Воспитание детей
Что делать, если ребенок не слушается?
5

Что делать, если ребенок не слушается?


Автор
Наталия Сулейманова


Когда ребенок перестает быть грудничком, он начинает активно познавать мир и проверять границы терпения взрослых. Одним из самых сложных периодов является кризис 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают проявлять первые навыки самостоятельности и демонстрировать такие неприятные для родителей реакции, как публичные истерики и непослушание. Дети постарше могут проявлять неповиновение другими способами. Знание возрастных особенностей поможет взрослым лучше понять детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Почему ребенок не слушается?

Почему ребенок не слушается?

Кто из взрослых не мечтал, чтобы маленький ребенок был управляемым, всегда слушался старших, а лучше имел бы особую кнопку, которая могла бы отключать любые проявления неповиновения! Однако специалисты по детской психологии видят в постоянном послушании немало минусов. Например, у ребенка, которого приучают «быть хорошим», может развиться невроз на почве перфекционизма или отказа от проявления собственных желаний в угоду семье или начальству.

С другой стороны, родители очень страдают от детского непослушания. Поэтому им может быть в тягость находиться с детьми в ситуации, когда многократное повторение просьб не приводит к желаемым результатам. В целом непослушание ребенка может быть следствием более глубоких причин, к которым могут относиться:

  • высокий интеллект. Это явление встречается у детей школьного возраста, которым надоедает учиться по стандартной школьной программе. Они уверены в своих высоких интеллектуальных способностях и давление со стороны взрослых может их раздражать;
  • неспособность понять инструкцию взрослых. Это часто встречается у детей 2-3 лет, развитие которых еще не достигло той стадии, когда они могли бы понимать длинные указания вроде: «Сними ботинки, аккуратно поставь, потом повесь пальто на вешалку». Кроме этого, они не в состоянии объяснить, что не понимают данное указание. Поэтому старшие принимают такое поведение за непослушание;
  • слишком авторитарный стиль воспитания. Если родители придерживаются принципов беспрекословного подчинения, а дети протестуют против этого, значит, взрослому следует пересмотреть свой подход и сделать его более демократичным;
  • постоянное приведение в пример других детей. Данный метод также способствует развитию духа противоречия у ребенка. Неудивительно, что он может перестать слушаться;
  • видимость послушания. В этом случае дети могут внешне демонстрировать согласие с требованиями взрослых, при этом поступая по-своему. В дальнейшем это может привести к склонности к ведению двойной жизни и отрицательно сказаться на психике человека и его отношениях с окружающими.

Если дети всегда готовы слушаться, это может свидетельствовать о допущенных ошибках в воспитании и проблемах во взрослой жизни. Результатом воспитания «удобства» могут стать подавленные эмоции и неспособность отделить свои желания от установок окружающих.

Loading...

Советы родителям непослушных детей

Несмотря на многообразие концепций воспитания детей, которые появились в последние 50 лет, многие российские семьи продолжают исповедовать авторитарный стиль. Если в крупных городах есть заметные подвижки в сторону более демократичного обращения с детьми, то в провинции часто считают, что нет ничего предосудительного в том, чтобы накричать или ударить. В грубой форме это выглядит так: «Меня пороли, и я вырос человеком». Подобный подход к воспитанию, увы, не редкость.

Крик, а тем более побои не являются признаками родительской силы. Это проявления слабости и наличия внутренних проблем у взрослых. Дисфункциональное воспитание имеет глубокие корни — часто следующее поколение неосознанно воспроизводит установки, которых придерживались их матери и отцы, бабушки и дедушки.

Воспитание детей, основанное на любви и доверии, будет гораздо эффективнее разговоров на повышенных тонах или шлепков, которые кажутся невинными. Если дети не слушаются, не выполняют просьбы или ведут себя не совсем прилично, то взрослым необходимо сделать следующее:

  • остановиться и подумать, что именно в детском поведении вызывает раздражение в данный конкретный момент. Затем сделать над собой усилие и спокойно высказать претензии;
  • вести разговор спокойно, глядя в глаза;
  • формулировки с частицей «не» следует заменить на «можно только…» Например, вместо «нельзя выходить на улицу одному», говорить: «выходить на улицу можно только с мамой»;
  • давать инструкции вместо угроз и императивных указаний;
  • не шантажировать детей угрозами обидеться или не получить вознаграждение. Шантаж может сыграть со взрослыми злую шутку: им будут так же угрожать подростки.

Часто усвоенная в детстве модель воспитания мешает построению гармоничных отношений с собственными детьми. Достичь их возможно только в атмосфере любви, доверия и принятия возрастных особенностей дошкольников, младших школьников или подростков.

Как выбрать правильную стратегию воспитания детей?

Как выбрать правильную стратегию воспитания детей?

Еще совсем недавно в вопросах воспитания подрастающего поколения господствовал единый и достаточно авторитарный стиль, согласно которому старшие пользовались непререкаемым авторитетом. Дети были обязаны им подчиняться, а любое непослушание каралось наказанием или побоями. Утверждение о том, что раньше «не было травм», в корне неверно. Человек, выросший в авторитарной семье, подвержен комплексам, эмоциональным травмам и неврозам. Подобное воспитание детей отнюдь не делает их сильнее. Вырастая, они сами становятся жертвами, старающимися угодить супругу или начальнику на работе, либо агрессорами, стремящимися «отыграться» за детские травмы.

Гораздо больше способствует построению доверительных отношений с детьми стиль воспитания, основанный на взаимном доверии и умении слушать. Именно это, а не крики и побои, будет проявлением силы. Наказания также не помогут добиться родительского авторитета у детей. До определенного возраста наказывать не рекомендуется вообще. Но если отношения с дошкольниками или младшими школьниками остаются напряженными, то причина может быть и в родительском поведении.

Дети, воспитанные в атмосфере доверия, не будут бояться обращаться к старшим с просьбами или рассказывать о трудностях в школе или отношениях со сверстниками. Семья, члены которой умеют слушать друг друга — лучшее средство для укрепления взаимопонимания между старшими и младшими.