Воспитание детей
12 секретов воспитания детей от школьных учителей
4.3

12 секретов воспитания детей от школьных учителей


Автор
Альбина Давлетова


Содержание

Далеко не каждый взрослый способен утихомирить класс из 20-30 детей и мотивировать их к учебным занятиям. Но для учителей это обычное дело. Им приходится постоянно следить за порядком, корректировать поведение детей, заинтересовывать их и находить время для индивидуального подхода к каждому ребенку. В таких условиях без особых тактик и методов не обойтись. Перечислим некоторые из них, которые будут полезны в воспитании ребенка дома.

1. Составить перечень письменных правил

Многие учителя начальной школы создают яркие плакаты с основными правилами поведения в классе. Когда дети постоянно видят эти требования, они уже знают, что от них ожидает учитель, и постепенно начинают придерживаться установленных порядков. Подобные плакаты или списки можно составить и дома, повесив их на видное место в детской. Они будут напоминать детям о важных правилах домашнего поведения.

В списке не должно быть слишком много пунктов. Достаточно ограничиться 5-6 наиболее важными. Если их будет больше, то ребенок не сможет сконцентрироваться и будет слишком перегружен информацией. Желательно избегать чрезмерного использования частицы «НЕ» и вложить в предложения больше позитива. К примеру, вместо «Не брать без спроса чужие вещи», можно написать: «Нужно всегда спрашивать разрешение, перед тем как трогать чужие вещи».

2. Заранее объяснять ребенку правила поведения в новой ситуации

2. Заранее объяснять ребенку правила поведения в новой ситуации

Учителя обычно сразу поясняют детям то, что необходимо делать в предстоящей ситуации: как нужно оформлять контрольную работу или как нужно вести себя при другом преподавателе, который может временно заменять основного учителя. Заранее прослушав условия и план действий, детям будет проще сориентироваться в новой ситуации и контролировать свое поведение.

К примеру, перед посещением гостей или походом в театр родители могут предупредить ребенка о том, как правильнее себя вести. Тон беседы не должен быть слишком категоричным, а, скорее, доброжелательно-рекомендательным. Важно не просто сказать «нельзя», а нужно объяснить — «почему» и «какие могут быть последствия».

3. Соблюдать режим и последовательность действий

В каждой школе и детском саду существует строгий график занятий, которого придерживаются все дети в группе или классе. Правильно составленный режим очень хорошо дисциплинирует ребенка, приучает его к порядку и ответственности. Полезно соблюдать определенный режим и дома. Его нужно составить вместе с ребенком, поясняя необходимость и длительность каждого пункта. В списке занятий важно выделить время для приема пищи, домашних обязанностей и отдыха.

4. Снизить тон, когда нужно привлечь внимание

Многие родители, когда хотят привлечь внимание ребенка, говорят громко и нередко срываются на крик. Однако у учителей есть совершенно противоположный тому прием. Когда в классе становится слишком шумно, преподаватель начинает говорить тихо или даже шепотом. От внезапного изменения тона взрослого дети скорее успокаиваются и начинают с интересом прислушиваться к словам учителя. Крики часто только добавляют шума в классе и формируют нездоровую, нервную атмосферу.

Такую тактику можно практиковать и дома. К примеру, когда дети очень увлечены игрой и не хотят слушаться взрослого, нужно подойти к ним и сказать свое требование тихо, а лучше шепотом. Ребенок, чтобы как следует расслышать слова родителя, будет вынужден успокоиться и прекратить шуметь.

5. Использовать невербальные сигналы

5. Использовать невербальные сигналы

Любая внезапная смена обстановки (выключение света, снижение уровня звука, изменения тона и пр.) способны привлечь внимание ребенка и заставить его на определенное время успокоиться, послушать родителей. Когда дети в классе начинают чрезмерно баловаться, учитель может выключить свет или начать хлопать, петь, рассказывать стихи и пр. Главное для него — завладеть вниманием детей, чтобы направить его на процесс обучения. Родители тоже должны постараться найти свои подобные приемы. К примеру, если дети ссорятся в машине, то можно выключить радио, а если начинают шалить в детской, то в темное время суток можно выключить свет.

6. Решать проблемы вместе с родителями

Когда дело касается дисциплины определенного ученика, опытные преподаватели часто вовлекают в решение проблемы самого ребенка, спрашивая его мнение о сложившейся ситуации, о его поведении и способах решения проблемы. Диалог должен строиться в спокойной обстановке, в доверительном тоне, без лишних криков и нервов. Вопросы нужно подбирать ясные и понятные ребенку.

Маленьким детям можно предложить нарисовать проблему и основные ее причины на листе бумаги, сопоставить ситуацию и себя с эпизодом или героями любимой ребенком сказки, мультфильма. Дети, как правило, готовы сотрудничать и принимать участие в решении задачи, если взрослые их допускают к этому. Часто ребенок может предлагать интересные и полезные способы для исправления ситуации.

7. Изменить окружающую среду

Когда ученик легко и часто отвлекается во время уроков, опытный преподаватель вместо того, чтобы постоянно окликать ребенка, просто сменит окружающую ученика среду, пересадив его на другую парту. Чаще всего непослушных и чрезмерно активных детей учителя сажают поближе к себе.

Такой метод применим и дома. Если малыш у себя в детской много шалит и плохо выполняет домашнее задание, то стоит пересадить его поближе к себе на кухню или в зал, чтобы лучше контролировать его поведение. Если в семье два ребенка, которые часто балуются или ссорятся, то им можно дать задание в противоположных комнатах квартиры.

Когда конфликт между ними происходит из-за определенной игрушки, то полезно ее совсем убрать. Не обязательно дожидаться плохого поведения ребенка: лучше заранее предвидеть и предотвратить возможные проблемы, сменив окружающую малыша обстановку.

8. Предложить детям начать сначала

Вместо того чтобы просто поругать ученика из-за его излишней беготни в коридоре, учитель может взять ребенка за руку и повести его обратно в класс, предложив попробовать ученику снова начать свой путь, но без нарушений правил. Ребенок за это время успокаивается и начинает лучше контролировать свое поведение.

Подобный трюк полезен и для домашнего воспитания. Если малыш импульсивно и бесцеремонно что-либо выхватывает из рук родителей, нужно забрать у него эту вещь и спросить его, как правильно он должен поступить, чтобы вещь оказалась у него. Когда ребенок затрудняется с ответом, ему нужно напомнить о правильном поведении и попросить повторить его попытку, но уже с соблюдением этикета. Практикуя желаемое поведение и повторяя правила, ребенок учится лучше себя контролировать.

9. Оказывать помощь и поддержку

Когда дети работают на своих местах в классе, хороший учитель редко сидит у себя за столом. Он периодически проходит между партами, наблюдая за результатами стараний учеников, и при необходимости помогает им. Не остается в стороне учитель и на перемене, по возможности принимая участие в играх детей и подсказывая им лучшие решения. Такую поддержку и внимание ребенок очень ценит, он начинает больше уважать учителя и прислушиваться к нему.

Родителям полезно участвовать в делах ребенка, но при этом не перебарщивать, ограничивая его личную свободу. Когда малыш делает уроки, можно периодически подходить к нему и не слишком навязчиво контролировать его действия, а при необходимости предлагать ему помощь.

10. Использовать систему вознаграждений

10. Использовать систему вознаграждений

В начальных классах школы и в детских садах редко ставят реальные оценки. Учителя и воспитатели иногда поощряют детей различными наклейками, фигурками в графике, веселыми печатями, карточками, календариками и пр. При наборе определенного количества поощрений учитель может разрешить ребенку подольше отдохнуть или поиграть. Это хорошо стимулирует детей на правильное поведение, что можно практиковать и дома, установив свою систему призов.

11. Создать новый план для контроля дисциплины

Когда обычные стратегии дисциплины не работают, учителя разрабатывают тщательный план для улучшения поведения ребенка. Для этого они взаимодействуют и с учеником, и с его родителями, психологом и другими специалистами, чтобы подобрать наиболее эффективные воспитательные мероприятия. Если установленная стратегия и правила домашней дисциплины перестали работать, то, возможно, настало время поменять план и попробовать что-либо новое.

12. Обращать больше внимание на хорошее поведение

Вместо того, чтобы все время обращать внимание на нарушения правил кем-либо из учеников, хорошие преподаватели чаще хвалят тех, кто ведет себя правильно. Ведь некоторые дети с помощью плохого поведения хотят просто быть замеченными. Но когда они поймут, что взрослые обращают больше внимания на тех, кто ведет себя хорошо, шалуны постепенно захотят сменить свою тактику и будут понемногу успокаиваться. Дома ребенка нужно почаще хвалить за хорошее поведение и пореже ругать за плохое. Вместо постоянных замечаний и упреков, нужно общаться с малышом, добиваясь от него правильного понимания ситуации.