Воспитание детей
Как воспитывать, но не калечить детей?
4

Как воспитывать, но не калечить детей?

Содержание

Дети и забота об их развитии обязывают родителей быть чуткими, терпеливыми и мудрыми. Однако у взрослых это получается не всегда. Особенно сложно им бывает справляться с воспитанием, когда дети не слушаются, их поведение выходит из-под контроля, они грубят, капризничают и выражают свой протест против родительских правил другими способами. Что стоит за проявлением детского негативизма? Как правило, причин может быть множество.

Родители — не идеальные люди и воспитатели. Они имеют право на проявление эмоций, часто не знают, как поступить и, когда пребывают в недоумении или раздражении, могут совершать ошибки в воспитании. Вследствие этого дети могут подвергнуться разрушительному влиянию стресса, и даже получить психологическую травму.

Воспитание — серьезный и подчас сложный процесс, особенно в тех случаях, когда взрослым не хватает ресурсов для проявления выдержки, спокойствия и понимания. Так, воспитывая, они могут срываться на крик или применять физическое наказание к ребенку, говорить слова, о которых впоследствии сожалеют.

В этой статье родители получат рекомендации и подсказки, касающиеся того, чем можно заменить неправильные методы воспитания, которые могут покалечить детскую психику.

Почему ребенок не слушается?

Почему ребенок не слушается?

Таким вопросом часто задаются взрослые, чьи дети не воспринимают родительские инструкции всерьез. Эта картина может наблюдаться в любом возрасте ребенка, быть продолжительной или зависеть от негативных внешних и внутренних факторов, с которыми сталкивается семья. Непослушание детей — это своего рода выражение протеста. Задумайтесь — против чего протестует ваш ребенок? Как ему живется в семье? Чувствует ли он свою принадлежность к ней? Хватает ли ему внимания? Присутствует ли в его жизни ревность родителей к младшим братьям и сестрам? Возможно, он перенес стресс, после которого его эмоциональное состояние стало нестабильным?

Также ребенок может не слушаться, потому что взрослые не обладают для него достаточным авторитетом и с малых лет не «держали» его в рамках. Ответы на эти вопросы помогут понять причины непослушания детей.

В каких случаях воспитание вредит?

Влияние матери и отца, нравоучения, объяснения «что такое хорошо и что такое плохо» к сожалению, не всегда приносит желаемые плоды. Часто бывает так, что принятые в семье методы воспитания не только не оказываются бесполезными, но еще и вредят. Это может быть в тех случаях, когда ребенок не понимает, за что его наказывают — ставят в угол, кричат, ругают, лишают чего-то. Без должных объяснений, его психика воспринимает только одно: я плохой, меня не любят.

Ребенок, совершивший проступок, должен понимать связь между своими действиями и наказанием, и нести ответственность за то, что сделал, лично.

Воспитание вредит в случае прилюдного отчитывания детей, вызывания в нем чувства стыда и вины. Не стоит также сравнивать ребенка с другими детьми — это не заставит его стремиться улучшить свое поведение и быть послушным, а лишь вызовет чувство собственной неполноценности.

К чему приводит запугивание ребенка?

Когда взрослые не знают, что делать ребенком, если он не слушается — не ложится спать, отказывается делать уроки, мыть руки, обедать, убирать игрушки и так далее — они могут прибегнуть к такому методу, как запугивание. Маленькому ребенку обычно говорят «не будешь слушаться — тебя полиция заберет (баба-яга, колдун и так далее)». Хуже всего звучит «я тебя любить не буду».

Так родители подтверждают опасения детей о том, что любовь взрослых является условной — то есть ребенок является хорошим, любимым и нужным только в том случае, когда он послушный, удобный и делает то, что ему говорят, а не то, что хочется. В обратном случае — как понимают ситуацию дети — они родителям не нужны. Быть нелюбимым самыми близкими людьми страшно. Такое понимание калечит психику ребенка и заставляет на бессознательном уровне еще больше сопротивляться воспитанию и давлению со стороны родителей, чтобы добиться от них, наконец, ответа, что он любим в любом случае, от него не откажутся и его не бросят (не отдадут в полицию, не забрать позволят бабе-яге).

Когда родители игнорируют детей

Такой метод применяют родители, желая наказать ребенка за проступок, свидетельствующий о нем как о хулигане или вызывающий в них чувство стыда. Отказываясь от общения, они желают продемонстрировать, что с таким «плохим» ребенком общаться не желают, он не достоин внимания. В результате такого метода дети не осознают последствия своего неправильного поведения, и обещают, что «больше так не будут», боясь остаться брошенными, без эмоционального внимания родителей.

Вместо того чтобы игнорировать ребенка, с ним нужно разговаривать, пытаться понять причины поведения и показывать правильный пример того, как нужно поступать, в том числе личными действиями.

Физическое наказание не должно иметь место

Удары, шлепки и любое другое физическое воздействие калечит психику. Родители должны исключить их из своих методов воспитания. Оно причиняет боль не только телу, но и душе, оставляя иногда неизлечимые раны. Насколько плох должен быть ребенок, что его приходится бить? Вероятно, очень плох. Именно так он думает о себе, в результате чего его самооценка снижается, он «закрывается» от себя и внешнего мира, может начать считать себя неудачником. Иногда такие дети, не имея возможности «ответить» взрослым на удар, проявляют сильную агрессию, направленную на окружающих или самого себя.

Эмоциональное насилие над детьми

Эмоциональное насилие над детьми

Такой метод сродни физическому наказанию и порой его последствия бывают даже губительней. Это словесные унижения, негативные установки, обесценивание личности ребенка. Обычно оно проявляется в таких фразах как «родители главные, а ты никто, поэтому ты должен слушаться», «что ты можешь в этой жизни?!», «у тебя никогда ничего не получится!». Долгие тяжелые разговоры с указанием на несовершенство или полную неспособность во всем вызывают у ребенка чувство вины за то, что он такой, как есть и заставляют считать себя неудачником.

Родители могут и должны ругать ребенка, когда его поведение выходит за рамки дозволенного, однако, чтобы не покалечить детскую психику, следует избегать говорить плохо о личности, пророчить беды, неудачи и одиночество. Ругать нужно за проступок и так, чтобы ребенок почувствовал ответственность за то, что совершил. Можно использовать фразы, похожие на: «мне больно, я не понимаю, как ты мог так поступить», «твой поступок очень некрасивый, давай попробуем вместе подумать, что сделать, чтобы ты впредь не совершал этого», «когда ты так делаешь, я начинаю думать, что ты хулиган. Но ты не такой. Подумай, как ты можешь исправить свою ошибку» и так далее. Воспитание может быть строгим, но оно не должно иметь ничего общего с жестокостью. Так родители приобретают способность быть мудрыми, а дети прислушиваются к ним, потому что знают, что с ними все в порядке и чувствуют поддержку.