Коронавирус
ПОДТВЕРЖДЕНО
СЛУЧАЕВ:
случаев в РФ
0
Полная информация
Родители
Вред критикующего родителя
4.8
27.07.2018
1502

Вред критикующего родителя

Родители, которые привыкли быть критикующими, почти всегда недовольны всем, что делает ребенок. Критика проявляется в осуждении его внешности и поступков, привычке находить минусы и недостатки во всем, что он делает. Дети в таком случае не чувствуют себя в безопасности, становятся робкими, неуверенными в себе, часто сомневаются в своих силах. Почему важно перестать быть критикующих родителем, занимаясь воспитанием? Как критика отражается на развитии детской психики? Узнайте ответы из этой статьи.

Привычка родителей критиковать

Привычка родителей критиковать

Почему взрослые используют критику как один из главных методов воздействия на детей?

  • Родители сами воспитывались в подобных условиях. Когда взрослые занимаются воспитанием, чаще всего они относятся к ребенку так, как их родители относились к ним. Их способы общения с малышом и методы воздействия на него в некоторых случаях могут быть бессознательными. Они используют собственный опыт взаимодействия с детьми, искренне полагая, что он является правильным и эффективным. Опираясь на него, родители забывают, что их ребенок может не повторять тех же привычек и качеств характера, которыми обладали они сами, а значит, методы, применяемые к ним, могут не работать.

Если мать и отец, будучи детьми, подвергались частой критике со стороны взрослых, то в большинстве случаев они будут обращаться со своим ребенком таким же образом — критиковать, осуждать, искать недостатки.

  • Неуверенность в себе. Бывает так, что взрослый сомневается в своих силах. Однако не все и не всегда воспринимают это как проблему. Признать ее таковой — означает подвергнуть критике самого себя, задуматься над тем, как повысить уверенность, начать работать над своей личностью.

Подобные мысли заставляют человека задуматься об изменениях собственной жизни. Когда перемены пугают, ему проще игнорировать теневые стороны своего характера, делать вид, что их нет. Однако бессознательно он может критиковать себя за неуверенность и тогда чувство осуждения переносится на ребенка. Так родители находят, за что критиковать детей — ведь нужно куда-то «девать» недовольство собой, которое вечно сидит внутри.

  • Желание все контролировать. Не доверяя детям и не надеясь на их способности, родители постоянно диктуют, что и как им нужно делать, иначе, думают они, ребенок не справится со своими проблемами, будет выглядеть глупо или смешно перед окружающими, станет часто попадать в неприятные истории, не вырастет таким человеком, каким они хотят его видеть.
  • Страх за ребенка и родительские ожидания. Часто критика детского характера и поступков объясняется следующими чувствами родителей: они боятся, что он не научится общаться со сверстниками, вырастет не таким, как они ожидают: недостаточно умным, воспитанным, общительным, сильным, находчивым.

Отношения с детьми

Отношения с детьми

Постоянная критика портит отношения в семье. Что происходит с детской психикой и поведением, когда ребенок подвергается ее влиянию?

  • Дети привыкают брать ответственность за чувства родителей. Критикуя, взрослые высказывают недовольство, проявляют отрицательные чувства — они расстраиваются или злятся, не скрывают страха от того, что ребенок растет не таким как им хотелось бы.

Наблюдая за подобными эмоциями взрослых, дети чувствуют и понимают, что это они виноваты в их появлении. Так у ребенка формируется чувство вины и, если он приучен переживать его с маленького возраста, то он растет, опираясь не на свои потребности, а на чувства и желания родителей.

Это приводит к тому, что дети искренне верят, что от их поведения или поступков зависит самочувствие взрослых. Думать так не только неправильно, но еще и вредно для детской психики.

Все люди зависимы друг от друга и все влияют на то, как складываются отношения между ними, однако реакцию на поведение или поступок другого, каждый выбирает сам — специально или бессознательно.

  • Личные границы ребенка становятся размытым. Чрезмерная критика может привести к тому, что ребенок перестает ощущать обособленность собственной личности и также не замечает психологических границ других людей. В будущем это может привести к формированию зависимых отношений — когда человек не может жить и чувствовать себя хорошо без другого, не ощущает ценности своей личности без подтверждения этого от близких и значимых людей.
  • Дети перестают чувствовать любовь и поддержку. Сложно расслабиться, довериться миру и близким людям, когда они постоянно указывают на недостатки, недочеты, вредные привычки, которые в будущем способны сильно испортить жизнь. Так дети, которыми вечно недовольны мать и отец, чувствуют себя нелюбимыми, не такими как все, хуже других. Это приводит к недоверию в семье, развитию низкой самооценки.
  • Ребенок, регулярно подвергающийся критике со стороны, приучается относиться к себе слишком строго. Это может привести к невозможности прощать ошибки себе и другим людям, стремлению к совершенному образу себя, не умению отдыхать и заботиться о своей личности и здоровье.

В результате этого дети вырастают людьми, которые склонны часто сомневаться в правильности своего выбора, боятся принимать решения, считают себя хуже других и недостойными ничего хорошего. К наступлению зрелого возраста они настолько «съедают» себя изнутри внутренним критиком и постоянным чувством вины, что рискуют впасть в депрессию или страдать от психосоматических заболеваний.

Правильная критика для ребенка

У критики есть положительная сторона — прислушиваясь к ней, человек получает возможность работать над своими недостатками, задуматься над тем, какие ошибки он совершает, от каких вредных привычек ему следует избавиться. Иногда критиковать детей надо. Однако важно делать это правильно.

Следует разделять личность и поступок ребенка. Даже если родителям приходится ругать его за неправильное поведение, хорошо, если при этом он не будет чувствовать себя плохим, нелюбимым, ненужным. Поэтому вместо фраз «Откуда только у тебя руки растут?», «Я так и знала, что ты все испортишь!», «Ты ничего не хочешь делать!», «Ты ничего не знаешь (не понимаешь)», «Ты глупый (бестолковый, ни на что негодный)» следует использовать прямое обращение к ребенку, просьбы, указания, которые касаются поведения, действий, вещей или событий.

Хорошо, если родители привыкнут прямо говорить детям о том, что они хотят получить от них или чего добиться. Следует избегать язвительных замечаний, насмешливого тона, высмеивания личности ребенка или его поступков. Говорить о детских ошибках нужно — это поможет ребенку воспринимать свою личность объективно и работать над ее развитием. Однако при этом нужно придерживаться следующего правила: после того, как было высказано замечание ребенку, нужно обязательно за что-то его похвалить.

Использованы фотоматериалы Shutterstock