Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Родословная
  6. Составление родословной с детьми: значение истории семьи

Составление родословной с детьми: значение истории семьи

Составление родословной с детьми: значение истории семьи

Человек — существо социальное и ему необходимо ощущать принадлежность к какой-либо группе, вместе с этим чувствовать себя защищенным и быть уверенным в том, что он не один на земле. Неосознанно, но такие стремления и желания появляются даже у маленьких детей и, часто, совершенно неожиданно для родителей, возникают вопросы о том, кто были родителями бабушек и дедушек, кто его встречал из роддома и есть ли у него еще братья или сестры. Многие специалисты говорят о том, что если у детей появился интерес к членам семьи, то пришло время составить родословную и пуститься в творческий процесс — нарисовать генеалогическое древо.

Значение родословной для детей

Составление родословной и ее ведение является частью традиций культуры многих народов России, да и мира в целом. Целые династии стали известны всему миру и их родословной интересовались многие. Наиболее яркие примеры самых известных родословных — это царские и королевские семьи: Тюдоры (Англия), Рюриковичи, династия Романовых и др.

Родословная этих родов велась от самого истока и заканчивалась их угасанием, истории известно практически обо всех членах царских, королевских и княжеских семей. Кстати, перед тем как создать браки, изучалась родословная невесты и жениха вплоть до пра-пра-прабабушек и дедушек.

Психологи утверждают, что осознание чувства ответственности перед предками формируется у детей дошкольного возраста и как раз в это время появляется интерес к составлению рода и знакомству с каждым членом семьи, если не лично, так при помощи фотографий и семейных историй.

Замечено, что в школьном возрасте желание не ударить в грязь лицом перед родом, не расстроить родителей является более сильным мотиватором на успех и упорный труд, в сравнении с наказаниями или даже поощрениями.

Благодаря составлению родословной дети ощущают себя не только членом семьи «мама — папа», но и понимают, что семья намного больше, шире. Приходит понимание, что есть род, и он является его представителем.

Родители должны объяснить детям, что род — это все родственники, которые имеют одну и ту же фамилию, такое объяснение наиболее доступно детям младшего возраста, для старших можно пуститься в перипетии по девичьим и мужним фамилиям, наличием родственных связей, и объяснить, что такое сестра/брат в третьем колене.

Как дети видят родословное древо

Как дети видят родословное древо

Традиционно, родословная представляется в виде дерева, где на отходящих ветвях «сидит» отдельная семья. Педагоги делают акцент на том, что для детей младшего возраста, с педагогической целью, такое изображение семьи не подходит.

Для детей младшего возраста вполне достаточно сделать схему с ближайшими родственниками — бабушками и дедушками, тетями и дядями. Если дети захотят найти место домашней кошке или попугайчику — не стоит препятствовать. Главная задача построения такого дерева — наглядное понимание семьи — того, что ребенок не одинок и является частью единого целого, а также, что в семье у него есть свое собственное место.

Составление родословной с детьми имеет и практическую ценность. Дело в том, что это поможет ребенку осознать собственное «Я» в семье и ощутить свое место, что, несмотря на рождение младшей сестры или брата, семья не отвернется от малыша.

С детьми старшего возраста можно составлять родословное древо в традиционном виде. И как раз это занятие поможет детям правильно эмоционально развиваться, ведь семья воспринимается как безопасный структурированный мир.

Родители, подготовьтесь заранее

Родители, подготовьтесь заранее

Прежде чем приступать к составлению генеалогического древа, родители должны объяснить ребенку, что это такое и как оно «работает». При этом необходимо учитывать особенности детского возраста. То, что взрослому кажется самой собой разумеющимся и очевидным, может оказаться непонятным для малыша. Для детей младшего возраста все рассказы о родственниках должны быть им понятны. Важно сделать акцент на каких-то весомых семейных достижениях — такие рассказы ненавязчиво познакомят детей с моральными ценностями и правилами поведения.

Психологи говорят о том, что наиболее показательными и информативными будут примеры из детства родителей. Например, папа помогал дедушке чинить машину и выполнял мужские обязанности по дому, мама с раннего возраста помогала бабушке готовить, и вся семья за столом дружно лепила пельмени и обсуждала какое-либо событие в семье. Таким образом, можно подать ребенку не только положительный пример, но и рассказать о семейных традициях. Лепка пельменей — чем не традиция?

Главное, при рассказе о семье ориентироваться на психику ребенка. Дети 3-5 лет плохо воспринимают информацию, которая изобилует деталями, лучше рассказывать в рамках конкретных деталей. Дети старшего возраста уже могут анализировать и фильтровать поступающую информацию и для них уже можно включать в рассказ дополнительные детали, делать небольшие отступления и рассказывать предыстории.

Составление родословной — процесс творческий

Развитие компьютерных технологий лишает детей творческих возможностей. Составление генеалогического древа — одно из них. Сегодня существует множество компьютерных программ, которые имеют ряд преимуществ перед ручным исполнением. Одно из главных — хорошо продуманная структура. Конечно, подобные программы значительно облегчают этот процесс, но для работы с детьми они не подходят. У детей просто не останется шанса и времени осознать все происходящее, насладиться творческим процессом и послушать истории родителей.

Составление генеалогического древа должно быть творческим процессом, где дети предлагают свои идеи, а родители помогают их реализовывать. Схема не обязательно должна быть в виде дерева, хоть оно и наиболее символично. Придумайте что-то свое, например, подвесную карусель, где в каждую кабинку «посадите» семью.

Можно совместить приятное с полезным: рассказывать сказки, составлять родословную и поведать о каждом члене семьи. Например: посадил дедушка Петя репку, далее по тексту сказки, пришла к нему бабушка Оля, потом появился папа Олег, а дальше мама Юля и, так далее. В саму семью можно включать и любимого Барсика или Шарика — чем не члены семьи?

Главное — чтобы ребенку было интересно, понятно и он проявлял инициативу, которую обязательно нужно приветствовать и поощрять.

Составление родословной научит ребенка гордиться семейными корнями, создать чувство собственного достоинства и ответственности перед семьей, что только поможет в будущем.

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3402 человека!