Воспитание детей
Как приобщать детей к помощи по дому: советы родителям
4.3

Как приобщать детей к помощи по дому: советы родителям

Невзирая на огромное количество литературы и форумов, где обсуждается тема воспитания детей, многие родители не приобщают их к домашним обязанностям. Одни не доверяют им дела, поскольку считают слишком маленькими для их выполнения, другие говорят, что малыши еще успеют наработаться, а сейчас должны наслаждаться детством.

Однако привлечение к участию в домашних делах – очень важный момент в развитии ребенка. Ребята, регулярно помогающие родителям по дому, вырастают ответственными людьми, им проще учиться в школе, находить общий язык со сверстниками и учителями. И наоборот, дети разного возраста, огражденные с самого детства от домашних дел, становятся неуверенными в себе, не умеют работать в команде.

Важность приучения к труду в развитии ребенка

Правильное и гармоничное развитие ребенка – очень кропотливый процесс, и приобщение к участию в домашних делах играет в этом не последнюю роль. В этом вопросе родителям важно представлять, какую цель они преследуют и как правильно привлекать детей к труду, чтобы простые обязанности не превратились для них в ежедневные мучения. Некоторые мамы и папы хотят, чтобы их чадо умело себя обслужить в их отсутствие, другие – чтобы ребенок был просто чем-то занят, третьи – чтобы дети приобрели определенные навыки, которые пригодятся им во взрослой жизни.

Приобщение к труду ради получения каких-либо далеких перспектив или заполнения свободного времени чада бесполезно. Ребенок, независимо от его возраста, будет думать, что делает что-то ненужное. Если же изначально сказать сыну или дочери, что их помощь важна и необходима, а затем делать домашние дела вместе, а не лежать на диване, то они почувствуют значимость своей работы. Дети будут ощущать себя полноправными членами семьи, способными вносить свой вклад в ее благополучие. Ребята, имеющие свой круг домашних обязанностей, лучше учатся, взаимодействуют с окружающими (учителями, сверстниками, родственниками), вырастают не потребителями, а людьми, способными что-то давать обществу.

Подбор обязанностей по возрасту

Подбор обязанностей по возрасту

Привлекая ребенка к участию в хозяйственных делах, важно учитывать его возраст. Какие обязанности можно доверять детям на разных этапах взросления:

  • 2-4 года: подать родителям какие-либо предметы, собрать игрушки, помочь накрыть на стол, разложить вещи;
  • 5-6 лет: помочь приготовить еду, сделать или же разогреть себе завтрак, убраться в комнате, застелить постель, полить цветы, покормить кошку, собаку;
  • 7-9 лет: помочь донести пакеты с продуктами, самостоятельно ложиться спать и вставать, следить за порядком в своей комнате, шкафу, гладить одежду, протирать пыль и пол, кормить младших братьев, сестер, убирать за своими питомцами и выгуливать их, собирать рюкзак в школу.

Как приобщать детей к домашним делам?

У любого ребенка в ходе приучения к труду могут сложиться свои предпочтения. Некоторым детям нравится все рассортировывать, им придется по душе обязанность все раскладывать по своим местам. Другим – нести ответственность, для них любимым делом станет уход за цветами или домашними животными. Поэтому не стоит сваливать на чадо все обязанности, важно прислушиваться к его мнению.

Как еще родители могут способствовать приучению своих детей к домашней работе?

  • Работать с ними вместе.

Нельзя заставлять ребенка трудиться, а самим при этом смотреть телевизор. И наоборот, не стоит отказываться от его помощи, когда она необходима и он сам ее предлагает. Трудитесь вместе, назначьте ребенку дело, учтя его возраст.

  • Совмещать развитие ребенка и домашние дела.

Например, собирая игрушки, озвучивайте их название, цвет, форму. Или, убираясь в доме, рассказывайте сказку, пойте песню.

  • Делать домашнюю работу интересной и увлекательной.

К примеру, превратить уборку игрушек в поиски клада.

  • Хвалить за помощь.

Слова благодарности или хвалебные фразы («ты чище всех моешь посуду, тщательнее всех пылесосишь» и др.) будут стимулировать ребенка и «заставлять» активнее принимать участие в домашних делах.

Ошибки, которых следует избегать

Ошибки, которых следует избегать

Чего не стоит делать, привлекая детей к домашней работе?

  • Ждать хороших результатов.

По причине отсутствия опыта или вследствие маленького возраста ребенок не может делать что-либо лучше взрослого. Поэтому нужно быть готовым к тому, что какое-то время выполненную им работу придется переделывать. Только важно делать это не на виду у чада.

  • Ругать и подгонять.

Дети практически все делают медленнее взрослых. Если их подгонять и ругать за медлительность, они в следующий раз откажут в помощи.

  • Заставлять делать домашние дела в формате наказания.

Они будут воспринимать свою помощь, как что-то негативное.

  • Платить за труд деньгами.

Лучше поощрять ребенка походом в кино, цирк, зоопарк и т. д.

  • Распределять дела по половому признаку.

Мальчикам будет полезно научиться пришивать пуговицы, стирать вещи, а девочкам – чинить компьютер.

Почему дети отказываются помогать родителям?

Почему дети отказываются помогать родителям?

Нередко, занимаясь развитием ребенка и приобщая его к труду, родители получают от него отказ. Причин этому может быть несколько, и чаще всего они кроются в поведении самих мам и пап. Какие же недочеты они допускают?

  • Не формируют привычку помогать по дому с самого детства. Жалея свое чадо и считая, что ребенок еще успеет наработаться во взрослой жизни, родители не приучают его участвовать в домашних делах.
  • Сами мало что делают по дому. Плохой пример в виде гор грязной посуды, белья, поломанной мебели отбивает у детей делать что-либо по хозяйству.
  • Живут обособленно. Когда каждый член семьи живет отчужденно и не участвует в коллективной работе, ребенок берет плохой пример, вырастает эгоистом.
  • Не хвалят чадо за выполненную работу, убивая тем самым его энтузиазм.
  • Меняют свои требования. Например, сначала просят убираться в комнате и застилать кровать, а потом какое-то время вообще не обращают внимания на бардак.
  • Яростно и настойчиво требуют помогать по дому, что убивает в детях желание участвовать в домашних делах и заставляет протестовать. Особенно часто это проявляется в подростковом возрасте.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Семейные отношения и их воспитательное значение / Острогорский А. Н. // Семейное воспитание: хрестоматия. - 2001

Игровая терапия: искусство отношений / Лэндрет Г. Л. // М.. - 1994

Игровая среда современного ребенка / Локтионова А. В. // Московский психотерапевтический журн. - 2005. - №1