Воспитание детей
Повышенная агрессивность у детей: советы родителям
4.3

Повышенная агрессивность у детей: советы родителям

Агрессивное поведение маленьких детей — явление довольно распространенное. Причем физическая агрессия может распространяться как на родственников и близких знакомых, так и на совершенно незнакомых людей. А также иногда на животных или даже на неодушевленные предметы.

Столкнувшись с этим неприятным явлением, родители часто не понимают, как на него реагировать. В любом случае, прежде чем внедрять свою линию поведения, взрослым следует осмыслить причины подобных детских срывов. А они для малышей ясельного и дошкольного возраста обусловлены достаточно объективными причинами:

  • отсутствием навыков вербального общения;
  • неразвитостью социальных связей;
  • неумением контролировать инстинктивные реакции.

Психическое и социальное развитие ребенка в этом возрасте еще только начинается. Он не знает и не понимает, как реагировать на определенные ситуации. Выразить словами свой страх, гнев, недовольство либо просто пожаловаться на физическую усталость — все это ему пока недоступно. Но эмоции рвутся наружу — и это выливается в пинки, толчки, удары, укусы, бросание вещей, крики и прочие неприятные проявления.

Как не должны реагировать родители

Как не должны реагировать родители

Молодые родители часто просто не знают, как реагировать. Особенно если у них это первый ребенок. Они не видят истоков и причин подобного агрессивного поведения, воспринимают его как проявление необоснованных капризов. В итоге основным методом воздействия становится наказание, перерастающее в ответную агрессию.

В попытке наказать за щипки, пинки и удары взрослые начинают шлепать своих детей, а иногда применяют и более жесткое физическое воздействие. Тем самым они стремятся приучить малыша к тому, что за его удар может последовать удар ответный. Предполагается, что страх физического наказания станет достаточным сдерживающим фактором для ребенка.

Однако при этом не принимается во внимание важная особенность развития ребенка в столь юном возрасте. Он просто не в состоянии анализировать ситуацию, выстраивать причинно-следственные связи и думать наперед. В ясельном и дошкольном возрасте префронтальная кора головного мозга, отвечающая за подобные логические цепочки, практически не развита. Малыш просто не в состоянии прийти к мысли, что за подобное поведение обязательно последует наказание. В итоге советы отшлепать ребенка оказываются неэффективными и даже вредными.

Ведь со временем малыш на собственном опыте убеждается, что физическая сила заставляет других подчиняться. В данном случае родители сильнее, они подчиняют его своей воле, используя физическую силу и заставляя что-то делать вопреки его желанию. В результате ребенок может принять это как эффективную модель поведения по отношению к тем, кто слабее его самого.

Как контролировать поведение детей

Достаточно часто у родителей есть понимание того, как не следует реагировать, но они не могут разобраться в том, что же именно нужно делать в такой ситуации. Психологи рекомендуют множество методик. Применять их следует в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его взаимоотношений со взрослыми в конкретной семье.

Одно из основных направлений — контроль. Если мама знает, что ее малыш склонен к физической агрессии, желательно держать его под постоянным визуальным надзором в тот момент, когда рядом находятся другие дети. Агрессивный ребенок не должен оставаться с ними наедине, без присмотра взрослых. Возьмите его с собой, когда, например, выходите на кухню из общей игровой комнаты.

Иногда простого надзора и постоянного визуального контакта оказывается недостаточно. События начинают развиваться так, что требуется прямое вмешательство взрослых. В этом случае желательно действовать на упреждение. Не стоит дожидаться, пока реакция ребенка проявится в виде удара, щипка или укуса. Необходимо вмешаться до этого негативного момента. Именно по этой причине и нужен постоянный визуальный контакт, который позволяет своевременно обнаружить опасный накал в поведении детей.

Мягко, без агрессии остановите ребенка. Не кричите на него, не ругайте и уж, тем более, не замахивайтесь, особенно в присутствии других малышей. Постарайтесь выяснить, в чем причина агрессии. Предложите наиболее уместные пути решения проблемы. Спокойно, не повышая голос, поговорите с ребенком. Иногда этого вполне достаточно, чтобы снизилась острота его реакции и ушла агрессия.

Если вы все же не успели среагировать и другие дети пострадали от агрессивного поведения вашего ребенка, то, прежде всего, позаботьтесь о пострадавших. Их нужно утешить, успокоить и осмотреть на наличие травм и повреждений. Тем самым вы покажете своему малышу, как нужно заботиться о тех, кто оказался слабее.

Но постарайтесь, чтобы и ваш ребенок при этом не чувствовал себя брошенным, забытым, отодвинутым на второй план. Надо постараться говорить и с ним тоже: рассказать, как больно и обидно пострадавшему ребенку, пояснить, что так поступать нельзя. Говорить следует спокойным строгим голосом, без крика и оскорблений. Тем самым вы покажете всем детям хороший пример самоконтроля, что чрезвычайно важно для маленькой личности. Именно так и моделируется правильное поведение.

Куда направить вектор развития ребенка

Куда направить вектор развития ребенка

Контроль ситуации — это лишь одна сторона решения проблемы. Для нормального развития ребенка надо предложить ему альтернативные пути выплеска отрицательных эмоций либо их эффективного купирования.

Даже маленький человек имеет право на свое личное пространство и свои собственные вещи. Вольно или невольно покушаясь на это право, окружающие могут вызвать его ответную агрессию. Чтобы смягчить ситуацию, родителям иногда достаточно выделить для малыша особый ящик, коробку или корзинку, куда он может положить свои «специальные» игрушки. Объясните ему правила: при нежелании делиться игрушкой, ребенок может положить ее в особую коробку, откуда ее никто не возьмет без его личного разрешения.

Социализация и развитие ребенка в чуть более старшем возрасте уже позволяет облекать негативные эмоции в слова, переводить реакцию из физического воздействия на вербальный уровень. Помогите малышу выразить словами, например, его нежелание поделиться мячом или куклой. Проговорите это вместе, подберите простые и понятные для него слова. Постепенно это сформирует безопасную модель поведения.

Все дети любят играть. Дайте им возможность справиться с негативными эмоциями в игровой форме. Чтобы «выпустить пар» можно шутливо побороться с папой, попинать мяч, попрыгать на кровати (с разрешения мамы, конечно) или заняться какими-то иными активными действиями.

Также можно использовать ролевые игры. Попробуйте вместе с ребенком разыграть ту ситуацию, когда он проявил в отношении кого-то физическую агрессию. Пусть он попробует себя в роли не только «задиры», но и пострадавшего «тихони». Вместе проиграйте разные варианты разрешения этой неприятной ситуации, в том числе и без применения силы.

Использованы фотоматериалы Shutterstock