Питание
10 обманов в рекламе продуктов, в которые мы охотно верим
5
26.07.2017
5260

10 обманов в рекламе продуктов, в которые мы охотно верим

Содержание

Все мы прекрасно понимаем, что реклама помогает компаниям увеличить продажи и, как следствие, прибыль. Но почему-то нам кажется, что мы умнее и точно не попадемся на их удочку. Это великое заблуждение! Хорошие маркетологи знают свое дело и так грамотно расставляют нам ловушки, что мы даже не замечаем, как идем у них на поводу, покупая то, что нам совсем не выгодно, а в большинстве случае — даже и не нужно! MedAboutMe разбирался в этом вопросе и готов рассказать, как выйти из продуктовых джунглей без ущерба для бюджета.

1. Идеальный внешний вид продукта

1. Идеальный внешний вид продукта

Когда мы видим в рекламном ролике или на картинке невероятно вкусный на вид продукт, мы просто не можем не купить его потом. Он выглядит настолько аппетитно, что мы забываем о том, что это реклама! Но в действительности все может оказаться совсем не тем, чем нам кажется, и дело тут вовсе не в недостаточной квалификации повара, а в том, что над едой, так же как и над моделью перед съемкой, тоже трудятся стилисты. «Как так? — спросите вы. — «И что же нужно сделать с продуктами, чтобы они выглядели сногсшибательно на картинках и не так хорошо в реальности?»

Комментарий эксперта
Алена Милюхина, маркетолог, фотограф, дизайнер, организатор мероприятий в рекламном агентстве
Алена Милюхина, маркетолог, фотограф, дизайнер, организатор мероприятий в рекламном агентстве

Привлекающие вас сочные картинки продуктов питания — неимоверный труд команды стилистов и фуд-фотографа. Перед ними стоит две главные задачи: необходимо, во-первых, придать еде аппетитный внешний вид, а, во-вторых, сохранить его на все время съемки. К сожалению, зачастую такая пища становится абсолютно несъедобной, но зато привлекательно смотрится в кадре.

Вот несколько уловок фотографов, занимающихся съемками пищи для рекламы.

  • Все мясные продукты используются практически в сыром виде. А для придания им необходимого золотисто-коричневого цвета, их подкрашивают кремом для обуви. И даже заманчивые полоски от гриля, которые говорят нам о том, что мясо готовилось на огне, штампуют на фабрике еще при заморозке полуфабрикатов.
  • Фруктам и овощам придают блеск, опрыскивая их дезодорантом либо лаком для волос.
  • Морепродукты обрабатываются смесью воды с глицерином, чтобы предотвратить их быстрое заветривание.
  • Нежные шарики мороженного, политые разноцветными топингами, готовят из обычного картофельного пюре, ведь «морозное лакомство» быстро тает.
  • Хлопья и завтраки в рекламе заливаются клеем ПВА, тогда они не тонут и не разбухают.

2. Обманчивый размер

Продавцы постараются сделать так, чтобы мы купили самую большую упаковку, ведь в конечном итоге именно в этом заключается их выгода. Делается это очень просто: между большой и маленькой порцией устанавливается незначительная разница в цене и мы охотно покупаем ту, что побольше. При этом мы даже не задумываемся о ее точном размере (в граммах, миллилитрах и т.п.), а также о том, действительно ли нам необходимо именно такое количество еды. В итоге получается, что мы получаем меньше продукта за большие деньги.

Доказанный
факт!

Когда человеку предлагают больше еды, он съедает все, и на деле это оказывается больше того, что ему в действительности нужно. Именно поэтому продавец на кассе спросит у вас, не желаете ли вы взять добавку или не нужно ли вам что-то еще.

3. Мы заботимся о вашем здоровье!

3. Мы заботимся о вашем здоровье!

Спрос рождает предложение. Именно так появилась тенденция использовать в рекламе продуктов заинтересованность потребителя в здоровом и правильном питании. В результате возникли надписи на этикетках «БИО» и «Органическая еда». Люди верят, это гарантирует им отсутствие вредных химических удобрений и прочих токсинов в такой пище. Употребляя ее, они чувствуют себя более защищенными, однако, проблема в том, что любой производитель может присвоить себе этот популярный статус, поместив надпись об органическом происхождении овощей или фруктов на этикетку. Кстати, часто они выполнены в зеленом цвете, потому что это способствует созданию ощущения, что продукт натурален. Вот только в большинстве случае это всего лишь маркетинговый ход, не имеющий ничего общего с качеством продукта.

Комментарий эксперта
Оксана Грановская, интернет-маркетолог, предприниматель
Оксана Грановская, интернет-маркетолог, предприниматель

Уверены ли вы, что покупаете продукты по доброй воле? Конечно, никто не бегает за вами с криками «Купи! Купи!», поэтому у вас создается иллюзия свободы выбора. Однако вас заставляют покупать, используя изощренные уловки и искусно играя на ваших же слабостях. Хрестоматийный пример — «забота о здоровье».

  • Часто на бутылках с растительным маслом можно увидеть надпись «Без холестерина». И люди с радостью покупают такой продукт по завышенной цене. Но вспомним школьную программу биологии: холестерин присутствует только в жирах животного происхождения, а значит в подсолнечном, оливковом или кукурузном масле его быть не может априори.
  • Большой популярностью у покупателей пользуются так называемые обезжиренные продукты. Однако, технологично невозможно избавить продукты от ненавистных жиров, не потеряв при этом вкусовых качеств. Поэтому, в низкокалорийное молоко, йогурты, творог, кефир и сметану производители добавляют усилители вкуса, красители и сахар. Но, кто читает состав на этикетке? Польза для здоровья от употребления таких продуктов питания весьма сомнительна.

Маркетологи виртуозно манипулируют сознанием потребителей при помощи слов, формирующих положительные чувства: натуральный, органический, добрый, лучший, любимый, знакомый всем.

Преступны ли их трюки? Будем объективны: сама по себе реклама и «упаковка» предполагает донесение положительных свойств продуктов и умалчивание о недостатках. Поэтому, на этикетках красуются порой абсурдные надписи: «Соль без ГМО», «Постный хлеб», «Мед без консервантов».

Совет:

Не исключайте полностью жиры из рациона, они нужны для нормального функционирования организма. Просто выбирайте полезный для себя жир, тот, что содержится в орехах, авокадо и морской рыбе. Кроме того, не нужно слепо верить производителям, лучше читать состав на упаковке.

4. Все познается в сравнении

Нам хочется думать, что мы совершаем покупки обдуманно, умеем экономить и всегда находим что-то по самой выгодной для нас цене. Но рекламщики манипулируют нами, распределяя стоимость товаров так, чтобы мы брали именно то, что им нужно.

К сведению!

Пример маркетингового трюка:

На рекламной доске размещается два продукта, но один стоит, например, 50 рублей, а другой — 70 рублей. Нам кажется, что это дорого, и мы берем дешевый товар. Но если добавить сюда еще одну вещь стоимостью 100 рублей, это сразу изменит ситуацию, ведь все познается в сравнении. Третий товар в данном случае действует как приманка и помогает принять нам более быстрое решение. Но так ли оно верно?

При покупке нужно думать не только о соотношении цен, но так же о том, что нам действительно необходимо и чем мы будем пользоваться.

5. Красивая форма не гарантирует качества

5. Красивая форма не гарантирует качества

Прошли те времена, когда вся продукция выпускалась только на основе ГОСТов. Сейчас большинство производителей работает по техническим условиям, а их каждый из них делает по своему усмотрению, поэтому мы легко можем встретить в продаже, например, не сыр, а сырный продукт. В итоге мы имеем большое количество еды с сомнительным для здоровья составом.

Комментарий эксперта
 Анастасия Носкова, трейд-маркетолог в сети магазинов бытовой химии
Анастасия Носкова, трейд-маркетолог в сети магазинов бытовой химии

Нас так и манят эти яркие слова на упаковках: «Настоящий», «Как у бабушки в деревне», «100% качество» и т.п. Как правило, они ничего не значат, так как под подобными надписями каждый производитель может иметь в виду все, что угодно, и далеко не всегда это будет совпадать с нашими ожиданиями.

Также очень популярны стали такие надписи как «Без ГМО», «Без красителей и консервантов» и другие. С одной стороны, действительно, в продуктах, где заявлено, что нет этих вредных веществ, их на самом деле там не будет. Но уловка в другом — маркетологи стали писать эти приписки там, где они вовсе не уместны! Например, не может растительное масло содержать холестерин! А на его упаковке это будет написано крупным шрифтом, и многие хозяйки предпочтут его!

Комментарий эксперта
Оксана Грановская, интернет-маркетолог, предприниматель
Оксана Грановская, интернет-маркетолог, предприниматель

Покупали ли вы когда-нибудь маслице вместо масла или сметанку вместо сметаны? В чем разница? В самом деле, настоящие масло, сметана, творог, молоко — это продукты исключительно животного происхождения. Под слегка измененными, но знакомыми названиями прячутся спреды, суррогаты и кисломолочные продукты с высоким содержанием растительных жиров. Маркетологи используют знакомые названия для «упаковки» других продуктов питания. Ведь никто не захочет покупать спред, а маслице приобретут с радостью.

Другая беда — изобилие продуктов с пищевыми добавками и усилителями вкуса. Конечно, некоторые из них запрещены для применения, ведь если что-то плохо воздействует на организм, на это сразу накладывается табу, но если бы все продукты были результатом химической индустрии, человечество уже давно бы прекратило свое существование. Дело в другом — словосочетание «сухарики с икрой» вводит потребителя в заблуждение, так как  никакой икры там нет и в помине.

Комментарий эксперта
 Анастасия Носкова, трейд-маркетолог в сети магазинов бытовой химии
Анастасия Носкова, трейд-маркетолог в сети магазинов бытовой химии

К сожалению, при производстве конфет «Яблочко» ни одно яблоко не пострадало! Если на упаковках пишут «Малина», «Апельсин», «Сметана и зелень», вы должны четко понимать, что это просто вкусо-ароматические добавки! Так же как и покупая печенье «Топленое молоко», не надо рассчитывать на то, что тесто было замешано именно на нем.