Если родителям стыдно за оценки ребенка

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Конец четверти, триместра, года — все родители с нетерпением ждут окончания учебного периода у ребёнка. И дело не только в приближении каникул, счастливого времени, когда можно будет отдохнуть от учебы. Итоговые оценки дадут понять, как шло обучение ребёнка в течение этого времени. Для кого-то новости будут радостными, для кого-то печальными. А некоторые родители произнесут: «Мне стыдно за его оценки».

Сложные отношения с учебой

Сложные отношения с учебой

Современные родители уделяют очень большое внимание тому, насколько успешны в учебе их дети. Обучение не заканчивается стандартной школьной программой — это теперь необходимый и, как правило, недостаточный минимум. Родители стараются устроить детей в школу с углубленным изучением какого-либо предмета, записывают на дополнительные занятия, нанимают репетиторов уже в начальной школе. Развитие информационных технологий предлагает все больше вариантов для дистанционного образования и контроля за ходом обучения ребёнка, даже когда родителей нет рядом.

С одной стороны, это хороший признак развития общества. Согласно теории Маслоу о пирамиде потребностей, человечество уже не беспокоится о хлебе насущном и крыше над головой — оно базовыми определяет уже более высокие материи. Еще пару десятилетий назад родители оценивали уровень благосостояния семьи по тому, насколько упитанны и хорошо одеты дети. Теперь же хорошими родителями считаются те, чьи дети получают качественное образование, кто поддерживает гармоничные, основанные на доверии отношения в семье.

Но при изменении базовых потребностей довольно часто случаются перегибы. Иногда современные родители настолько сильно концентрируются на успешности обучения ребёнка, что хорошие оценки становятся самоцелью. Причем даже «четыре» объявлено плохим результатом. Современные родители гордятся только ребёнком, побеждающим в международных олимпиадах. Ну, а что же происходит, если успехи в школе у ученика весьма скромны? Что, если дети вовсе отказываются стараться учиться лучше? Вот тогда родители и произносят эту фразу: «Мне стыдно за такие твои оценки».

Учатся дети, учатся родители

Учатся дети, учатся родители

Стоп-стоп. Здесь важно понять принципиальную вещь. Чувство стыда не может быть вызвано чьими-то чужими поступками, ибо по определению оно отражает отношение к собственным деяниям. Человеку стыдно, когда он понимает, что сделал нечто предосудительно, то, что он сам оценивает плохо. Значит, дело не в том, что ребёнок в очередной раз принес двойку или не выполнил домашнее задание. Родители таким образом выражают отношения не к знаниям школьника, они негативно оценивают себя как родителя. Это они не справились в учебным процессом — не смогли объяснить важность учебы, не смогли найти нужные слова для мотивации, не смогли проконтролировать, не нашли дополнительные ресурсы.

Но признаться самому себе в промахе, да еще в такой значимой области, довольно сложно. Поэтому автоматически вина перекладывается на того, кто еще есть в этой ситуации, как правило, им оказывается нерадивый ученик. Все выглядит логично — ведь это же его учеба, она нужна ему самому, чтобы в будущем стать успешным. Это он не справился со своими обязанностями. Здесь важно отделять личное пространство ответственности родителей от пространства ребёнка. Да, это он должен учиться. Но ребёнок никак не может быть обязан учиться только хорошо и никак иначе. Объяснить, донести до него необходимость усилий должны взрослые — родители и учитель. И уже дальше от отношений между ними зависит, воспримет ли ученик их аргументы. Также немаловажный фактор — дети разные, и интеллектуальные способности у всех разные. Кроме того, есть индивидуальные темпы созревания познавательной способности у каждого ребёнка.

Все это вместе делает невозможным одинаково отличное усвоение материала для всех без исключения детей — некоторые не могут учиться отлично, даже если стараются. Совокупность этих обстоятельств дает понять, что чувство стыда у родителей в данной ситуации — не более чем психологическая манипуляция. Они перекладывают свои комплексы недостаточно хорошего родителя на ребёнка, если он таков, какой есть, и это не соответствует ожиданиям. Родители должны вспомнить — это ребёнок учится, а не они. Это его ответственность, а не чья-то вина.

Должны ли родители контролировать?

Так что же делать, чтобы убрать ложное чувство вины из отношений между родителями и детьми в ситуации с обучением? Неужели пускать все на самотек? Конечно, нет. Важно разобраться в сути проблем и определить для себя реальные цели. Причем делать это нужно постоянно, так как с каждым классом отношения ребёнка и учебы будут меняться. Хорошие родители контролируют тенденции в обучении ребёнка. Вот стала снижаться успеваемость. Что произошло? У ребёнка появилось какое-то новое увлечение, и ему лень тратить время на уроки? А может, просто остался непонятен материал? Или его напрягают отношения в классе? Все это немаловажные факторы, и каждый из них требует своего отдельного подхода к решению.

Если ребёнку сложно учиться

Если ребёнку сложно учиться

К сожалению, приходится констатировать, что довольно многим современным детям и в самом деле учиться сложно. Это подтверждают логопеды — теперь эти специалисты работают в каждой школе, и их группы переполнены. Логопедические проблемы особенно часто встречаются именно у школьников, и они не имеют никакого отношения к произношению звуков, легко поправимому практически в любом возрасте. Это сказываются последствия информационной нагрузки на человека — детям трудно воспринимать информацию в мире, где ее так много, и нужны высокие темпы усвоения. Плохая успеваемость в школе — прямое следствие таких затруднений.

Вот уж в этой-то ситуации ребёнок не виноват точно. Он не может управлять деятельностью своих нейронов, он может только проявлять большую или меньшую работоспособность. И редкий маленький ребёнок с радостью согласиться в течение нескольких лет снова и снова усиленно работать, если результаты не очевидны ни ему, ни его родителям. Здесь взрослые должны проявить мудрость и терпение.

Возможно, стоит обратиться за помощью к специалистам. При этом надо понимать, что работа с логопедом-дефектологом может занять годы, и вовсе не обязательно в итоге получится отличник. Точно не стоит сравнивать школьника с его более успешными друзьями — это наглухо похоронит всякое желание стараться что-то изменить в ученике. Ребёнок должен видеть в родителях опору, ему важно знать, что даже мельчайшие его достижения замечены и отмечены. Лучше этих отношений ничто не придаст воли к победе. Ну, а возможность родителей похвастаться оценками ребёнка перед друзьями — ничто по сравнению с осознанием того, насколько же сильнее оказался их ученик по сравнению с теми, кому учеба дается без усилий.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

12 правил ухода за кожей после 35 лет

Идеальная кожа после 35 лет – не утопия, а реальность. Главный ключ к ней – правильный уход. Каким он должен быть по мнению косметологов?

Правила вечернего ухода за кожей

Чтобы подарить коже красоту и здоровье, пересмотрите свои «стандартные» вечерние процедуры по ее уходу. Какие правила нужно соблюдать?

Как ухаживать за проблемной кожей, склонной к акне, с помощью аптечной косметики

Советы и рекомендации экспертов по уходу за проблемной кожей склонной к появлению акне: какие аптечные средства помогут в этой борьбе

Сезонный гид от дерматолога по правильному уходу за очень сухой и чувствительной кожей зимой и весной

Опасность межсезонья: чем грозит смена погоды сухой и нежной коже?
Опубликовано 29.05.2017 16:01, обновлено 17.04.2020 18:51
Рейтинг статьи:
4,7

Читайте также

Социализация в школе или домашнее обучение: есть ли выбор?
Как сочетаются школа и социализация, какие важные социальные навыки прививают школьникам за 10 лет в классе и что думают родители хоумскулеров и сами дети.
Домашнее задание школьника: выполняем всей семьей?
Надо ли родителям помогать школьнику выполнять домашнее задание? Как помогать, зачем помогать и когда не надо помогать, рассказывает MedAboutMe.
Почему французские школьники страшно завидуют русским?
Мизерные переменки, письменные объяснительные, уроки с утра до ночи – французские школьники страшно завидуют русским, узнав о том, как они учатся!