Воспитание детей
Реджио Эмилия: система воспитания по-итальянски
4.6

Реджио Эмилия: система воспитания по-итальянски

Когда в 1991 году американские газеты назвали детский сад в Реджио Эмилии, Италия, одним из 10 лучших образовательных учреждений мира, центры раннего развития в этом городке привлекли международное внимание. Что же такого сделал этот маленький итальянский город, чтобы создать всемирно известную систему раннего обучения, и как она работает?

Что такое система Reggio Emilia?

Что такое система Reggio Emilia?

Муниципальные центры для малышей и дошкольников реализуют программы развития для детей от рождения до 3 лет и 3-6 лет. Особое внимание уделяется поддержке детей из неблагополучных семей и детей с «особыми правами» (а не с особыми потребностями или ограниченными возможностями). Этот новый образ мышления, где все дети, особенно те, кто может быть изолирован из-за любых обстоятельств, считаются носителями потенциала и возможностей.

Подход Реджио Эмилии способствует переосмыслению детства и призывает общество ценить возможности, потенциал и компетенцию детей. Реджио-педагогика также помогает решить вопрос о том, как можно увидеть и измерить эффективность воспитательной и развивающей методики без чисел и норм. В основе этого подхода:

  • отношения с другими детьми, учителями, родителями и обучающей средой;
  • документация процесса обучения как способ, помогающий не только педагогу оценить развитие, но и ребенку видеть свой прогресс и новые навыки;
  • проектная работа, в которой дети участвуют в исследованиях окружающего мира, самостоятельно выбирая, что они будут исследовать, а затем вместе с педагогом и сверстниками наполняя проект данными и мнениями;
  • предоставление самых разнообразных возможностей для ребенка выразить себя (принцип «у детей 100 языков») с акцентом на визуальные методы, подходящие по возрасту;
  • активное слушание, где педагогом принимаются во внимание все детские речи, суждения и мнения.

Благодаря этим подходам к воспитанию и обучению преподаватели стимулируют развитие и расширяют возможности для каждого ребенка. Они видят всех детей как способных, и роль учителя заключается в том, чтобы позволить детям достичь своего потенциала, в отличие от систем, где ребенок считается некомпетентным и требующим помощи, а роль учителя заключается в том, чтобы «исправить» некомпетентность детей.

Преподаватели в дошкольных учреждениях, следующих системе реджио-педагогики, активно сопротивляются достижению и оценке возрастных норм и следованию режимам стандартизованного тестирования. Право ребенка быть тем, кем он является здесь и сейчас, а не тем, кем он может стать, является базисом, основой, вокруг которой выстраивается система развития.

Дошкольные учреждения Реджио Эмилия ведут свою историю с середины ХХ века. После Второй мировой войны небольшая группа местных жителей, имея в своем распоряжении танк, несколько грузовых машин и лошадь, приступила к строительству собственной, независимой от религиозных учреждений школы в близлежащем городе для местных детишек. Так появилась первая в Италии светская школа-детский сад.

Этот разрыв с католической церковью способствовал появлению образовательных учреждений нового типа. Сегодня в Реджио Эмилии находится более 35 таких дошкольных учреждений, что довольно много для города с населением менее 200 тысяч человек. Особенно учитывая международное внимание и распространение данного типа педагогики. В настоящее время в разных странах существует более 30 международных сетей с детскими центрами, где постоянное сотрудничество рассматривает несколько учебных поездок в Реджио Эмилию ежегодно, а также многочисленные конференции и семинары, проводимые в сети.

В России сегодня также активно создаются детские сады и развивающие центры на базе принципов реджио-педагогики. И это не удивительно: в принципах реджио-педагогики Лорис Малагуцци, ее создатель, ориентировался в том числе и на работы Л. С. Выготского, выдающегося советского психолога.

Обучение и пространство для развития

Обучение и пространство для развития

Лорис Малагуцци

У ребенка сто

(и еще сто, сто, сто) языков,

но у него крадут девяносто девять из них.

Школа и культура отделяют голову от тела.

Основная цель реджио-подхода — сохранять и развивать все возможные способы самовыражения ребенка. У детей сто языков, сто способов думать, играть и говорить, но классическая система образования оставляет только один — вербальный. Чтобы избежать такого подавления способностей, педагог Лорис Малагуцци, основатель реджио-подхода, считал непременным условием предоставление возможности для самовыражения всегда и везде без каких-либо ограничений.

Образовательный процесс организовывается повсюду: на прогулке, в помещении, во время обеда. Любая тема и ситуация несут ценность, но не в формате «а сейчас мы пойдем собирать листья, и взрослый расскажет, почему они падают». Взрослый не должен давать ответы, но помогает найти их. Дети, например, садятся за стол, и педагог может спросить: «Как вы думаете, почему сегодня суп — оранжевый?» И выслушать все, даже самые невероятные предложения, помогая малышам организовывать дискуссию и понимать, что может придавать супу цвет и как твердый овощ превращается в гомогенную массу.

Сами помещения, где дети проводят большую часть времени, сверхнасыщены полезными предметами, стимулирующими зрительное и тактильное восприятие. Их интересно трогать, догадываться о назначении, происхождении, устройстве, применять в играх. Например:

  • множество материалов природного происхождения: листьев, веток, семян, ракушек, камней;
  • приборы для изучения и обработки (увеличительные стекла и микроскопы, столы с подсветкой, различные инструменты);
  • большое количество различных деталей, конструкторов, бусин, пуговиц, всего, что составляет множества, может быть собрано, разложено, подсчитано, выстроено в линии, скомпоновано в новые структуры;
  • краски, фломастеры, карандаши, бумага, холсты, глина и мозаика — все, с помощью чего можно выразить свои впечатления и взгляды. Сначала дети, как правило, используют карандаши и фломастеры, а с возрастом могут создавать коллективные большие мозаики и панно.

Изучением чтения, письма и счета в таких детских центрах не занимаются. Однако активно поощряется использование букв, цифр, символов, различных методов измерения вплоть до 33 попугаев в одном удаве, а также применение компьютера.

Основная функция педагога в реджио-подходе — отнюдь не охранять детей и подгонять их к положенным знаниям, но помогать совершать собственные открытия, умея вовремя приходить на помощь и устраняться в процессе насыщенного самостоятельного изучения мира малышами.

Критика реджио-педагогики

Критика реджио-педагогики

Несмотря на тот факт, что сама система становится все более популярна, исследования и публикации о реджио-подходе практически не содержат эмпирических данных, в которых можно было бы численно изучить успешность ребенка при последующем обучении или в карьерном росте.

Это совсем неудивительно, учитывая, что среди основных принципов подхода есть активное сопротивление любым измерениям и отчетности о достижении определенного уровня знаний, умений и навыков у детей. Стандартизированные системы тестирования и учета успешности отсутствуют в реджио-центрах. Каждый ребенок уникален и развивает свои способности, для чего ему создаются максимально комфортные условия. Оценить его развитие могут родители, педагог, сам ребенок, основываясь на собственных работах, проектах, поделках, и сравнение того, как сам малыш мог нарисовать что-то год назад и сегодня, приветствуется.

Однако основная критика педагогической системы направлена не на отсутствие учета навыков детей «в массе», а на потенциально вероятное снижение эффективности подхода, возникшего в уникальном сплетении истории, культуры, политики и экономических аспектов итальянского города. Не в каждом обществе возможно внедрить схему, где детям не только позволяется активно самовыражаться, но и поощряются споры с педагогом с раннего возраста.

Работает ли реджио-подход вне центров?

Работает ли реджио-подход вне центров?

Постоянный и всевозрастающий интерес к реджио-подходу — следствие современной нагруженности дошкольной образовательной системы, где каждого ребенка стараются привести в соответствие с показателями и нормативами.

Учитывая ключевые принципы, в которых дети, их способ мышления считаются ценностью, требующей индивидуального развития и раскрытия способностей, родители и педагоги стараются включать если не всю систему, то хотя бы части ее в образовательный и воспитательный процесс.

Сама система реджио-педагогики базируется на тесной связи с родителями: они в курсе всех проектов, событий, более того, они их соавторы и участники. Родитель — первый и главный воспитатель в реджио-подходе, а педагоги — помощники детей в процессе развития.

Комментарий эксперта
Майя Ишметова, психолог портала «Я-родитель»
Майя Ишметова, психолог портала «Я-родитель»

Реджио-педагогика — это воспитание детей, которое основывается на нескольких принципах:

  • ребенок заслуживает уважения;
  • он может сам контролировать свое развитие, выбирая то, что интересно;
  • детей нельзя ограничивать в движении, когда они познают мир;
  • у детей должен быть выбор способов и путей самовыражения.

Многие родители, не зная о реджио-педагогике, используют ее принципы, поэтому говорить о специальном внедрении их в семейное воспитание не приходится, при желании можно просто взять этот процесс под наблюдение, добавляя и обновляя его.  

Например, у ребенка развивается тот или иной навык, и родители создают комфортные условия для его формирования: при желании лазать — организация такого уголка в доме; при интересе к звездному небу — «астрономическая» прогулка с наблюдением за звездами и изучением созвездий, а затем зарисовка их.

Возможность вместе мастерить и творчески самовыражаться — это хорошая семейная практика, знакомая многим родителям.

Следуя принципам реджио-педагогики, можно выделить несколько правил общения с ребенком:

  • объяснять правила и задавать вопросы;
  • предлагая выбор, не торопить;
  • всегда учиться чему-либо, в любой ситуации;
  • поощрять и учить аргументировать, размышлять, придумывать, фантазировать.

Интерес детей к окружающему миру и происходящим процессам — движущая сила развития детей и лучшая мотивация — стимулируется при помощи вовремя задаваемых вопросов, ответы на которые ребенок ищет сам, формируя собственный взгляд на этот вопрос. Именно так появляются новые нестандартные идеи в пределах правил, с которыми обязательно нужно знакомить ребенка. Побуждая сына или дочь мыслить, не стоит задавать им вопросы, требующие односложного ответа.

Предлагая ребенку выбор одежды, еды, развлечений, вы учите его прислушиваться к себе, интересоваться своими желаниями и потребностями. Отмечая последствия своего выбора, ребенок учится ответственности.

В реджио-педагогике существует принцип: для получения знаний нет определенного места и времени. Где бы вы не находились — на прогулке, за столом, в пути — можно найти объект для обсуждения и исследования: дерево, хлеб, трамвай или поезд.

Придумывать и фантазировать лучше в младшем возрасте, потому что чем старше ребенок, тем чаще он мыслит логически. И если творческое начало не развивать, то в дальнейшем ребенку будет сложно креативить, ища выход из сложной ситуации.

Реджио-подход считают одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития — стремление ребенка познавать и исследовать, выражать себя сотнями способов закладывается в раннем возрасте. Задача родителей — создавать условия для этого.