Войти
Выбор региона
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Родители
  6. Какие фразы нельзя говорить детям?

Какие фразы нельзя говорить детям?

Какие фразы нельзя говорить детям?
Содержание

Все родители хотят видеть своих детей более счастливыми, здоровыми и успешными, чем они сами. В некоторых случаях именно они выбирают для ребенка те занятия, которых были лишены в детстве и ориентируют его на успех. Желая детям добра, родители могут и сами не подозревать, что наносят им вред. Речь идет не о грубом физическом насилии, хотя когда-то считалось, что оно идет ребенку на пользу. Родители часто транслируют ребенку вредные установки, которые позже заставляют его чувствовать себя неполноценным и неуверенным в себе.

Как родители могут неосознанно вредить детям?

Как родители могут неосознанно вредить детям?

Родители оказывают самое сильное воздействие на развитие ребенка. Именно от них он усваивает модели поведения и жизненные установки, определяющие его привычки и характер. Но в стремлении увидеть «улучшенную копию себя» некоторые родители неосознанно наносят детям вред, поскольку не знакомы с другими методами. Так в свое время поступали и говорили их родители, а также поколения предков.

Строгость, критика, перфекционизм и гиперопека являются признаками авторитарной модели воспитания, которая все еще имеет довольно широкое распространение. В результате дети, выросшие в авторитарных семьях, которые предъявляли к ним слишком жесткие требования, испытывают много проблем во взрослом возрасте. Стремясь улучшить отношения, родители могут неосознанно ухудшить их.

Не только поступки, но и слова родителей оказывают влияние на развитие ребенка. Шутки по поводу особенностей, запугивания, запрет на проявление отрицательных эмоций  и сравнение с другими вредят психике ребенка. И хотя родители произносят вредные и разрушительные фразы, желая добра, вместе с ними дети усваивают установки, способные серьезно отравить жизнь.

Фразы, которые могут испортить отношения с детьми

Наверняка, многие в детстве слышали от родителей угрозы «сдать в милицию» за плохое поведение. Упоминание пугающих сказочных персонажей или сотрудников правоохранительных органов, по мнению взрослых, должно улучшить поведение и отношения с  родителями.  Но ни тому, ни другому эти угрозы не способствуют, а вот невроз может развиться и впоследствии привести к неосознанному страху перед общением с представителями власти.

Сомнения в физических и умственных способностях ребенка не способствуют установлению гармоничных отношений. Ломать, ронять  и случайно опрокидывать вещи могут и взрослые. А вот фразы, вроде «руки-крюки» или «руки не из того места» негативно влияют на самооценку и лишают человека права на ошибку. Этот способ лингвистического программирования дает ребенку понять, что он ничего не умеет и не может сделать качественно.

К эмоциям девочек родители более нетерпимы, чем к эмоциям мальчиков. Грустно и обидно может быть любому ребенку. Стыдя мальчика за то, что он плачет, взрослые неосознанно программируют его на блокировку собственных чувств, которая в будущем принесет ему много проблем. Не менее разрушительное воздействие на детскую психику оказывает сравнение с самим родителем («вот я в твои годы…») или другим ребенком («Маша/Петя умеют делать то, чего не делаешь ты»). Такие фразы дают ребенку понять, что он недостаточно хорош и свидетельствуют о том, что родители не принимают его таким, какой он есть.

Таким образом, вместо гармоничного развития ребенка, родители достигают прямо противоположного эффекта. Он не чувствует доверия со стороны значимых взрослых и не верит в себя. А это серьезно снижает самооценку и мешает человеку быть самим собой и развиваться в том направлении, в котором хочет он, а не родитель.

Родительский самоконтроль и гармоничное развитие ребенка

Родительский самоконтроль и гармоничное развитие ребенка

Слова значимых взрослых, употребленные в адрес ребенка — не просто слова. Ребенок воспринимает гораздо острее те фразы, которые взрослым кажутся ничего не значащими. Но на самом деле они имеют под собой существенные внутренние основания. А все потому что некоторые родители стремятся видеть своих детей не просто лучшими, а «самыми-самыми». Отсюда и постоянные сравнения с другими, которые кажутся им более успешными.

Фразы, произносимые взрослыми, являются отражением их представления о мире. Ребенок же строит свои представления, основываясь на семейных и общественных установках. И если он чувствует, что самые главные люди в его жизни не готовы принять его, то это оказывает отрицательное воздействие на его психику, и он перестает принимать себя сам.

Сегодняшние родители учатся уважать в ребенке личность и принимать его таким, какой он есть. Больше внимания уделяется не только внешнему благополучию, но и заботе о внутреннем мире дошкольников и школьников. В качестве альтернативы авторитарному воспитанию многие семьи выбирают общение с ребенком, построенное на доверии и взаимопонимании.

Но установки, транслировавшиеся из поколения в поколение, все еще сильны. Далеко не все готовы видеть в ребенке отдельную личность, жизненные планы которой могут отличаться от родительских. Поэтому  в стремлении воспитать «улучшенную копию себя», многие взрослые чересчур усердствуют и стараются воздействовать на ребенка не самыми лучшими методами.

Когда-то физическое насилие по отношению к ребенку считалось нормой, а родительский авторитет — непогрешимым. Это было свойственно традиционному обществу. Сегодня большинство людей считают физическое насилие недопустимым. То же самое происходит и в отношении эмоционального насилия, к которому взрослые часто прибегают от бессилия изменить что-либо в поведении ребенка.

Разумеется, право на ошибку имеет и родитель, и ребенок.  Но личный пример значимого взрослого для ребенка во многом красноречивее критики, рассказов о прошлом (которые могут быть и приукрашены) или сравнения со сверстниками, которые кажутся более успешными. Желания ребенка и его представления о жизни могут отличаться от родительских. Сегодняшние взрослые не могут изменить свое прошлое, но они имеют гораздо больше информации о детском развитии и детской психологии. Самая основная задача современных родителей — умение увидеть в ребенка отдельную личность, у которой есть право на эмоции, чувства и собственное мнение. Но не менее важно и для ребенка, и для родителей — умение принимать самих себя, собственные слабые и сильные стороны.

Пройдите тест
Насколько общителен ребенок
Насколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3137 человек!