Воспитание детей
Вредные советы: воспитываем несамостоятельных детей
4.8

Вредные советы: воспитываем несамостоятельных детей

Содержание

Дети растут и развиваются по одним и тем же законам. На формирование их личности оказывают влияние особенности рождения и условия жизни, отношения в семье, общение с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. Также на становление их характера влияет социальная среда — адаптация к детскому саду и школе, умение находить себе друзей, вредные и полезные привычки поведения.

Дети, проходя этапы развития в семье, приобретают качества характера, которые потом становятся их отличительными чертами. Особенно важными для жизни человека являются такие, которые помогают решать жизненные проблемы, способствуют развитию стрессоустойчивости, уверенности в себе и способности не сдаваться после неудач.

За все это в жизни ребенка отвечает самостоятельность. Ее формирование начинается с малых лет, когда ребенок делает свои первые попытки совершить какое-либо действие — манипулировать с предметами, сидеть, вставать, ходить и так далее.

Многие родители хотят, чтобы их дети были самостоятельными. Однако часто то, что они делают, как воспитывают ребенка, приводит к развитию прямо противоположных качеств — безынициативности, безответственности и неспособности что-то делать самому.

Вредные советы в этой статье помогут взрослым осознать свой личный вклад в то, что дети растут, не признавая никакой личной ответственности.

Самостоятельный ребенок — какой он?

Самостоятельный ребенок — какой он?

За развитие самостоятельности отвечает способность ребенка оценивать собственную силу и способность быть деятельным. Дети вырастают несамостоятельными не в том случае, когда у них что-то не получается делать самим, а после того, когда по каким-то причинам у них сформировалось внутреннее убеждение, что они не способны справиться с делом или за них это должен сделать кто-то другой.

Такая установка в детском сознании появляется после определенного отношения и поведения родителей.

Самостоятельные дети умеют заботиться о себе, владеют навыками самообслуживания, могут общаться с незнакомыми людьми, защитить себя, хорошо понимают, когда испытывают дискомфорт и знают, как изменить это. Они с малых лет обладают достаточным опытом для того, что создать себе подходящие или комфортные условия в какой-либо ситуации.

Делайте за ребенка то, что он может сделать сам

Несамостоятельным ребенок становится постепенно. Первый шаг к этому — это всегда делать за него, что он может сделать сам. Более того, даже если малыш уже достаточно большой, не стоит давать ему даже пробовать получить новый опыт — пользоваться ножницами под присмотром взрослых, приготовить себе бутерброд или налить сок, одеться или почистить ботинки. Даже не стоит думать о том, что ребенок уже вырос и некоторые обязанности может выполнять самостоятельно — тогда это качество точно не разовьется в нем.

Такое отношение родителей формирует прочное убеждение ребенка в том, что он ничего не умеет или не должен делать сам. Если взрослые начнут ждать от ребенка проявления инициативы, то их ждет разочарование и долгий процесс формирования в ребенке новых привычек.

Отнимайте инициативу после первой неудачи

Бывает так, что у детей какое-то дело получается не с первого раза. Если родители говорят «я так и знал, что ты не сумеешь, дай лучше я сделаю», то вскоре ребенок прочно усвоит то, что ему даже не стоит пытаться быть деятельным или способным — взрослые всегда все сделают за него и в лучшем виде.

Для развития в ребенке самостоятельности стоит всегда поддерживать в нем не только стремление к новым видам деятельности, но и учить переживать неудачи, не исправляя за них ошибки. Позвольте ему пробовать делать что-либо несколько раз, когда он будет злиться или расстраиваться, дайте понять ему, что полученный результат стоит того, чтобы делать несколько попыток.

Говорите ребенку, как надо поступить

Не стоит спрашивать мнения детей, всегда диктуйте им свое — тогда самостоятельность будет отсутствовать в их личности. Говорите, с кем дружить, что есть и пить, где гулять, что одевать, что подарить другу на день рождения и кем стать в жизни. Ребенок пришел с проблемой? Не спрашивайте, как он себя чувствует, что думает по этому поводу и что собирается предпринять — решите все за него. Тогда он точно никогда не поверит, что сам способен управлять своей жизнью.

Относитесь к детям всегда как к маленьким

Пусть малыш всегда остается маленьким, даже если ему уже 7, 15 или 20 лет. Стоит относиться к нему соответственно — готовить пищу, разогревать ее, выбирать и покупать одежду, находить друзей и предлагать, чем заняться в свободное время. Таким образом, родители точно лишат ребенка возможности завести когда-нибудь свою семью, стать хорошим специалистом и верить в свои способности.

Жалейте ребенка на виду у всех

Жалейте ребенка на виду у всех

Чтобы дети росли несамостоятельными, нужно всем своим видом показывать, что они бедные, несчастные и беззащитные существа. Желательно делать это на виду у других людей — школьного класса, близких родственников или друзей. Тогда ребенок точно надолго впадет в роль жертвы и поймет, что никто в жизни не способен создать ему хорошие условия жизни, кроме родителей.

Самостоятельные дети — самостоятельные родители?

Вырасти самостоятельными детям поможет не только личный пример родителей, но и изменение их отношения к его воспитанию и личности. Взрослым, для начала, самим нужно стать самостоятельными. Присмотритесь к себе — кто или что управляет вашей жизнью? Все ли в ней зависит от вас? Или, может быть, вы давно сдали полномочия и вам управляет кто-то другой — родители, начальник, коллеги, друзья?

Человек не рождается несамостоятельным. Таким он становится в результате ошибок воспитания и неправильного отношений взрослых. Дать понять ребенку, что не за все, но за многое в своей жизни он несет ответственность сам — значит заронить в нем зерно уверенности и внутренней силы. Благодаря его развитию он может осознать, что на многое способен сам, научится лучше чувствовать и понимать себя, будет знать, как поступить, а если ошибется — то понимать, как исправить ошибку.