false
Воспитание детей
Ребенок-пятиклассник: как правильно воспитывать его?
5

Ребенок-пятиклассник: как правильно воспитывать его?

Когда в семье воспитывается школьник, жизнь ее членов может быть полна волнений, сюрпризов и тревог. В каждом возрасте ребенок решает определенные задачи развития. Он делает это бессознательно, проходя через возрастные кризисы, и постепенно подступая к взрослению и самостоятельности.

В настоящее время много внимания специалистов уделяется развитию и проблемам детей в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Однако то, что происходит с детьми, когда они идут в пятый класс, тоже имеет важность для семьи и занимает значительное место в детской психологии.

Почему родителям нужно знать, что переживает ребенок, когда переходит из младшей школы в среднюю? Прежде всего, потому, что этот возраст приводит к смене социального окружения детей и условий обучения. Кроме того, этот жизненный период является предподростковым, и знания о том, как он протекает и что возьмут из него дети, когда войдут в пубертатный период, могут оказаться полезными для взрослых.

Много статей на тему адаптации к пятому классу написано детскими психологами. Все они уделяют место психическому и физическому развитию детей.

Когда родители знают о природных особенностях своего ребенка, которые в разные периоды жизни влияют на его характер, то им легче воспитывать его и строить общение. Этому способствует отсутствие заблуждений взрослых о том, что ребенок вдруг стал вредным, неуправляемым, делает «на зло», «испортился» и так далее. Понимающие природу ребенка в каждом возрасте, родители не стремятся «сломать» пятиклассника, заставить его жить по семейным правилам, относятся с пониманием и поддержкой к непростым процессам, которые происходят в нем в преддверии подросткового периода.

В этой статье собран материал об основных проблемах личности пятиклассника, которые могут стать реальными в любой семье. Также приведены методы и способы помощи детям и родителям.

Как меняется развитие ребенка к пятому классу?

Как меняется развитие ребенка к пятому классу?

Ребенок 10-11 лет, что обычно соответствует началу обучения в средней школе, может вдруг «на глазах» начать расти и взрослеть. Когда родители замечают это, с одной стороны, их переполняют чувства радости и гордости, а с другой — появляется тревога. О чем она? Возможно, о прощании с детством, и о том, что их малыш уже не будет прежним — совсем скоро он станет подростком и в жизнь семьи придет все то, что принесет с собой кризисный период развития. Это и грустно, и интересно одновременно.

Ребенок, к началу обучения в пятом классе действительно меняется — на физическом и психическом уровне. Начиная со средней школы, он может значительно увеличиваться в росте, сохраняя при этом детскую угловатость и эмоциональность. От этого на лице у пятиклассников часто можно заметить некоторую неловкость, когда им приходится выступать публично, общаться с противоположным полом или говорить о себе. Дети в этом возрасте сами для себя являются загадкой, поэтому все, что происходит с ними, подвергается изучению не только педагогами и родителями.

Трудности обучения в средней школе

Учащиеся начальной школы еще во многих смыслах живут детской жизнью. Переступая порог четвертого класса, и попадая в пятый, ребенок открывает перед собой новый мир, а вместе с ним и себя самого — иногда тоже нового, незнакомого, неожиданного.

Если родители хотят, чтобы пятиклассник был успешным и уверенным в себе, то им необходимо уже сейчас начать активно поддерживать в нем все положительные изменения и привычки, какие они смогут наблюдать. Если этого не делать, то время может быть упущено, и ребенок не будет знать, за что ему можно себя ценить и уважать. В подростковом возрасте эта способность поможет ему решать многие проблемы.

Темперамент ребенка и общение

Важно знать особенности темперамента пятиклассника и наблюдать за его изменениями и проявлениями. То, как он строит общение, будет свидетельствовать о качествах его характера. Дайте ему возможность пробовать разные способы взаимодействия, и конфликтные в том числе — так он находит себя и проверяет границы окружающих.

Нельзя ломать ребенка и заставлять его быть кем-то другим, но не самим собой — это может отдалить его от семьи, причинив прежде всего сильную эмоциональную боль. Пятиклассники только делают первые неуверенные шаги в большой мир самостоятельных детей, примеряя на себя новые роли общения, поэтому поддержка взрослых для них очень важна — с ее помощью они чувствуют, каково это быть уверенным в себе, принятым, признанным и интересным.

Причины стресса в пятом классе

Дети любого возраста не застрахованы от стресса. Те, кто переходят в пятый класс, могут страдать эмоционально от того, что условия обучения в школе вокруг них резко меняются. Они больше не являются опекаемыми одним учителем, который четыре года был для них важным и близким человеком. В средней школе много разных педагогов, кабинетов и новых предметов. От этого в жизни пятиклассника меняется очень многое — режим дня, получение знаний, отношения со сверстниками, общение со старшими.

Не стоит торопить ребенка с первых школьных дней становиться отличником — дайте ему время привыкнуть к новым учебным условиям. Возможно, он будет капризничать, его поведение будет меняться не в лучшую сторону. Если родители достойно справятся с этими стрессовыми проявлениями, то шансы, что пятиклассник, с помощью взрослых, найдет себя и выработает эффективную линию поведения, значительно увеличиваются. Родители на этом этапе должны быть добры и терпеливы, не подгонять ребенка его внезапно наступившей «взрослостью», не пугать лишней ответственностью, а просто быть рядом и оказывать помощь и поддержку, когда это необходимо.

Потребности детей в пятом классе

Потребности детей в пятом классе

Адаптация к средней школе может проходить тяжело — дети отказываются учиться, хитрят, приобретают вредные привычки, ленятся, прогуливают уроки. Поэтому на данном этапе родители должны оказать ребенку максимальную поддержку, через которую он бы понимал, что не одинок и по-прежнему важен и нужен для своей семьи, даже если не достаточно успешен, уверен, умен.

На заметку родителям

  1. Возраст 10-11 лет отлично подходит для нахождения серьезного хобби. Поговорите с ребенком — где ему хотелось бы применить свои способности и умения?
  2. Дружба в пятом классе может приобретать черты взрослости — дети ценят общие увлечения, взгляды, начинают разделяться по микрогруппам. Поддерживайте общение ребенка, приглашайте друзей к себе домой.
  3. Мальчики и девочки начинают присматриваться друг к другу — может возникнуть первая симпатия. Не стоит запрещать детям проявлять чувства. Объясните, что это нормально, однако для отношений должно наступить другое время.
  4. Обучение может перестать вызывать интерес. Для его поддержания родителям полезно поработать над повышением уровня мотивации ребенка.
1