Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Учитель

Сегодня одной из самых распространенных профессий является учитель. Понятие преподаватель возникло из-за необходимости обучения и воспитания следующих поколений, для того, чтобы они могли стремительно с успехом войти в общественную жизнь.

Учитель

Фильтр

Учитель: особенности, обязанности, задачи, деятельность

Учитель: история профессии

Учитель: история профессии

На каждом этапе жизни человеку нужен особенный «помощник», который сможет растолковать то или иное событие, объяснить какую-либо проблему и ситуацию. Профессия преподавателя старейшая на нашей планете, ведь большая часть историков уверены, что первые основы этой профессии появились еще в те времена, когда человек начал убивать птиц и животных ради еды. Именно в этот период старшее поколение всячески обучало молодежь и готовило к взрослой жизни. К тому же, человек, который занимался обучением, был уважаемым членом племени и имел некоторые привилегии.

Развиваясь, человечество все больше выделяло профессию преподавателя, особенно в те времена, когда произошел раздел труда. История особенно отмечает педагогов Греции и Древнего Рима, из-за чего и на сегодняшний день нам известны многие имена знаменитых философов и учителей этих стран.

В 21 веке не только в России, но и в других странах Европы и Азии прослеживалась тенденция к снижению престижности профессии учителя. Причиной этому стала заниженная заработная плата педагогов, ведь особенной мерой признания в обществе является материальное вознаграждение труда.

С начала 2011 года на территории России была внедрена реформа образования. Благодаря ей произошли изменения и в финансировании, что положительным образом повлияло и на престижность профессии педагога. Из-за реформ зарплата учителей увеличилась более чем на 70%. В 2015 году в некоторых регионах она достигла цифры в 70 тысяч рублей.

День учителя

День учителя

Учитель – профессия не просто важная. Она уникальна. И в первую очередь тем, что, будучи одной из наиболее древних, остается актуальной и незаменимой до сегодняшнего дня. Учитель дает ученикам знания по разным предметам, обучает воспитанников в школах, колледжах, лицеях, гимназиях и прочих образовательных учреждениях.

Профессиональный праздник – День учителя – отмечается во всем мире. И это самое меньшее, чем можно отблагодарить учителей, выразить им бесконечную благодарность за их тяжелый и такой важный труд, благодаря которому каждый человек находит свое место в жизни.

В СССР с 1965 года было принято поздравлять педагогов с профессиональным праздником, а начиная с 1980-го года День учителя стал отмечаться официально – в первое воскресенье октября. В этот день педагогов поздравляют и сегодня в таких странах, как Украина, Беларусь, Латвия, Кыргызстан, Азербайджан. В России, как и в более чем сотне других стран, День учителя отмечается 5 октября.

В ряде стран профессиональный праздник учителей отмечается в другие даты. Так, в Китае День учителя припадает на 10 сентября, а в Аргентине его принято отмечать 11 сентября. В Армении учителей поздравляют в первую субботу октября, в Соединенных Штатах Америки – во вторник на первой полной неделе мая. При этом у каждой страны есть собственные традиции, по которым педагогам приносят поздравления.

В этот праздник в честь педагогов произносятся самые теплые и искренние слова пожеланий и благодарности, торжественно проводятся разные мероприятия. По традиции к этому дню приурочиваются награждения лучших специалистов, внесших огромный вклад в развитие сферы образования в государстве. Ко Дню учителя нередко организовываются конкурсы на почетное звание наилучшего учителя школы или педагога года.

Ежегодный День учителя – это замечательная возможность выразить признательность педагогам за их работу, терпение, которые в конечном итоге обеспечивают людям успех в будущем.

Работа учителем: обязанности и задачи

Работа учителем: обязанности и задачи

Первоочередные обязанности профессионального учителя – это качественное обучение и воспитательная работа с учащимися. В процессе воспитательного воздействия педагог помогает воспитаннику сформироваться как личность, способная гармонично сосуществовать в социуме. Процесс воспитания производится с помощью самых разных методик, каждая из которых дает возможность определенным образом управлять деятельностью учеников. Что касается образовательного процесса, то с его помощью развиваются интеллектуальные и познавательные качества и способности детей.

Следует отметить, что совмещать эти две задачи – воспитание и педагогику – не так просто, как может показаться на первый взгляд. Это требует от учителя особых навыков и специальных знаний. Учитель в классе должен не просто донести до ученика информацию. Он обязан научить воспитанника умению искать ее самостоятельно, осваивать ее и делать собственные выводы. Другими словами, профессиональный учитель должен помочь ребенку приобрести те важные навыки, пользоваться которыми он станет в течение всей своей жизни. Именно педагог должен увидеть потенциал ученика, раскрыть его и направить в правильное русло.

Если говорить в целом, то в обязанности учителя входит обширный перечень задач, главными из которых являются следующие:

  • объяснение учебного материала с помощью средств и методик, доступных для конкретного возраста учащихся;
  • контроль за усвоением учебного материала посредством опроса учащихся и проставления соответствующих оценок;
  • проверка классных и домашних заданий;
  • воспитательная работа с учениками;
  • раскрытие способностей учащихся, их творческого и духовного потенциала, возможностей и талантов;
  • установление интересов, талантов и предпочтений учащихся для оптимального выбора обучающих методик и программ;
  • выявление индивидуальных качеств учащихся для оказания максимально результативного педагогического и психологического влияния;
  • предоставление консультаций учащимся и их родителям относительно выбора учебной литературы, тетрадей и прочих тому подобных материалов;
  • формирование у детей таких качеств, как доброта, толерантность, уважение и прочих моральных принципов;
  • работа над становлением личности каждого ученика;
  • развитие у детей интереса к получению знаний;
  • развитие у воспитанников таких качеств, как трудолюбие, патриотизм, а также стремления вести здоровый образ жизни.

Помимо этого у учителя есть много иных, не менее важных обязанностей, в частности:

  • руководство классом;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, а также массовых дискуссий и собраний;
  • объяснение детям сути актуальных социальных событий;
  • разработка и внедрение учебно-образовательных программ;
  • составление урочных и внеурочных (тематических) планов;
  • составление/заполнение документации (отчеты, журналы).

Перед каждым учителем стоит множество задач, с которыми он должен уметь справляться. И главная из них – быть не только наставником для детей, а стать для них другом и, что самое главное, достойным примером. Не следует забывать, что школа играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, его взглядов и моральных принципов, что во взрослом возрасте окажет влияние на всю его жизнь. Хороший учитель умеет подобрать «ключик» к любому ученику, правильно выбрать личностный подход к каждому ребенку и не просто завоевать доверие детей, но и удержать его.

Учитель школы: требования

Учитель школы: требования

Школьный учитель, вне зависимости от того, какой предмет он ведет и какую возрастную категорию детей обучает, обязан выполнять следующие требования:

  • планировать, распределять подачу обучающего материала по дисциплине;
  • обеспечивать своевременное и полное выполнение образовательных программ;
  • принимать участие в воспитательной работе;
  • уметь использовать наиболее эффективные способы, средства и формы обучения;
  • объективно и справедливо анализировать успеваемость учащихся;
  • обеспечивать должный уровень дисциплины;
  • формировать у детей способность работать самостоятельно;
  • активизировать стремление детей к знаниям;
  • добиваться полного усвоения учебного материала и умения использовать знания на практике.

Но это далеко не полный перечень требований, предъявляемых к школьному учителю. Прежде всего, педагог должен стать квалифицированным, профессиональным специалистом. Чтобы достичь такого уровня, учитель должен обладать несколькими качествами, такими как:

  • развитый интеллект;
  • способность концентрироваться;
  • умение работать с детьми и подростками;
  • способность переключать внимание учеников;
  • выдержка и самообладание;
  • умение завоевать авторитет;
  • чуткость, тактичность и доброжелательность;
  • работоспособность.

Разумеется, учитель должен любить свою работу и знать, как вызвать интерес учеников к своему предмету. Все это, включая вышеперечисленные качества, определяет такой важнейший фактор, как педагогические способности, включающие в себя:

  • умение организовывать класс, сплотить его;
  • дидактические умения (подготовка учебного и наглядного материала, оборудования);
  • способность доступно и интересно излагать материал;
  • способность понимать каждого ребенка, правильно оценивать его эмоциональное состояние;
  • коммуникативность, умение общаться и строить отношения не только с учащимися, но и с их родителями, а также с коллегами и начальством;
  • способность объективно оценивать учебные ситуации;
  • умение совершенствовать и расширять собственные знания.

Учитель в классе и его личные качества

Учитель в классе и его личные качества

Учитель в классе только в том случае будет хорошим профессионалом, если он обладает рядом определенных личностных качеств, без которых просто нет смысла заниматься педагогической деятельностью. Работа учителем требует таких качеств, как:

  • устойчивость к стрессам, умение сохранять самообладание, уравновешенность;
  • умение организовать самого себя, управлять собственными эмоциями;
  • способность входить в положение других людей, понимать их поведение и его причины;
  • общительность, организаторские способности;
  • ораторские качества;
  • эрудированность;
  • культурность;
  • ответственность.

Пожалуй, уравновешенность, позитивный настрой и самообладание – это наиболее важные качества, которыми должен обладать педагог. Помимо этого, профессиональный учитель должен всегда относиться к учащимся дружелюбно, вне зависимости от того, как они относятся к нему.

Учитель в классе должен уметь без последствий нейтрализовать любые конфликты, и делать это спокойно, без давления. Учитель должен уметь общаться по-разному, в зависимости от ситуации – формально и неформально, но без фамильярности. Заслужить и удержать доверие и уважение воспитанников непросто, и нередко для этого требуется много времени, зато результат стоит потраченных усилий.

Не стоит забывать о том, что хороший педагог всегда идет в ногу со временем. Работа учителем предполагает наличие таких качеств, как желание профессионально и интеллектуально развиваться, что, в свою очередь, невозможно сделать без любознательности. Но если учитель в классе не сможет дать ответ на поставленный ему учеником вопрос, он должен честно признать это. Такое качество даст возможность завоевать авторитет.

Конечно, каждый отдельный профессиональный учитель подходит к своей работе по-своему. Однако всех хороших учителей объединяют основные личностные качества, без которых невозможно становление учителя как специалиста. Что касается особенностей преподавания, то они зависят от предмета и сферы знаний педагога. Каждая дисциплина требует от учителя особых качеств. В частности, для того чтобы успешно преподавать гуманитарные дисциплины, например, учитель литературы должен иметь развитое, живое воображение, обладать артистизмом и находчивостью. Для естественных наук нужно уметь мыслить логически, обладать наблюдательностью, быть оригинальным. Но ни один учитель не сможет реализоваться в своей профессии без любви к детям и умения находить с ними общий язык.

Зарплата учителей

Зарплата учителей

Учителя школы являются государственными служащими, работающими в общеобразовательной системе. Это одна из самых больших профессиональных групп, каждый представитель которой по закону имеет право как на страховое, так и пенсионное обеспечение. Тем не менее, сегодня труд учителя является одним из самых низкооплачиваемых.

Часто педагогов тревожит проблема очевидной несправедливости: зарплата учителей, работающих в глубинках, селах, намного меньше зарплат педагогов в крупных городах (особенно в столице), причем и те и те трудятся в обычных государственных школьных учреждениях. Официально это объясняется тем, что каждый отдельный субъект России имеет собственный уровень развития экономики, от которого, собственно, и зависит размер педагогических зарплат. Это вполне реальное объяснение: в Москву направляются практически все финансы, и по этой причине зарплата учителей тут намного привлекательнее, нежели в прочих регионах.

Помимо этого существенное различие в зарплатах учителей связано с такими факторами, как: рабочий стаж, профессиональная категория; объем учебно-образовательной и воспитательной нагрузки; классное руководство. Кроме того, учитель получает доплату за проверку ученических тетрадей. Имеют значение также личные трудовые достижения учителя школы, награды, ученая степень и прочие подтверждения профессионализма и качественности предоставляемого педагогом образования.

С 2013 года зарплата учителей начисляется несколько иначе. Ранее помимо оклада в расчет входили компенсации и премиальные, при этом оклады у педагогов были разные ввиду упомянутых выше факторов (квалификация, стаж и прочее). Новое начисление зарплаты предполагало единый, равный для всех учителей оклад, сумма которого не зависела от категории и стажа. В итоге получилось, что опытных учителей с большим рабочим стажем и самой высокой категорией поставили в один ряд с начинающими молодыми специалистами.

Что касается доплат, то они зависели от начисления премиальных из спецфонда, для чего составлялась общая профессиональная картина педагогического рейтинга. В нее входили следующие показатели:

  • участие в различных учебно-социальных проектах на уровне школы, города, региона, страны (олимпиады, конкурсы, соревнования, экскурсии и прочее);
  • успеваемость и достижения учеников;
  • взаимодействие учителя с родителями учащихся;
  • работа с учащимися из социально неблагополучных семей;
  • оформление классной комнаты, кабинета.

Каждый из перечисленных показателей оценивался, и на основании оценок учителю начислялись соответствующие баллы и, следовательно, премии определенного размера.

Начиная с 2016 года картина формирования зарплаты учителей несколько изменилась. Теперь на размер заработной платы учителя школы оказывают влияние такие составляющие:

  • Базовая. Ее формирование зависит от объема часов и количества учащихся, внеклассовой нагрузки (внеклассные мероприятия, проверка тетрадей, классное руководство, поддержание учебного кабинета в хорошем состоянии, дополнительные занятия с учениками).
  • Компенсационная. Фиксирует работу учителем в особенных условиях, например с химическими веществами, реактивами.
  • Стимулирующая. Такие выплаты полагаются тем учителям, которые работают особенно качественно (выпускают одаренных детей, успешно вводят в действие новаторские методы обучения и так далее).
  • Единоразовая премия.

Таким образом, работа учителем в России будет оплачиваться более достойно ввиду некоторых позитивных изменений. В частности, ряд надбавок теперь станут входить в оклад, а профессионалы с большим стажем работы могут рассчитывать на повышение размера базовой составляющей оклада.

Согласно заверениям аналитиков, нет оснований сомневаться в обещаниях правительства относительно регулярного роста заработных плат учителям. Но насколько эффективным будет этот рост, покажет время.

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Сегодня профессия учителя в школе имеет свои плюсы и минусы. Среди положительных сторон стоит выделить: тесное общение с детьми, признание со стороны общественности, постоянную умственную активность, стабильность трудовой деятельности, большой отпуск. Отрицательные стороны – это психологическое давление, огромная ответственность и постоянные стрессовые ситуации и конфликты.

Учитель начальных классов

Хороший учитель начальных классов должен быть энергичным, чутким, тактичным и доброжелательным. Он должен иметь развитые интеллектуальные способности и уметь заинтересовать детей. Также для педагога важна энергичность, хорошая дикция и самообладание.

Учитель начальных классов – самая гуманная профессия. Именно этот педагог играет важнейшую роль в формировании личности каждого человека. Учителя начальных классов являются и воспитателями, и педагогами, и психологами, и даже музыкальными руководителями.

Учитель русского языка

Педагог должен уметь грамотно планировать учебный процесс и обеспечить выполнение учебной программы. Учитель русского языка, как и преподаватель другой направленности, обязан своевременно готовить учебный материал по своему предмету. Также важно соблюдение дисциплины и анализ успеваемости всех учеников.

Учитель русского языка должен стараться добиться прочного усвоения знаний, формировать навыки самостоятельной работы у учащихся. Важно применять самые лучшие методы и средства обучения.

Учителя русского языка обязаны следить за наличием у учеников учебников и тетрадей, за соблюдением их оформления (с учетом порядков в учебном заведении) и орфографического режима. Также учителя русского языка обязаны соблюдать порядок проверки рабочих тетрадей.

Учитель математики

Учитель математики

Выделяют несколько основных должностных обязанностей учителя математики. Педагог должен:

  • формировать умение проводить анализ действительности, определяя параметры, необходимые для анализа;
  • развивать умение сравнивать и анализировать факты;
  • формировать навыки использования приобретенных знаний для решения жизненных задач.

Учитель математики должен развивать познавательные интересы учеников, обеспечивать уровень подготовки. Также учитель математики должен иметь тематический план работ.

Учитель английского языка

Преподаватель иностранного языка должен осуществлять воспитание и обучение учащихся с учетом особенностей преподаваемого предмета. Учитель английского языка обязан иметь план работы по предмету. Педагог в обязательном порядке должен осуществлять связь с родителями и постоянно повышать свою квалификацию.

Учитель английского языка формирует способность к межкультурной коммуникации и это отличительная особенность урока иностранного языка. Обучение в данном случае носит деятельностный характер. А организация межкультурного общения – это одна из основных задач учителя английского языка.

Учитель истории

По сути, учитель истории должен преподносить свой предмет как воспитательную дисциплину. Такой подход к работе очень важен. Учитель истории должен научить детей анализировать ситуацию, отличать зло от добра, заложить основу для гражданской позиции. Также учителя истории должны помочь создать восприятие мира.

Учитель физкультуры

Учитель физкультуры

Представитель профессии учителя физкультуры считается одним из самых востребованных на рынке труда. Что касается описания деятельности учителя физкультуры, то тут важно отметить несколько основных функций, в том числе организационную, обучающую и воспитывающую.

Учитель физкультуры обязан контролировать успеваемость и посещаемость учеников, он проводит различные соревнования, уроки, проставляет оценки. Каждый учитель физкультуры должен быть внимательным, эрудированным, эмоционально устойчивым. Также среди качеств преподавателя стоит выделить находчивость, оптимизм, настойчивость, гуманизм, честность, объективность и педагогическое мышление. Учитель должен быть здоровым физически и обладать спортивными навыками.

Аттестация учителей

Суть аттестации педагогических работников заключается в том, чтобы определить, насколько учитель соответствует занимаемой им должности и квалификационному уровню. В свою очередь, квалификация педагога наряду с рабочим стажем напрямую влияют на категорию, предполагающую соответствующую ставку зарплаты в рамках схемы должностных окладов.

Цель аттестации учителей – создать результативную и объективную систему оценивания работы педагогов, а также определить для каждого из них соответствующий размер оплаты, который стимулирует их развитие в профессии, постоянный рост квалификационного уровня и рабочей производительности.

Согласно закону, аттестация учителей проходит, основываясь на экспертном оценивании их работы: ее производительности, эффективности и качественности воспитательного и обучающего процесса. Педагогическая аттестация может быть как обязательной, как и добровольной – проводимой по желанию педагога. Если профессиональный учитель отказывается от прохождения аттестационной процедуры для присвоения соответствующей категории, то оплата его труда устанавливается на основании его рабочего стажа и полученного образования.

Если учитель хочет пройти аттестацию, он должен обратиться в специальную аттестационную комиссию:

  • школы – чтобы получить квалификацию «Учитель II категории», или «Старший учитель»;
  • района – чтобы получить квалификацию «Учитель І категории»;
  • области – чтобы получить высшую квалификационную категорию.

Звание будет присвоено педагогу на основании:

  • характеристики;
  • документации, подтверждающей стаж;
  • документа, подтверждающего окончание ИПК курсов;
  • анализа качественности воспитательной и обучающей деятельности преподавателя.

Работа каждого учителя оценивается исходя из ее соответствия общим критериям качества педагогического труда (учитывая возрастные особенности детей и специфики преподаваемого предмета). Имеются в виду следующие критерии:

  • глубина знаний детей по дисциплине;
  • воспитанность школьников, их дисциплинированность;
  • умение учеников использовать знания на практике;
  • понимание учащимися сути общественных и природных процессов;
  • уровень самостоятельности детей, умение получать знания и добывать их своими силами;
  • экономические и политические познания учеников;
  • поведение учащихся, в том числе за стенами школы;
  • участие детей в общественном труде;
  • эстетическая, этическая культура, а также и физическое здоровье детей.

Помимо этого на аттестации оценивается соответствие учителя критериям требуемой педагогической подготовки и профессиональных навыков, знаний. В данном случае речь идет о таких факторах, как:

  • работа педагога над самосовершенствованием, улучшением квалификационного уровня (курсы ИПК);
  • качественность проведения уроков;
  • качественность работы вне уроков, организация и проведение воспитательных, учебных и развлекательных мероприятий;
  • умение находить личный подход к каждому ученику;
  • взаимодействие с родителями.

Все квалификационные звания присваиваются учителю только при условии непосредственной работы с учениками. Что касается руководства школ и инспекторов/работников органов образования, то они могут получить такие звания лишь в том случае, если ведут педагогическую деятельность наравне с прочими учителями и при этом имеют соответствующий рабочий стаж.

Обязательная аттестация педагогических работников

Обязательная аттестация педагогических работников

В закон «Об образовании» в России относительно недавно был внесен ряд изменений, согласно которым педагогическая аттестация в 2017 году станет проводиться по-новому. Теперь аттестационная процедура будет двухэтапной.

Первый этап – это подтверждение педагогом своего соответствия той должности, которую он занимает. Другими словами – подтверждение своей профессиональной пригодности и состоятельности. Второй этап предполагает обоснование целесообразности присвоения учителю той или иной категории. Квалификационная категория будет повышаться только при условии, что педагог с успехом пройдет комиссию. Эксперты, входящий в состав последней, очным образом проверяют уровень знаний педагога и наличие у него требуемых навыков, параллельно определяя его способность взаимодействовать с детьми подобающим для учителя образом.

Новая аттестация учителей в 2017 году затрагивает абсолютно всех работников области образования. При этом аттестация, как и раньше, может быть двух видов:

  • обязательная, пройти которую должны все;
  • добровольная, которую проходят учителя, изъявившие желание повысить категорию.

Обязательная аттестационная процедура проводится по указанию государства. Она затрагивает тех учителей, знания которых требуют проверки. Члены комиссии устанавливают степень профпригодности конкретного учителя, его педагогической состоятельности. После этого подводятся итоги, и выносится вердикт относительно соответствия учителя занимаемой должности: он нужен стране или же находится не на своем месте.

Непременная аттестация учителей с 2016 года проводилась для педагогов, которые последний раз проходили процедуру 5 лет назад. Было предусмотрено два условия, на основании которых возможно освобождение от прохождения обязательной аттестации. Это:

  • наличие квалификационной категории;
  • беременность.

Также стоит заметить, что проигнорировать обязательную аттестацию могут профессиональные учителя, работающие в учебных заведениях 2 последних года. Что касается декретного отпуска, то он также является основанием для того, чтобы не проходить аттестацию. Но пройти процедуру, чтобы доказать свою педагогическую состоятельность и повысить квалификационную категорию, потребуется после окончания декрета и выхода учителя на работу. Однако здесь есть один нюанс: с момента начала работы и до прохождения аттестации должно пройти как минимум 2 года.

Аттестационная обязательная процедура не затрагивает тех работников, которые по тем или иным причинам (например, болезнь или личные обстоятельства) на протяжении последних 4 и более месяцев отсутствовали на работе. Для этих учителей аттестация станет обязательной лишь по прошествии 1 года (календарного) с того дня, когда педагог официально возвращается на работу.

Добровольная аттестация

Аттестация, которую педагог имеет право пройти по своему личному желанию, то есть добровольно, по своей инициативе, станет интересна для каждого работника, который стремится расти в своей профессии.

Нет ничего удивительного в том, что каждый работник (не только профессиональный учитель, педагог, но и специалист любой другой профессии) стремится к повышению своего квалификационного, профессионального уровня. Большинство людей желает развиваться, и многие ставят перед собой цель продвинуться в карьере, развиваться и совершенствовать свои навыки, мастерство, умения.

Именно на таких работников образовательной сферы и рассчитана добровольная аттестация. В 2017 году принята несколько иная форма проведения такой аттестации учителей, однако, в общем и целом она сходна с уже хорошо известным порядком.

Учителю, который по собственному желанию стремится повысить свой квалификационный уровень, вначале необходимо обратиться за оказанием помощи в решении этого вопроса к своему непосредственному руководству. После этого потребуется подать соответствующее заявление. В нем обязательно уточняется, что добровольная аттестационная процедура будет проводиться для присвоения новой, более высокой педагогической категории.

Добровольная аттестация учителей наверняка заинтересует многих педагогов – как тех, у которых вообще нет категории (квалификации), так и тех, кто ее уже имеет. В любом случае такие учителя знают, что у них есть перспектива роста, и хотят воспользоваться возможностью дальше реализовывать себя в профессии.

Категории учителей: профессиональный учитель

Категории учителей: профессиональный учитель

Чтобы оптимально точно оценить труд педагога, используются определенные показатели квалификации, которые дифференцируют учителей по соответствующим уровням:

  • Квалификация «Учитель II категории» («Старший учитель») – присваивается педагогу с 1-2 годами рабочего стажа, который (как доказывает экспертное оценивание) дает учащимся уроки достойного качества, ведет факультативные занятия или кружок по своей дисциплине.

Такой учитель осуществляет классное руководство, и его воспитанники отличаются дисциплинированностью и активным участием в школьной жизни. Педагог постоянно совершенствуется, повышая квалификацию, регулярно выступает на собраниях методических групп, успешно взаимодействует с родителями, находит общий язык с учениками, пользуясь уважением как детей и родителей, так и коллег, начальства.

  • «Учитель I категории» – полагается педагогу за серьезный, эффективный вклад в воспитательный и обучающий процесс.

Такой учитель должен иметь квалификацию II категории. Образование обязательно высшее. Курсы ИПК окончены с успехом (экзамены сданы, выпускная работа сделана). Педагогом выпущено минимум 1-2 начальных, 9-х либо 11-х класса. Знания учеников оцениваются как высокие, что подтверждено экспертной комиссией, неуспевающих детей мало и для этого есть весомые причины. Учитель имеет классное руководство, ведет факультативные занятия или кружок по своей дисциплине, его ученики регулярно и успешно принимают участие в олимпиадах разного уровня (если позволяет предмет). Класс показателен в рамках школы по главным критериям воспитательно-учебной работы, отличается дисциплинированностью, воспитанностью, активным участием в жизни школы. Родительский комитет высоко оценивает труд педагога. Профессиональный учитель успешно взаимодействует с родителями, находит общий язык с учениками, пользуется уважением детей, родителей, а также коллег и руководства.

  • «Учитель высшей категории» – полагается за особые достижения в воспитательной и обучающей работе.

Профессиональный учитель с высшим образованием, с успехом закончил ИПК, прошел на курсах собеседование. Учителем выпущено минимум 2 начальных, 9-х или 11-х класса, при этом знания учеников оцениваются как очень глубокие. Выпускники становятся учащимися колледжей и техникумов, студентами вузов, либо хорошо занимаются в 10-11-х классах. Педагог серьезно помогает начинающим учителям, которые предоставляют положительные отзывы. Педагог осуществляет новаторскую деятельность: им было разработаны и внедрены те или иные новые методики обучения либо усовершенствованы старые методы. Регулярно выступает с собственными докладами на собраниях и форумах, публикует статьи в печати.

Чтобы стать обладателем самого высокого разряда из всех возможных, одного настроя и решительности недостаточно. Учитель уже должен иметь как минимум первую квалификационную категорию. Кроме того, со времени получения такой категории до очередной аттестации с целью квалификационного повышения должно пройти как минимум 2 года.

Также следует заметить, что наиболее высокая категория присваивается и тем педагогам, у которых таковая уже есть. Другими словами, педагоги с наивысшей квалификационной категорией просто подтверждают таковую, полученную ранее. Вместе с тем, самая высокая категория предоставляется на 5 лет и в дальнейшей пролонгации не нуждается.

Кто проводит аттестацию

Кто проводит аттестацию

В текущем году проведение обязательной аттестации педагогов на территории России входит в полномочия аттестационной комиссии. В состав специально созданной для этого комиссии входят представители того или иного образовательного учреждения или управленческого образовательного органа – на уровне школы, района и области (зависит от того, какая категория будет присваиваться учителю). Комиссия назначается на основании приказа, который подтверждает руководитель учреждения (органа управления). Им же утверждается конкретный состав комиссии, а именно:

  • председатель (руководитель учебного учреждения или управленческого органа);
  • заместитель председателя;
  • секретарь;
  • прочие члены аттестационной комиссии (представители управленческих органов и методических служб, члены профсоюза, самые авторитетные педагоги высочайшей квалификации, представители органов самоуправления в сфере образования и так далее).

Как проходит аттестация

Комиссии для проведения аттестации создаются каждый год (в сентябре) и получают соответствующие полномочия до конца учебного года. Заседание аттестационной комиссии проводится в заранее назначенную дату, согласно приказу. Задачи аттестационной комиссии в рамках процедуры аттестации заключаются в следующем:

  • обобщении итогов изучения и анализа профессиональной работы аттестуемого учителя;
  • установлении уровня профессиональной педагогической компетентности и культуры аттестуемого;
  • обеспечении объективности экспертного оценивания профессионализма педагога;
  • соблюдении главных правил (принципов) проведения аттестации педработников;
  • определение целесообразности повышения квалификационного уровня учителя.

Когда аттестация проводится по добровольному желанию учителя, она предполагает заблаговременную подачу педагогом заявления, в котором обязательно прописывается должность и актуальная категория. В назначенную дату собирается комиссия, задача которой состоит в проверке навыков и уровня знаний аттестуемого учителя.

Результаты аттестации

Результаты аттестации

Поданное учителем заявление подлежит проверке членами комиссии (проверка может длиться до 30 дней). По окончании срока проверки педагог получает аттестационное заключительное решение. Аттестационная процедура может продолжаться максимум 60 дней; в этот срок входит составление и выдача заключения комиссии.

Результаты проведенной аттестации зависят от того, насколько высоко будет оценена деятельность педагога согласно вышеупомянутым критериям и какие знания продемонстрирует учитель во время проверки.

Апелляция

В том случае, когда педагог не соглашается с итоговыми выводами аттестационной комиссии (целиком либо частично), он может воспользоваться правом оспорить заключительное решение в судебном порядке.

Есть и второй вариант, который предполагает создание специальной комиссии, задача которой – решение трудовых спорных ситуаций. Чтобы оспорить результаты аттестационной комиссии, педагогу предоставляется 90 дней (срок начинается с того момента, когда аттестуемый получает итоговое заключение).

Но если вынесенное комиссией заключение в основном удовлетворяет педагога, он сам имеет право потребовать прибавку к своей заработной плате, приступив к работе после прохождения аттестации и предъявив руководству заключительный документ.

Учитель года

Учитель года

Ежегодно в России проводится традиционный конкурс под названием «Учитель года». Это общероссийское мероприятие организовывается по распоряжению Министерства науки и образования, Всероссийской образовательной профсоюзной организацией и изданием «Учительская газета». Цель этого конкурса состоит в следующем:

  • выявить самых лучших, передовых, квалифицированных учителей школьных образовательных учреждений страны;
  • стимулировать, поддержать и поощрить таких педагогов;
  • распространить их большой педагогический профессиональный опыт;
  • повысить престижность учительского труда.

Конкурс «Учитель года» впервые был проведен в России в 1992 году, а двумя годами ранее он проводился в масштабе СССР. Аналогичные мероприятия организовываются сегодня и в других странах – Беларуси, Молдове, на Украине, в Казахстане, а также за рубежом – в Австралии, Соединенных Штатах Америки и Великобритании.

Из года в год порядок, согласно которому проводится конкурс «Учитель года», может несколько разниться – временными рамками и этапностью. Как правило, мероприятие проводится в 3 этапа. Первый этап предполагает выполнение конкурсантами нескольких заданий, например:

  • размещение своих методических и прочих учебных разработок (например, на интернет-ресурсах) с новаторским подходом к образовательному процессу;
  • устная демонстрация конкурсантами собственного опыта в профессии с точки зрения взаимодействия с учащимися, их родителями, коллегами, руководством, общественными и образовательными организациями, представителями прочих областей культуры;
  • беседа с учениками (импровизированное обсуждение любого актуального вопроса):
  • разговор с родителями учеников (дискуссия по поводу той или иной педагогической ситуации, которую необходимо решить, и вынесение решения).

На втором этапе учителя проводят мастер-класса и участвуют в открытом обсуждении общественно важной проблемы.

На третьем этапе организовывается «круглый стол» на злободневную тему, в котором участвует представитель Минобразования и науки.

В конкурсе принимают участие педагоги с разных регионов страны, которые рекомендованы своим руководством. По итогам каждого этапа мероприятия соответственно определяются лауреаты, финалисты и главный победитель. Помимо звания «Учитель года» и награждения абсолютный победитель на 1 год получает должность общественного советника Минобразования и науки России.


Оценить статью:
Рейтинг: 5/5 Оценок: 724
Гость

Заполняя настоящую форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия "Пользовательского соглашения", размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных и сведениями о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4921 человек!