Коронавирус
ПОДТВЕРЖДЕНО
СЛУЧАЕВ:
случаев в РФ
0
Полная информация
Воспитание детей
Когда «любовь» родителей разрушает психику ребенка?
4

Когда «любовь» родителей разрушает психику ребенка?

Иногда ребенок словно является отражением других детей. Он не обладает самостоятельным мышлением, его поведение похоже на «копию» того, что делают товарищи. При этом, он плаксив и слаб, будто в нем отродясь не было уверенности и личного мнения.

Родителям, которые узнали в данной характеристике своих сына или дочь, важно знать, что данный детский типаж личности носит название «мягко-забитый», согласно типологии П.Ф. Лесгафта — педагога, ученого и организатора, жившего в 19 веке. Его идеи относительно воспитания детей до сих пор являются актуальными, раскрывают такие вопросы семейного воспитания, как отношение родителей к ребенку, ответственность в семье, становление детской личности и характера. Он много писал и говорил о важности формирования у ребенка собственного мнения и том, каким образом родители, сами того не желая, отнимают у него возможность формировать и выражать мысли и способы поведения. 

26 февраля — всемирный день неторопливости. Иногда родители чрезмерно спешат помогать ребенку — но каково влияние безмерной родительской любви на становление детского характера? Какое отношение взрослых приводит к тому, что дети вырастают безынициативными, слабыми, зависимыми от других? Почему не всегда стоит помогать ребенку, если он с чем-то не справляется? 

Характеристика ребенка по П. Ф. Лесгафту  

Характеристика ребенка по П. Ф. Лесгафту

Ребенок мягко-забитого типа личности отличают следующие черты.

  • Стеснительность.
  • Невозможность действовать самостоятельно в новой обстановке — оказавшись в детском саду или школе, он не может сам сесть, встать, задать вопрос, пройтись по группе или классу. Он ждет сигналов «извне». Когда видит, что кто-то из детей делает это — может рискнуть проявить самостоятельность.
  • Неловкость, слезливость.
  • Регресс в развитии. Эмоционально семилетний ребенок может напоминать двух-трехлетнего.
  • Ведомость, зависимость от других, более сильных и уверенных товарищей.
  • Автоматическая исполнительность.                           
  • Неумение делать выбор.
  • Беспомощность.
  • Трусливость.
  • Напускная самоуверенность.
  • Невнимательность, непонимание учебного материала, механическое заучивание.
  • Эмоциональность, эгоизм.
  • Стремление к подражанию.
  • Ложная самонадеянность, самодовольство.

Куда приводит чрезмерная «любовь» родителей

Куда приводит чрезмерная «любовь» родителей

Любовь к ребенку следует отделять от методов его воспитания. Иногда родители так сильно боятся обделить детей вниманием, что предупреждают все их желания, исполняют любые «хочу», стараются угадать мысли и чувства. На первый взгляд, нет ничего предосудительного в таком пристальном внимании к детям, однако, если знать, какие последствия оно может спровоцировать, многие родители задумаются над своим отношением и тем, какие качества личности они «взращивают» в ребенке.

Личный опыт

За помощью обратился молодой человек. У него наблюдались приступы панических атак, плохой сон, тревожные мысли о смерти, слабость и отсутствие энергии. Он не имел близких друзей, был единственным сыном у родителей, с недавних пор жил отдельно от них. Плохое самочувствие стало наблюдаться и усиливаться именно в тот момент, когда он снял отдельное жилье — ему казалось, что возраст уже обязывает его стать более самостоятельным. Он работал в небольшой фирме, серьезных и долгих отношений с девушками не имел. Его тревога усиливалась, обычно, перед сном.

Во время личной психотерапии было выявлено, что, он рос в условиях гиперопеки. Мать и отец, сколько он себя помнил, всегда были рядом. В его опыте нет случая, когда он оставался один. Несмотря на то, что, ему уделялось очень много внимания со стороны родителей, он не чувствовал любви от них. «Я помню, как часто злился на них, но ничего не мог сказать. Меня злило то, что они всегда диктовали мне куда идти, что делать, как сидеть, когда есть, когда спать, чем заниматься. Они принимали решения за меня. Впервые, свой гнев на родителей я начал ощущать в подростковом возрасте. Тогда же, я попытался сделать что-то самостоятельно. Так как я всегда тянулся за другими ребятами и сам не проявлял инициативы, то и в этот раз я сделал «самостоятельно» то, что предложили другие — разбил окно в школьной столовой. То, что действие было совершенно мною лично, очень возбуждало меня. За хулиганство нас отчитали перед директором. Он тогда сказал, что я похож на барана, который делает то же, что и стадо и не способен мыслить самостоятельно. Родители, узнав об этом, «убивались» — у матери болело сердце, отец впал в депрессию. Я чувствовал себя очень виноватым и плохим. После этого я пообещал себе, что впредь не буду совершать никаких самостоятельных поступков.

Когда я вспоминаю родительскую семью, мне на ум приходит ощущение тепла и замкнутости, которое может быть под колпаком. Я не помню себя без родителей. Они были не просто рядом со мной, они были впереди меня — впереди моих желаний, планов, мыслей. Сейчас я не могу ответить на вопрос «Кто я такой?». Я не знаю, кто я. Я не чувствую и не слышу себя. Я привык слышать родителей. Теперь, когда их нет рядом каждый день, я понимаю, что рядом с ними мне было спокойно и безопасно. Одному мне бывает очень страшно — мне кажется, что меня как будто нет».

Родителям, у которых маленькие дети, стоит задуматься над тем, как не сделать из них «маминых» сынков и «папиных» дочек, несамостоятельных и безответственных людей. Приведем рекомендации, которые нужно соблюдать.

Важно чувствовать и формировать внутреннее доверие к тому, что ребенок справится с поставленной задачей. В три года — он наденет майку и почистит зубы, в четыре — заправит кровать. В пять и шесть — справится с написанием цифр и печатных букв.

Делать что-то за детей — ставить им тарелки к ужину, складывать одежду, выбирать мультфильм — то, с чем они, в силу возраста, могут справиться самостоятельно. Начиная с бытовых мелочей, формируется независимость и ответственность детей. Делать выбор и действовать вместо них — не значит сильно любить их и показывать это. Такое поведение говорит о том, что, родители не верят в силу ребенка, его способности и интеллект или, бессознательно, желают, чтобы он все время оставался рядом, потому что самостоятельнее дети, подрастая, покидают родительский дом и строят свою жизнь независимо от матери и отца.

Можно ли изменить тип детской личности?

Можно ли изменить тип детской личности?

Человеку, который обладает характеристикой мягко-забитого типа личности, может помочь только личная психотерапия. Родители, если сполна осознают свои ошибки и станут относиться к ребенку по-другому, также, могут внести вклад в его развитие. Как им это сделать?

  • Отпустить ребенка от себя.
  • Признать за ним право думать, чувствовать и действовать не так, как родители или как они того хотят.
  • Позволить ему принимать решения и делать выбор самостоятельно.
  • Разрешить ему ошибаться.
  • Не советовать ему «как лучше», «безопаснее», «правильнее» и так далее. Не диктовать, как поступить.
  • Родители, когда понимают, что для спасения собственного ребенка, им нужно «отойти» от него в сторону и дать свободно дышать, перестают видеть смысл в жизни. В этом и кроется причина родительской гиперопеки. Что делать матери и отцу? Заняться собой, своим времяпрепровождением, желаниями, целями и мечтами.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

1
Loading...