребенок учится предметам, нужным взрослым. Но зачастую забываются такие важные вещи, как умение взаимодействовать между собой, подчиняться коллективным правилам, заботиться о близких и оберегать их, ухаживать и помогать более слабым. Дошкольное обучение — нужная ступень в развитии ребенка, но важно соблюсти меру и не лишить малыша детства.