Питание
Еда на высоте: все, что нужно знать про питание в самолете
4.6
11.10.2019
439

Еда на высоте: все, что нужно знать про питание в самолете

Еда на борту самолета появилась позже самих самолетов, и это понятно. Первые десятилетия на высоте трясло так, что бутерброды распадались на кусочки. Сами перелеты тоже были недолгими, так что необходимости в перекусах не было, подкреплялись на земле во время дозаправок. Тем не менее, уже в 1919 году, 11 октября (ровно сто лет назад!) авиакомпания «Хендли Пейдж Трэнспорт» начала разносить пассажирам корзинки с вторым завтраком за дополнительную плату: 3 шиллинга.

В честь векового юбилея MedAboutMe рассказывает, как менялось питание в полете, какие авиалинии сегодня кормят вкуснее всего, что можно выбрать из меню, и как жаловаться, если что-то в касалетке выглядит испорченным.

Еда и девушки против стресса

Еда и девушки против стресса

В 1930-х появился новый самолет, теплый, комфортный и большой Boeing 307 Stratoliner. Но вот проблема: потенциальные пассажиры боялись летать и не спешили отдавать деньги за билеты на новый и не совсем безопасный вид транспорта. Тогда владельцы авиакомпаний пошли ва-банк.

Эллен Черч.jpgПервым шагом стало появление бортпроводниц. Эллен Черч, так звали самую известную из первых семи стюардесс, хотела стать пилотом. Но стала первой «небесной девушкой». Миниатюрных юных дев обучали медсестринскому делу и улыбаться: главной задачей стюардесс стало показать брутальным мужчинам, что уже даже девчонки летать не боятся! А еще подадут напитки и успокоят одним присутствием.

Так на бортах самолетов стали появляться стюардессы. Ну а поскольку новый Боинг летал настолько далеко, что в салоне даже были раскладные спальные места, то пассажиров было решено в полете подкармливать. Разносили им свежеобжаренную на кухне курицу и сигареты, чтобы уменьшить стресс.

К 40-м годам ХХ века большинство потенциальных пассажиров стали привыкать к мысли о полетах, хотя по-прежнему нервничали. И тогда маркетологи авиакомпаний решили делать ставку на еду. Когда мы едим, мы отвлекаемся и меньше переживаем. Ну а если подавать лобстеров и хамон, то клиент точно не уйдет к конкурентам.

Хамон.jpg Про лобстеров и хамон мы не шутим! На тот момент авиаперевозчикам запрещалось привлекать клиентов скидками на билеты или открыто снижать цены за перелет. Поэтому именно еда стала «рычагом давления»: был и хамон, и трюфеля, и фуа-гра, икра и морепродукты, а также выдержанные вина по советам сомелье (они тоже были в салонах!).

Все же в середине ХХ века перелеты стоили дорого и были доступны только весьма состоятельной части населения.

Через 3 десятилетия ценообразование стало свободным, и все изменилось. Авиаперевозчики стали привлекать клиентов низкими ценами на билеты, что не замедлило сказаться на качестве еды. Новым лозунгом стало «Летай дешевле, а вкусно поесть можно и в ресторане».

Сегодня есть градация: в эконом-классе на коротких маршрутах не кормят совсем, а VIP-пассажиров могут обслуживать шеф-повара мирового класса. Каждый сам волен выбирать, в традициях какой авиа-эпохи он хочет провести полет.

Почему в самолете все невкусно?

Сегодня на борту самолета уже никто ничего не готовит, только подогревают. Готовкой занимаются специальные кейтеринговые компании, и они точно знают, какой вкус и вид будет у разогретой порции на высоте полета. К сожалению, вкусовые качества даже деликатесных блюд ухудшатся: не зря многие жалуются на бортовую еду, считая ее «бумажной». Но проблема — не в еде, а в нас!

Как только самолет достигает высоты в 3 000 метров над землей, наши вкусовые рецепторы перестают справляться со своими обязанностями. Обычно чувствительные сосочки на языке начинают реагировать только на яркие вкусы, и все кажется пресным.

Чтобы уменьшить количество претензий ко вкусу пищи, в нее добавляют больше специй. Попробуйте взять с борта немного еды и попробовать ее уже по прилету: скорее всего, «на земле» она покажется пересоленной или очень сладкой.

А еще из-за пониженной влажности в салоне самолета все довольно сухое. Поэтому положены соусы к горячему: если котлету дать без подливки, прожевать ее будет непросто. По этой же причине в меню не найти индейки или, скажем, куропаток — слишком сухое мясо. А вот стейки и творожные блюда запрещены санитарными правилами.

Чем кормят пилотов?

Чем кормят пилотов?

Членов экипажа, включая пилотов, кормят отдельно, более разнообразно в сравнении с рядовым пассажиром. Ведь им эту пищу приходится есть по несколько дней подряд! Есть и различия по временам года, климатическим условиям, особенностям герметичности кабины. В общем, еду экипажу подбирают так, чтобы все бортпроводники и пилоты могли в полете активно работать и оставаться здоровыми.

Более того, каждому пилоту полагается отдельная касалетка, специально подписанная его именем.

Касалетка — от французского cassolette. Вообще-то так называется горшочек, в котором готовят еду. Но на борту касалетка — это та самая коробочка из фольги с горячей пищей. В VIP-салонах их заменяют тарелками, а в эконом-классе подают еду прямо в касалетках.

У разных пилотов — разная еда. И это не вопрос придирчивости, а правила безопасности. Хотя за гигиеной кейтеринговые компании следят, но возможны казусы. И если пищевое отравление случится с одним пилотом, его заменит другой. А еще пилотам не положены в полете яйца, молочные продукты и все, что компании относят к «группе риска». Но это только в самолете, по прилету они могут питаться всем, чем захотят.

Что делать, если вы недовольны качеством еды на борту? Такое может случиться где угодно. Недавно британская газета The Sun сообщила о случае пищевого отравления вегетарианским меню British Airways.

Если пища на подносе выглядит или пахнет подозрительно, надо сделать фотографии и вызвать бортпроводника. К жалобе, направляемой в авиакомпанию, нужно приложить фото, заключение врача, если питание все же попало внутрь и вызвало отравление. Хотя большинство перевозчиков готовят не сами, именно они отвечают за качество еды.

Как часто должны кормить на борту?

Как часто должны кормить на борту?

Питание регулируется Отраслевым стандартом гражданской авиации: там четко сказано, сколько и как часто надо кормить пассажиров. Правда, с оговоркой: авиакомпания до покупки билета может предупредить, что еды не ожидается, или она возможна за дополнительную плату. Этот момент всегда надо уточнять до оформления билета.

Если же об отсутствии еды не предупредили, значит, должны кормить. Как?

Если перелет короткий, меньше 2-х часов, то подадут только холодные напитки.

2-3 часа — напитки, кофе и чай.

3-4 часа в воздухе гарантируют легкий прием пищи с холодной закуской (колбаса, сыр, бутербродные нарезки), булочкой, джемом, десертом, к ним напитки, кофе/чай.

4-6 часов — уже довольно долгий рейс, и он требует горячего питания. К перечисленным выше добавится горячее блюдо с гарниром.

6-7 часов — горячее питание будет перемежаться прохладительными напитками.

7-9 — ко всему перечисленному еще добавят чай или кофе.

Ну а на рейсах дольше 9 часов вас ждут горячее питание и легкий прием пищи, напитки холодные и горячие.

Проверить, как вас собираются кормить, можно по отметкам в билете.

Meal confirmed — питание точно будет.

В (Breakfast) или рисунок чашки — ждите завтрака.

L (lanch), D (dinner) или вилка с ножом наперекрест — будет горячий обед или ужин;

S (supper), рисунок булочки, нож и вилка рядом обещают холодные закуски;

Х — кормить будут несколько раз.

Так кормить предписывают нормативы. Меньше кормить нельзя, а вот больше вполне можно, и некоторые авиакомпании, к счастью, все еще помнят, как еда помогает в стрессовых ситуациях. Поэтому даже на самых коротких рейсах могут предложить сэндвич, снэки и горячий напиток.

Мясо, рыба, курица: что можно выбрать?

Мясо, рыба, курица: что можно выбрать?

Все зависит от авиакомпаний и от того, где им загружают еду. Если аэропорт «домашний», то питание может быть лучше заграничного: поставщики разные, закупочные цены выше. В странах с ярко выраженной национальной кухней — острой, пряной — можно ожидать такое же блюдо и на борту. Но всегда должен быть выбор.

Ну а для тех, кто не хочет полагаться на волю судьбы и выбирать между классическими вариантами меню, или питается по своим принципам, лучше позаботится о заказе специального питания заранее. В большинстве авиакомпаний, которые летают из России, можно заказать детское, вегетарианское, диетическое, кошерное и халяльное меню.

Многие часто летающие пассажиры считают, что кошерные и халяльные наборы пищи намного вкуснее, и заказывают их вне зависимости от религиозных убеждений. Главное — сделать это заранее, за несколько дней до рейса (минимум за 36 часов).

В некоторых авиакомпаниях за такой выбор придется доплатить. Но у 80% перевозчиков выбор меню бесплатный, а самые заботливые увидят, что на борту планируется ребенок, и сами обеспечат детское меню до определенного возраста (а еще приятный подарок типа сувенира, раскраски и карандашей, чтобы дети в полете не скучали).

Среди специальных меню тоже можно выбирать. Половина авиакомпаний предлагает блюда без лактозы, глютена, соли, жира, аллергенов. Многие учитывают особенности вегетарианцев и включают в наборы блюда для строгих веганов, для лакто-ово направления и т. д. А Turkish Airlines даже предлагают вариант для сыроедов.

Где кормят вкуснее всего?

Признанный лидер вкусной еды для эконом-класса, который держится «на высоте» во всех смыслах, — Qatar Airlines. Эта компания многие годы получает высокие рейтинги по питанию авиапассажиров и удерживает лидерство по десертам. И там действительно все не только вкусно, но и красиво!

Аэрофлот.jpgА в недавнем исследовании разнообразия питания на борту самолетов, летающих на территории РФ и из России, победила Singapore Airlines: самое большое меню в 26 блюд, и все вкусные!

На втором месте — Азербайджанские AZAL с 25 спецблюдами, на третьем Японская JAL (23 блюда). Аэрофлот стал первой российской авиакомпанией, занявшей при этом 17-е место из 111.

Аэрофлот, кстати, имеет рейтинг «4 звезды» от ведущего агентства Skytrax, которое оценивает услуги в самолетах всего мира. А еще эта компания входит в топ-10 с лучшим питанием по версии Global Traveler. Что, в целом, не особенно удивляет: в отличие от большинства авиаперевозчиков Аэрофлот не пользуется кейтерингом, а всю еду готовят специальные подразделения компании по рецептам шеф-поваров.

Если говорить о шеф-поварах, то пассажиров Трансаэро, которые летают классом «Империал», кормят блюдами из ресторана «Пушкинъ». В меню — стерлядь, утиная грудка под соусом из апельсинов, шашлычки из морепродуктов и прочие деликатесы на посуде Ломоносовского фарфорового завода.

Airfrance балует своих состоятельных пассажиров рецептами «мишленовских» поваров: филе молодого голубя в маринаде из лакрицы, манго и ананаса — одно из довольно простых блюд.

А British Airways под руководством Мишеля Ру, повара с тремя звездами Мишлен, выбрали для пассажиров Москва-Лондон традиционную русскую кухню с осетрами, кулебяками, икрой и борщом.

Austrian Airlines отличается оригинальностью в венском стиле: на борту предлагают одиннадцать вариантов кофе. А Lufthansa размещает рецепты своих блюд на сайте компании: можно попробовать приготовить то, чем профессиональные повара из лучших ресторанов потчуют пассажиров в полете.

Как быть, если не кормят?

Хорошо читать дома о разных деликатесах на борту. Но что делать, если предстоит перелет, а кормить не будут, или будут, но за отдельную плату? Разумеется, взять еду с собой.

На борт самолета стоит брать фрукты, овощи, выпечку, снеки, сладости, можно наполнить контейнер бутербродами или салатом. А вот все жидкое — йогурт, желе, кефир, а также консервы обычно проносить не разрешается. Исключение — маленькие дети и их питание.

Как бороться с сухостью?

Как бороться с сухостью?

Сухой воздух — проблема перелетов, влажность за бортом примерно 1%, а в салоне едва достигает 20%, показателей пустыни. За 3-4 часа начинают страдать слизистые поверхности: глаза, носоглотка. Через полдня в самолете поверхность кожи потеряет более трети влаги. А значит, надо пить.

Авиакомпании обязаны предоставлять хотя бы воду каждый час полета безо всякой оплаты. Можно вызвать стюарда и попросить принести стаканчик воды. Но если вы на этапе взлета, посадки, или в зоне турбулентности, напитки не принесут. Значит, надо заранее о них позаботиться.

По правилам безопасности с собой жидкости проносить нельзя, но можно купить после досмотра в зоне магазинчиков. Это дороже, зато будет свой личный запас питья. Оптимальный вариант — чистая вода без газа.

Для защиты кожи стоит пользоваться любым привычным увлажняющим средством, а на губы наносить гигиеническую помаду. Слизистые носа можно орошать солевым спреем (из маленького флакончика, большой не пропустят), для глаз подойдет искусственная слеза. Лучше вспоминать обо всех увлажняющих процедурах не реже раза в час.

Что не стоит делать:

  • летать в контактных линзах, они дополнительно раздражают глаза;
  • пить алкоголь до посадки и в полете. Он усиливает обезвоживание.
Комментарий эксперта
Пауло М. Алвес, доктор медицинских наук, директор направления авиационного здравоохранения
Пауло М. Алвес, доктор медицинских наук, директор направления авиационного здравоохранения

Хотя барометрическое давление в салоне регулируется для предотвращения высотной болезни, вы можете испытать сонливость или головную боль. Пониженное содержание кислорода на борту эквивалентно высоте в 2-2,5 км, как будто вы на вершине высокой горы.

Парциальное давление кислорода соответственно снижается, вызывая слабую гипоксию, которая способна спровоцировать головную боль у чувствительных людей. В исследовании из Великобритании доказано, что падение содержания кислорода на 4% может вызывать проблемы у пациентов с патологиями сердечно-сосудистой системы и легких. Для профилактики головной боли пейте много воды и откажитесь от алкогольных напитков и кофеина.

Длительное сидение в течение нескольких часов способно изменить скорость кровотока во всем теле, что приводит к отеку ног. Вероятность тромбоза глубоких вен увеличивается, если кровь не циркулирует активно, и именно это происходит во время полета. В сидячем положении сосуды на ногах сжимаются, и поток крови замедляется. Хотя вы можете знать о советах вставать и ходить вокруг, но это не всегда удобно, вызывает заторы в проходах, если слишком много людей делают это одновременно, и может стать опасным в случае внезапной турбулентности.

Среднестатистические путешественники без каких-либо факторов риска выиграют от простых движений голеностопным суставом: вращений, сгибаний, разгибаний, которые надо делать сидя как можно чаще.

Если присутствуют факторы риска развития тромбоза (ожирение, беременность, послеродовой период, прием гормональных контрацептивов, возраст старше 40, наличие серьезного медицинского заболевания), то поможет ношение компрессионных чулок, а для некоторых пациентов врачи рекомендуют профилактический прием антикоагулянтов.

Проконсультируйтесь у врача, если у вас есть один или несколько факторов риска, и вы планируете полет в ближайшее время. Решение потенциальных проблем со здоровьем заранее является одним из способов минимизировать стресс перед авиаперелетом.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Effects of commercial air travel on patients with pulmonary hypertension air travel and pulmonary hypertension / Roubinian N, Elliott CG // Chest. - 2012 Oct

Internal sensations as a source of fear: exploring a link between hypoxia and flight phobia / Vanden Bogaerde A, De Raedt R. // Anxiety Stress. - 2013

The influence of a low air pressure environment on human metabolic rate during short-term (< 2 h) exposures / Cui W, Wang H // Indoor Air. - 2017 Mar; 27