Осознание себя: обучающие игры для ребенка

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Маленький ребёнок не сразу осознает собственное «Я». Не знает — мальчик он или девочка, не имеет представления о строении своего тела. Поэтому родители должны буквально с рождения знакомить кроху с самим собой и помогать ему осознавать собственную уникальность. Помогут в этом интересные игры.

«Кто я?» познавательные занятия для детей

Основное направление первых простых игр — научить ребёнка выделять себя и своих близких. Начинать такие занятия для детей можно с 4—5 месяцев:

  • Где мама?

Эту игру можно провести, когда в комнате, кроме мамы и малыша, присутствуют другие люди. Кто-то из близких спрашивает у крохи: «Где мама?». Если ребёнок не понимает, что делать, взрослый берет его ручку и направляет в сторону мамы: «Вот мама». Затем повторяет вопрос и снова показывает на маму. Постепенно малыш начнет понимать, чего от него хотят и научится выделять близких людей.

  • Где Миша?

Принцип игры тот же. Только взрослые учат малыша выделять себя: «Где Миша?» — «Вот Миша». Возможно, у малыша не сразу все будет получаться. Однако если проявить некоторое терпение и упорство, результаты не заставят себя ждать.

«Какой я?» знакомство ребёнка с собственным телом

«Какой я?» знакомство ребёнка с собственным телом

С самого раннего возраста нужно знакомить малыша с названиями частей его тела. Это совсем не трудно сделать. Достаточно регулярно дотрагиваться до его рук, ног, носа, глаз и т. д., и рассказывать, что это такое. Кстати, делать это возможно в процессе выполнения ежедневных манипуляций. Например, одевая ребёнка, приговаривать: «Сейчас мы наденем на ножки носочки».

Для знакомства с телом малыша можно использовать пальчиковые потешки, которые обращают внимание крохи на его ручки и пальчики. В процессе игры мама рассказывает ребёнку потешки и загибает пальчики:

  • первый пальчик — дедушка,
  • второй пальчик — бабушка,
  • третий пальчик — папа,
  • четвертый мальчик — мама,
  • пятый пальчик — Мишенька.

Для запоминания частей собственного тела подойдет и простая игра в «Комариков». Для этого нужно соединить два пальца, а потом «летать» над ребёнком, приговаривая:

  • летали комарики
  • на воздушном шарике.
  • Летали, кружились,
  • в носик вцепились.

Попался носик!

Первую часть потешки нужно произносить медленно, а вторую — быстрее. Малыш будет воспринимать это как команду — прячь носик! После этого комарик должен укусить за руку, ногу, ухо и прочие части тела.

Довольно скоро ребёнок не только выучит, что и как у него называется, но и станет с восторгом прятать от «назойливого комара» названную часть тела.

Можно проводить такие уроки и в процессе умывания или купания ребёнка. Для этого мама, дотрагиваясь до носика, ротика или щечки, называет их: «Вот носик, вот ротик, а вот щечка».

Итак, малыш уже выучил, где у него ручки и ножки. А известно ли ему, где у него находятся, например, бедро и запястье? В этом тоже помогут определенные занятия для детей. Например, можно дать малышу во время купания губку и предложить потереть правый локоть или левую пятку. В дальнейшем малыш начнет разбираться, где у него находятся бедро, лопатка, ключица, запястье, голень.

Можно предложить ребёнку другую игру, в которой мама задает вопросы типа: «Чем Миша смотрит?», «Чем Лена кушает?», «Чем Саша слушает?» и так далее. Ребёнок должен называть подходящие части тела. Ну а если малыш еще не разговаривает, он может их просто показывать.

Следующий вариант — встать вместе с ребёнком у зеркала и вместе рассматривать свое отражение. Задавать малышу вопросы, а он пусть отвечает или показывает пальчиком: «Где Коля?» «Где мама?» «Где у тебя ручка?» Это поможет в развитии ребёнка. И вообще, детям нравятся такие игры.

Есть еще одна игра, играть в которую можно как дома, так и на прогулке. Суть в том, что мама дает ребёнку задания, а он их выполняет:

  • покажи, где у тебя шея;
  • погладь по голове маму;
  • возьми за руку папу;
  • вытяни шею, как гусь;
  • похлопай себя по щечке;
  • втяни голову в плечи;
  • подними вверх левую руку.

Полезное общение: развитие ребёнка

Полезное общение: развитие ребёнка

Малыш растет. С каждым днем он становится более сообразительным. И чем больше родители будут знакомить его с окружающим миром, тем более успешным будет развитие ребёнка. Мы уже рассказали, как познакомить кроху с частями собственного тела. Теперь нужно рассказать о нем самом, то есть кто он — мальчик или девочка, как происходит развитие ребёнка, и кем он станет, когда вырастет. Такие занятия для детей очень важны для осознания малышом того, кем он является и какое место занимает в этом мире.

С раннего детства ребёнок должен понимать свою половую принадлежность. Нужно обращать его внимание на других людей, объяснять, что люди делятся на мужчин и женщин. Говорить о том, что мальчик, когда вырастет, станет мужчиной, а девочка — женщиной. И мама с папой тоже когда-то были маленькими девочкой и мальчиком. А еще почаще напоминать малышу о том, что он человек, поэтому устроен так же, как другие люди. Но вместе с тем каждый человек по-своему уникален. Поэтому другого такого малыша на свете нет. Ни у кого больше нет таких красивых глазок и розовых щечек. И никто не может так нарисовать солнышко, как он. Важно донести до малыша то, что он — личность. То есть единственный, особенный и неповторимый.

В процессе общения следует рассказывать ребёнку о том, что все в этом мире растет, в том числе и он сам. Можно посмотреть вместе с ним семейный альбом, показать его фотографии, когда он только родился и еще ничего не умел делать. Потом научился сидеть, ходить и даже бегать. А теперь вот уже много чего может делать сам, потому что подрос. И будет дальше расти и многому учиться.

Как тебя зовут?

Цель следующего урока — рассказать малышу о том, что у каждого человека есть имя. Для этого нужно:

  • рассказывать о том, что когда человек рождается, мама с папой дают ему имя;
  • спрашивать у крохи как его зовут. А также о том, какие имена носят мама, папа, бабушка и дедушка;
  • рассматривать вместе с ребёнком фотографии людей, которых он хорошо знает, и называть их имена;
  • предложить малышу придумать имена игрушкам — куклам и зверушкам. Вполне возможно, что в этом деле ему понадобится родительская помощь;
  • придумывать вместе с малышом имена нарисованным в книжке людям и животным.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 09.11.2018 16:59, обновлено 17.04.2020 18:22
Рейтинг статьи:
4,7

Читайте также

Полезные игрушки, которые не купишь в России
Красота, прочность и польза для развития: игрушки, которые не продают в России.
Игрушки для ребенка от 0 до 2 лет
Ни один ребенок не обходится без игрушек. Они не только увлекают кроху в мир интересного, но и развивают. Какие же игрушки должны быть у малыша от 0 до 2 лет?
Новая жизнь Lego: идеи для творческих родителей
Не знаете, куда девать мешки с конструктором? Узнайте, какие поделки и вещи можно из него изготовить.
Игры детей ХХ века: без вести пропавшие
Игры, которым стоит научить своих детей и внуков: MedAboutMe приглашает вспомнить забытые игры.
Осторожно: игрушки для детей!
Агрессивные и странные, иногда даже пугающие игрушки – важно ли оградить от них ребенка или они могут быть полезны?
Игрушки для малыша, которые не надо покупать специально
Как выбрать лучшие игрушки для ребенка? Если цель не просто занять кроху, а еще и развивать его, то обучающий материал легко найти в каждом доме.