Репетитор
Как повысить эффективность занятий ребенка с репетитором?
5
02.01.2018
1614

Как повысить эффективность занятий ребенка с репетитором?


Автор
Альбина Давлетова


Содержание

Подготовиться к поступлению в ВУЗ, подтянуть оценки в школе, выучить иностранный язык, получить дополнительный навык вне школьной программы… Решить эти задачи поможет репетитор. Однако услуги его не так уж дешевы, и прогадать с выбором не хочется. Родители должны помнить, что важны не только регалии и опыт преподавателя, но и его умение найти индивидуальный подход к ребенку, наладить с ним контакт. Иначе результативного обучения вряд ли стоит ожидать. Какие еще нюансы стоит учесть при поисках репетитора и взаимодействии с ним?

Цель — научить учиться

Хороший учитель помимо передачи образовательной информации должен научить детей самостоятельно добывать и приобретать новые знания. Репетитор, который многие годы учит одного и того же ребенка, — не очень хороший признак. Нужно, чтобы дети постепенно приучались получать знания, организовывать свой рабочий процесс, анализировать и делать выводы. Если репетитор не может и не предполагает этому учить ребенка, то вряд ли стоит с ним дальше сотрудничать.

Общение с ребенком

Общение с ребенком

Недостаточно, чтобы при найме преподавателя его видели и беседовали с ним только родители. Ребенок тоже должен присутствовать и участвовать в знакомстве со своим потенциальным учителем. Благоприятный знак, если репетитор при первом общении будет уделять больше внимание ребенку, чем родителям. Так он продемонстрирует умение налаживать контакт с учеником. Неправильно, если в дальнейшем нанятый преподаватель будет обсуждать проблемы учебного процесса только с родителями за спиной ребенка. Хороший репетитор должен всегда поддерживать доверительный контакт со своим учеником.

Отказ от лишних занятий

Если цель репетиторских занятий — улучшить отметки ребенка в школе — была достигнута, то необходимость в продолжении сотрудничества с репетитором отпадает. Зачем переплачивать ему лишние деньги за уже выполненную им задачу? Пусть ребенок попробует справиться без его помощи. Во избежание недоразумений важно заранее четко проговаривать цели обучения с преподавателем.

Незнакомый репетитор

Существует мнение, что лучше всего нанимать стороннего репетитора, которого ребенок еще не знает. Поскольку далеко не всегда учителя, с которыми малыш ежедневно взаимодействует в школе, могут установить с ним необходимый контакт для качественного обучения на дому. Это происходит по разным причинам. Одна из них — определенное предвзятое мнение учителя об ученике, и наоборот, что может помешать продуктивному взаимодействию.

Время на отдых

Некоторые родители считают, что за учебный час работы репетитора ребенок должен сделать максимально много, а перерывы на отдых — только пустая трата времени и денег. Но хороший преподаватель понимает, что небольшие паузы во время занятий позволяют сохранять продуктивность обучения. С ними ребенок устает гораздо меньше и лучше усваивает материал. По этой же причине нужно учитывать, что дополнительные занятия не должны начинаться сразу же после школьных уроков, после которых дети должны хоть немного отдохнуть и подкрепиться.

Предварительная оценка знаний

Для эффективности индивидуальных занятий опытный учитель обязательно проведет небольшое тестирование или устный мониторинг уровня знаний ребенка. Это поможет ему лучше подобрать индивидуальную программу обучения, выявить слабые точки и определить степень сложности поставленной перед ним задачи.

Условия для занятий

Часто уроки с репетитором проходят дома у ученика. Родители должны предусмотреть для этого отдельную комнату или удобное и спокойное место с хорошим освещением. Недопустимо, чтобы домашние шумели и постоянно ходили рядом во время процесса обучения. Это ухудшит эффективность занятий и не даст желаемого результата.

Избегание монолога

Для качественного и результативного обучения ребенок на занятиях должен говорить столько же, сколько и его учитель, или даже больше. Если урок состоит преимущественно из монолога преподавателя, то вряд ли ученик хорошо усвоит полученную информацию. Для этого он должен проговаривать ее, обсуждать, задавать вопросы. Только в процессе активной беседы ученика с учителем обучение становится продуктивным.

Серьезная учеба не для малышей

Большинство экспертов придерживаются мнения, что нецелесообразно нанимать репетитора для занятий с малышами до пяти лет. В таких случаях больше нужна няня, чем профессиональный педагог. А репетитор, который соглашается на эти услуги, просто хочет легкого заработка. Малышам до пяти лет интереснее и эффективнее будет посещать развивающие центры, основанные на игровом обучении в группах с несколькими детьми. Индивидуальные серьезные занятия в этом возрасте не так важны и продуктивны.

Участие родителей

Участие родителей

Если репетитор тщательно подобран и уроки проводятся исправно, родители все равно не должны пускать процесс на самотек. Важно участвовать в нем: спрашивать преподавателя после занятий об успехах ребенка, о пройденном материале, домашнем задании, слабых местах в обучении и пр. Для хорошего результата необходимо плотное взаимодействие учителя, ученика и его родителей.

Репетитор — не няня

Некоторые ошибочно полагают, что в услуги репетитора автоматически входят еще и услуги няни. Однако это не так. Задача репетитора — выполнять конкретные действия для обучения ребенка, подготовки его к экзаменам и другим мероприятиям, связанными исключительно с образованием. Опека и уход официально не входят в обязанности индивидуального преподавателя. Если они необходимы, то родителям стоит заранее обговорить это с учителем.

Контроль продуктивности занятий

Если задача репетиторства повысить успеваемость в школе, то результат ее, как правило, можно наблюдать после одного или двух месяцев индивидуальных занятий с опытным педагогом. При этом он сам должен регулярно интересоваться о школьных отметках своего ученика и делать соответствующие выводы о процессе обучения. Если ситуация с успеваемостью никак не меняется даже в течение трех-четырех месяцев работы репетитора, то стоит серьезно задуматься о качестве его преподавания. Возможно, пришло время подыскать нового учителя.