Воспитание детей
Ребенок-фантазер: как отличить воображение от детской лжи?
4

Ребенок-фантазер: как отличить воображение от детской лжи?

Детское воображение не имеет границ. Как только ребенок начинает разговаривать, он становится мастером придумывать истории и сочинять небылицы. Эта способность имеет большое значение в развитии, однако, иногда она приобретает другие формы — детскую ложь, фантазии, которые нельзя назвать здоровыми. Так, зачастую, дети обманывают друг друга и взрослых. Братья и сестры создают конфликтные ситуации в семье, с целью выгородить друг друга или каждый себя. 10 апреля отмечается День братьев и сестер. В этот день MedAboutMe приготовил материал о детских фантазиях и лжи. Что нужно знать родителям о воображении детей? Когда оно говорит о нормальном развитии, а когда — свидетельствует о патологии?

Воображение в жизни ребенка

Воображение в жизни ребенка

Считается, что чем выше уровень воображения в жизни дошкольника, тем лучше развиты его психические и поведенческие процессы. Так, специалисты в детском саду или школе применяют специальные тесты и методики, позволяющие оценить уровень воображения у ребенка. По результатам диагностических исследований, они получают выводы, что те дети, чей уровень воображения является высоким, больше склонны к творческим способностям, в отличие от своих сверстников, набравших меньшее количество баллов.

Ребенок с развитым воображением отличается активностью, гибкостью психических процессов и богатым внутренним миром. У него лучше сформирована способность не действовать шаблонно в трудных или стрессовых ситуациях, он, без особых затруднений, может находить выход там, где другие дети сомневаются, не могут принять решение. У ребенка с хорошим воображением развито абстрактное мышление, он может мыслить и оперировать образами, его отличает креативность идей. Часто, такие дети занимают лидерские позиции, легко строят отношения, с ними интересно общаться, потому что они придумывают интересные игры.

Что хочет ребенок, когда он лжет?

Другая, отрицательная сторона воображения — это детская ложь. Когда ребенок растет, находится в раннем дошкольном возрасте, родители не сильно задумываются над тем, как часто он сочиняет, что содержится в его историях и почему он это делает. Способность к фантазированию считается нормой детского взросления. По этой причине, родителям бывает трудно увидеть отличия между богатым воображением и ложью, которая имеет совсем другие причины, нежели процесс развития.

Как и почему дети начинают обманывать старших?

Когда боятся сказать правду. Так бывает с ребенком, если он получил первый опыт критики со стороны за совершенные ошибки. Малыш, если его сильно отругать за то, что он разбил чашку, пролил чай, испортил чужую вещь — в следующий раз, совершив подобное действие, не скажет правды о том, что это сделал он, не объяснит, как это случилось и не покается в содеянном.

Это не значит, что, ребенку нужно все «спускать с рук», однако родителям полезно понять разницу между суровой критикой в адрес малыша, после которой он чувствует себя плохим или нелюбимым, и справедливым ответом, с объяснением родительских чувств. Пример: ребенок 5 лет забрался на участок к соседям, неуклюже потоптался там и нарвал букет из цветов, которые ему особенно понравились. Соседи были очень недовольны и выразили свой гнев родителям о том, что «Их ребенок абсолютно не воспитан и не приучен спрашивать разрешения, прежде, чем что-то делать».

Существует разница между реакциями родителей в данном случае:

«Что ты наделал! Как ты мог! Хочешь, чтобы тебя в тюрьму посадили? Мне стыдно за тебя! Я не знаю, как теперь смотреть в глаза соседям. Уходи от меня, не хочу тебя видеть!» — наиболее вероятный ответ родителей под накалом первых гневных чувств.

«Ситуация вышла очень неприятная — соседи разозлились, потому что их цветы были испорчены. Я бы тоже разозлилась и расстроилась, если бы чужой ребенок сорвал цветы, которые я выращивала. И ты бы разозлился. Мне очень неприятно сейчас. Ты должен помнить, что брать чужие вещи без спросу запрещено — цветы тоже относятся к этому. Нужно подумать, как можно исправить ситуацию». После этого, родитель предлагает ребенку пойти и извиниться за свой поступок и попытаться исправить содеянное. Например, ребенок вместе с родителями может поработать на этой клумбе, поправив смятые цветы или посадив новые.

В первом случае, дети понимают, что они плохие и от них оказываются, а во втором — осознают свою вину, однако видят, что проступок можно исправить. В первом случае, также, ребенок станет лгать взрослым — «Это не я!», «Оно само!» — чтобы снова не испытывать боль от того, что его осуждают и отвергают, а во втором — не станет бояться говорить родителям правду, потому что знает, что любую трудную ситуацию можно пережить и исправить.

Ложь ребенка родителям — о событиях в своей жизни, об отношении к нему близких людей, учителей, друзей — говорит о наличии внутриличностного конфликта. Возможно, у него есть потребности, которые требуют удовлетворения. Чтобы понять это, нужно исследовать то, что придумывает ребенок. Если он сочиняет истории о том, что у него много друзей, которые его любят, а сам проводит время в одиночестве, значит, у него есть проблемы в установлении контактов со сверстниками.

Случай из практики.
Случай из практики.

Девочка, 8 лет. Родители в ситуации развода, не разговаривают друг с другом продолжительное время. Ребенок лжет папе о том, что мама бьет ее, когда его нет рядом. Матери, в отсутствие отца, она говорит похожие вещи — о том, что папа обижает ее, грубо обращается. Родители, сначала, ссорятся по этому поводу, потом понимают, что их обоих «водят» за нос. Позже выясняется, что девочка клеветала на мать и отца им же, с одной целью — заставить их общаться и помириться.

Детская ложь всегда имеет в качестве причины конфликт в личности ребенка и требует помощи со стороны — близких людей, психолога.

Детские фантазии: норма и патология

Детские фантазии: норма и патология

Все дети сочиняют и фантазируют. Если воображение занимает все детское сознание — ребенок придумывает события, которых не было, общается с воображаемыми друзьями, «строит» в своих фантазиях «города» и «живет» в них — не стоит подозревать, что это связано с нарушениями психики. Следует «бить тревогу», если ребенок, кроме всего перечисленного, не имеет «живого» общения — он замкнутый, у него нет друзей, он отказывается знакомиться, у него нарушен сон, речь, наблюдаются признаки агрессивного поведения по отношению к себе или другим людям. В таком случае, следует задуматься над тем, что происходит в его реальной жизни — насколько она напитана любовью и вниманием, есть ли в ней стрессы, тревожные ситуации?

Дети «бегут» в фантазии, потому что настоящий мир, в котором они живут — семья, детский сад и школа — являются для них небезопасным местом, по каким-то причинам им там находиться тяжело или невыносимо. Психика ребенка защищается — берет ресурсы и положительные эмоции в мире воображения, чтобы хоть как-то компенсировать их недостаток в реальной жизни.

Иметь много фантазий для ребенка дошкольного возраста — нормально, «жить» только в фантазиях, игнорируя реальность — является тревожным сигналом и необходимостью показать ребенка детскому психологу.

Использованы фотоматериалы Shutterstock