Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Воспитание детей
  6. Воспитание детей школьного возраста

Воспитание детей школьного возраста

Воспитание детей школьного возраста

Иногда родители не сразу замечают, что дети взрослеют. Тогда они могут относиться к ним так, словно те еще малыши — забавные, познающие мир и очень зависимые от взрослых. Такие качества характера могут наблюдаться как у дошкольников, так и у подростков, но, то, что отличает взрослеющего ребенка от малыша — это самостоятельное мышление и деятельность, независимая от взрослых.

Дети школьного возраста обладают своими характеристиками — они могут тревожиться перед обучением, иметь трудности в общении, быстро взрослеть и стремиться даже «отделиться» от родителей. Чаще всего такое поведение характерно ребенку, когда он вступает в подростковый возраст, но бывает, что младшие школьники и даже первоклассники тоже рано хотят стать самостоятельными.

Психология школьника отличается от психологии ребенка дошкольного возраста. Об этих различиях, а также о том, на что стоит обратить внимание родителям, когда ребенок пошел в школу или учится в начальных классах, пойдет речь в этой статье.

Как взрослеет ребенок?

Как взрослеет ребенок?

Не замечая признаков взросления у ребенка, мать и отец причиняют вред детской психике. Какое поведение родителей свидетельствует о том, что они не могут или не хотят замечать, что дети вышли из дошкольного детства, стали серьезней и к ним требуется особый подход?

  • Они все делают за ребенка: продолжают его одевать и раздевать, завязывать шнурки, заправлять за него постель, наводить порядок в его комнате, собирать портфель и многое из того, что ребенок младшего школьного возраста способен сделать сам.
  • Они принимают за него решения: чем ему питаться, что носить, с кем дружить, чем заниматься после школы, какие кружки и секции посещать.
  • Когда дети переходят из дошкольного детства в школьный возраст, это не значит, что родители должны полностью передать им ответственность за жизнь и времяпрепровождение, однако, матери и отцу полезно, как минимум, интересоваться желаниями и предпочтениями детей и иногда, а может быть и часто поступать так, как предлагают они. Это будет приучать ребенка к самостоятельности.

Понять, что дети подрастают и становятся другими — школьниками — можно, когда они все чаще начинают заявлять о своем мнении и отстаивать его, предлагать родителям новые идеи досуга, размышлять о дружбе, любви, отношениях, задавать «взрослые» вопросы о рождении детей и близости между мужчиной и женщиной.

Как приучать детей к ответственности?

Отвечать за свои поступки и исправлять ошибки — поведение взрослой, ответственной личности. Если родители не приучают к этому детей, то они привыкают к тому, что проблемы за них решает кто-то другой, трудности преодолевают родители и им не нужно напрягаться, чтобы что-то получить или понять.

Такие отношения в семье приводят к тому, что ребенок может вырасти безответственным. Когда он взрослеет, то часто ждет помощи со стороны или считает, что окружающие — близкие, друзья, коллеги, знакомые — должны догадаться, что ему нужно и помочь.

Начало школьного возраста — подходящая пора, когда следует развивать в детях личную ответственность. Они должны знать, что за любой свой поступок они отвечают сами. Сформировать чувство ответственности можно практическим путем.

  • Если ребенок «случайно» взял в школе чужую, понравившуюся ему вещь, то взамен он должен отдать свою.
  • Когда он не подготовил уроки и получил «двойку», то на следующем уроке должен обязательно исправить ее на «пятерку».
  • Если он разбил соседское окно или замучил чужого котенка, то должен как минимум принести извинения, или, возможно, пожертвовать частью своих сбережений, чтобы возместить ущерб.
  • Прежде чем приучать ребенка брать на себя ответственность, родители должны хорошо разобраться в ситуации, учесть все обстоятельства, чтобы убедится в том, что ребенок действительно должен ответить за поступок сам.

Как развивать самостоятельность?

Самостоятельность — следующее важное качество детей младшего школьного возраста. Когда они идут в школу, родители должны способствовать тому, чтобы навыки самостоятельного мышления и действий развивались. Как они могут это сделать?

  • Не делать за детей то, что они могут выполнить сами — решить задачку, сложить книги на полке, убрать игрушки, навести порядок в шкафу, разогреть себе еду, вынести мусор, посидеть с младшим братом, помириться с другом и так далее.
  • Чаще задавать вопросы: «Что ты думаешь по этому поводу?», «Какие у тебя есть идеи?», «Мы с папой хотим знать твое мнение» и тому подобные. Такое общение позволяет ребенку почувствовать себя в новой, взрослой роли, осознать, что он теперь может и умеет больше, нежели в дошкольном возрасте. Благодаря такому внутреннему ощущению спектр его желаний, стремлений и деятельности будет расширяться.
  • Чаще напоминать ребенку о его новой роли школьника и что она требует определенного соответствия.

Дети, учитель и родители

Дети, учитель и родители

Отношения со школьным учителем играют важную роль в развитии и взрослении ребенка. На первом этапе поступления в школу и на протяжении дальнейшего обучения то, как преподаватель и ученик относятся друг к другу, будет влиять на детское развитие, самооценку и психику.

Во время взросления детей и школьного обучения родители должны знать и понимать, что представляют собой отношения между их ребенком и учителем — как они общаются, решают конфликты, испытывают ли симпатию друг к другу, совпадает ли темп их деятельности, какие требования и ожидания имеет педагог в отношении ребенка — а также то, какие он дает рекомендации, чтобы ребенок был более успешным в школе.

Родители могут и должны поддержать ребенка, если отношения с учителем складываются сложно, в них нет понимания и терпимости.

Общение с ребенка с друзьями

Начало школьной поры — время, когда ребенок начинает активно осваивать коммуникативную сферу деятельности. Он учится общаться и делает это все больше. Теперь круг его общения расширяется, увлечения и интересы увеличиваются, он хочет пробовать новые способы взаимодействия и препровождения. Как вести себя родителям?

  • Не запрещать детям быть активными.
  • Наблюдать, как меняются их интересы под влиянием среды.
  • Быть рядом и поддерживать, если отношения со сверстниками становятся сложными или конфликтными.
  • Понимать, как ребенок строит общение, не ругать его за ошибки, а помогать развивать способности, направляя характер и поведение в нужное русло.
Пройдите тест
Тревожность ребенка
Тревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.
Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4798 человек!