Воспитание детей
Как правильно контролировать детей?
3.7

Как правильно контролировать детей?

Контроль в семье играет важную роль. Дети, которые растут без контролирующего внимания, могут вырасти преступниками. У них не сформированы границы в отношениях со взрослыми и сверстниками, они не знают, что такое «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», поэтому часто нарушают правила. Что нужно знать родителям о контроле детского поведения? Почему контролировать ребенка нужно начинать с самого рождения? Что нужно знать о формах родительского контроля, которые вредят детской психике?

Зачем контролировать детей?

Зачем контролировать детей?

Мало кто из взрослых людей задается этим вопросом. Родители, чаще всего, привыкли контролировать детей, потому что они младше их, находится в зависимости и не задумываются над мотивами своего поведения. Однако, стоит понять причины желания контролировать ребенка, прежде чем делать это, не задумываясь о последствиях. Контроль — в правильном значении в воспитании — это направление психики и поведения ребенка в нужное русло. Это подсказки и советы, поддержка и способность быть рядом, когда нужна помощь.

Здоровый контроль над детьми нужен в семье по нескольким причинам:

  • чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Наблюдая за тем, как родители выдержанно и эффективно решают проблемы — семейные или помогают ребенку — он расслабляется, понимает, что ему ничего не угрожает и «напитывается» спокойствием матери или отца. Позже, во взрослой жизни, дети могут успешно применять те же методы решения проблем, которые наблюдали у родителей — это дарит им жизненный опыт;
  • чтобы дети осознавали свою роль в семье. Если ребенок не понимает на каком месте в семье он находится, например, вынужден ухаживать за родителями, «спасать» их от депрессии, рожден «случайно» или для того, чтобы быть нянькой младшим братьям и сестрам, то, особенного контроля над ним не наблюдается. Такие дети рано взрослеют, утрачивают детскую часть личности, разучиваются радоваться жизни;
  • чтобы ребенок умел контролировать себя сам. Глядя на то, что делают родители, дети учатся делать то же самое. Поэтому, родительский контроль помогает ребенку научиться управлять своим поведением.

С чем родители путают контроль

Правильное контролирующее отношение взрослых по отношению к ребенку — это создание границ во время общения. Однако, иногда взрослые путают контроль с другими процессами воспитания, и, сами того не желая, причиняют вред детской психике и развитию.

  • Гиперопека. Делать все за ребенка, следить за ним, чтобы он не ошибся, выполнял указания правильно, опекать и не позволять быть самостоятельным — это не здоровый контроль. Такое поведение взрослых приведет к тому, что дети захотят вырваться из-под удушающего родительского внимания или «сломаются» и станут безвольными людьми. В первом случае это приводит к созданию молодежных группировок, уходам из дома, агрессии и неуважению к родителям, а во втором — ребенок может превратиться в неудачника, «маменькиного сынка», не приспособленного к жизни.
  • Удовлетворение личных потребностей. Иногда родители, бессознательно, стремятся получить от детей то, чего не хватало в детстве им самим. Например, внимания и любви. Тогда они находятся в зависимых отношениях от детей. Когда младшие слушаются, они чувствуют себя нужными, хорошими, а в обратном случае — злятся, пытаются «давить» на ребенка, чтобы вновь вернуться к разрушительному контролю. Таким образом, родители удовлетворяют чувство собственной значимости и «притягивают» ощущение того, что они хорошие мать и отец.
  • Иногда родители путают контроль с желанием навязать детям свое мнение. Им кажется, что только они знают, как следует жить, дружить, общаться и чем заниматься. Если взрослые транслируют такое отношение детям, то те, скорее всего, захотят, как можно раньше повзрослеть, чтобы отказаться от всего, что им навязывают и сделать или попробовать то, что уже давно их интересует.
  • Некоторые родители видят смысл жизни в том, чтобы во всем и всегда следить за ребенком. Таким образом, они, бессознательно, заполняют пустоту, которая живет в душе. Данное поведение является нечестным по отношению детям. Как правило, дальнейшие отношения родителей с ребенком в такой семье со временем усложняются.

Здоровый контроль — это забота о том, чтобы в детской жизни было все в порядке с точки зрения ребенка, а не родителей. Доверие к ребенку с малых лет, понимание, что он в силах сам удовлетворить свои потребности, принять решение и сделать выбор, в соответствии с возрастом — делает детей сильными и уверенными, а родителей такими, которым хочется доверять и открываться.

Заботливое отношение к ребенку

Заботливое отношение к ребенку

Забота — это одна из важных функций родительского контроля. Родителям нужно понять, что дети не должны быть от них зависимы до конца жизни. Они имеют право на свое мнение, которое может отличаться от большинства других. Кроме того, у них свой жизненный путь, только, пройдя который, они получат бесценный опыт.

С помощью заботливого отношения можно знать и понимать мысли и чувства ребенка. Однако, такое отношение не должно стать манипуляцией.

Волноваться, переживать и не скрывать своих чувств — тоже одна из форм контроля. Однако, в зависимости от возраста ребенка, следует помнить о том, что, возможно, у него есть силы справиться с проблемой самостоятельно. Если нет, то он способен попросить о помощи.

Почему контролируют дети?

Иногда бывает так, что дети берут на себя контролирующие функции. Часто, так происходит в асоциальных семьях, где родители не являются социально адаптированными, психологически — ведут себя как дети. Тогда, старшие и младшие меняются местами в семье. Такая позиция невыгодна ребенку и может навредить его развитию. Следуя природе, дети не должны быть сильнее своих родителей. Если это так, то, следует задуматься над тем, какое место в жизни семьи занимает родительский авторитет, почему родители играют пассивную и жертвенную роль.

Контролировать детей — это неплохо, однако, стоит всегда помнить о том, где проходит границы их ответственности. Это значит, что, не следует вмешиваться каждый раз в область деятельности ребенка, где он в состоянии справиться самостоятельно.

Использованы фотоматериалы Shutterstock