Как перестать принимать критику близко к сердцу?

Психология психология, образ жизни, выбор редакции
shutterstock.com

Люди реагируют на критику по-разному. У одних сразу падает самооценка, другие не воспринимают замечания как личное оскорбление. Если критика окружающих является для вас проблемой, портит настроение и вызывает гнев, необходимо учиться правильно ее воспринимать. Негативные эмоции и отрицательный настрой мешают добиваться успеха и вредят здоровью.

MedAboutMe поможет вам разобраться, как извлекать из замечаний пользу.

Критика — неотъемлемая часть жизни человека

Критика — неотъемлемая часть жизни человека

Нужно признать тот факт, что вы не можете запретить окружающим критиковать вас. Ваша задача — изменить свое отношение к замечаниям и не воспринимать их близко к сердцу.

Не пытайтесь атаковать в ответ, даже если претензия откровенно грубая. Агрессия повлечет за собой негатив и испорченное на весь день настроение.

«Верните долг» обидчику вопросом: «Вас, наверное, кто-то сегодня обидел? Вы поэтому пытаетесь обидеть меня?» Скорее всего, у него пропадет желание продолжать разговор с вами в оскорбительном тоне.

Полностью застраховать себя от критики вы не сможете, поэтому учитесь оберегать свое душевное спокойствие. Вам помогут 8 простых, но действенных советов.

Не теряйте самообладания и наблюдайте

Не спешите поддаваться первым эмоциям, которые рождаются внутри вас во время критики. Не ставьте под сомнения свои личностные качества. Различия между мнением окружающих и личными ожиданиями всегда приводят к внутреннему дискомфорту. Дисбаланс порождает обиду, неудовлетворение и даже разочарование в себе. Защитные механизмы заставляют нас обороняться и нападать на противника.

Ученые считают, что люди, которые не умеют воспринимать критику и копят обиды, попадают в группу риска. У них чаще диагностируют злокачественные опухоли. Нелюбовь к себе и непринятие своего «Я» заставляет организм убивать себя.

Как правило, первая реакция на осуждение довольно бурная. Но автоматизм — это не всегда правильно и хорошо. Злость и ярость сужают грани вашего восприятия — вы думаете о том, как обороняться и не извлекаете пользу из замечаний.

Советы
психолога

Постарайтесь расслабиться и подавить первую волну эмоций. Когда вы избавитесь от оглушающих чувств, сможете увидеть в критике долю истины, даже если она ничтожно мала. Это поможет вам избежать аналогичных ошибок в дальнейшем. В спокойном состоянии человек мыслит намного конструктивнее. Действенные приемы помогут вам восстановить внутренний баланс:

  • Медленно считайте до 10.
  • Глубоко и спокойно дышите, полностью выдыхая воздух.
  • Представьте, что вы должны записать свой ответ, прежде чем произнести его вслух. Подумайте, чтобы вы написали на бумаге? Как бы сформулировали свои мысли?

Посмотрите страху в глаза

Посмотрите страху в глаза

Сильный страх мешает людям добиваться успеха. Человек может вынашивать в голове идеи, строить планы по их реализации, но энтузиазм быстро гаснет — побеждает страх быть раскритикованным. Нужно осознать, что у вас два пути: продолжать прятаться в тени успешных людей или побороть страх.

Представьте, как воплощаете свои идеи в жизнь, какие эмоции при этом испытываете. Постарайтесь понять, на каком этапе появляется страх. Услышьте, как люди критикуют вас и отмечайте, какие мысли приходят в вашу голову. Побудьте наедине со своим страхом, пока не почувствуете, как он начинает отступать.

Советы
психолога

Проиграйте тот сценарий, о котором вы мечтаете. Ощутите вкус победы, вдохните полной грудью и скажите себе, что причин для паники нет. Критикуют лучших — станьте им!

Извлекайте пользу из критики

Критика может стать вашим помощником и укажет на слабые стороны, если вы научитесь адекватно ее воспринимать. Принимайте ее с благодарностью, развивайтесь и самосовершенствуйтесь.

Советы
психолога

Просите критика детализировать свои замечания. Уточните те аспекты, которые вам непонятны. Так вы сможете выиграть время, успокоиться и взглянуть на ситуацию под другим углом. Попросите оппонента привести примеры — абстрактные обвинения воспринимаются хуже. Такой подход поможет вам увидеть собственные ошибки или утвердиться в несправедливости обвинений.

Психолог Эмма Дональдсон-Филдер провела интересное исследование. Его результаты показали, что люди, которые не боятся высказывать начальству свое мнение, меньше подвержены стрессу. А руководители прислушиваются к их мнению и уважают. Главное — подобрать подходящий момент для таких откровений.

Получите критику профессионала

Получите критику профессионала

Чтобы перестать бояться критики, нанесите первый удар. Когда у вас возникла какая-нибудь идея, составьте подробный план, как вы будете ее реализовывать. Но не спешите показывать его руководству.

Советы
психолога

Если вы не хотите слышать резкие замечания, предлагайте ознакомиться только с первой частью. Отзывы и критика помогут вам скорректировать дальнейшие действия и прийти к тому результату, который принесет выгоду вам и компании. Единственный способ профессионально вырасти — делиться идеями и работать над ошибками.

Психиатры считают, что панические атаки — неврозы, которые сопровождаются сильным необоснованным страхом, дрожанием рук, перепадами артериального давления, возникают чаще всего у людей, которые зависят от мнения окружающих. Они боятся сделать что-нибудь не так, возможные неудачи вызывают у них панику. Чтобы избежать расстройства психики, нужно учиться правильно воспринимать критику.

Учитесь слушать и понимать

Когда критик выражает вам свое недовольство, не спешите защищаться или атаковать. Дослушайте его до конца, сохраняя самообладание и вникая в суть претензий. Проявите уважение, не спорьте и соберитесь с мыслями. Это поможет вам оценить справедливость сказанного и подобрать достойный ответ.

Советы
психолога

Чем уверенней вы отреагируете на осуждение, тем быстрее разрешится неприятная ситуация. Постарайтесь обуздать свое эго и спокойнее реагировать на претензии. Чтобы не принимать критику близко к сердцу, вспомните о взаимоуважении — собеседник имеет право на собственное мнение.

Недавние исследования показали, что сотрудники женского пола получают больше критики, чем их коллеги-мужчины. Это объясняется тем, что от женщин ждут мягкости и терпимости, в то время как они часто придерживаются авторитарной модели поведения. Женщинам, которые хотят добиться успеха, нужно привыкать к критике и учиться быть независимыми от мнения окружающих.

Не стремитесь быть идеальными

Не стремитесь быть идеальными

Критика не будет вызывать негативные эмоции, если вы избавитесь от убеждения, что нужно соответствовать некому вымышленному идеалу. Каждый человек имеет право на ошибку — даже самые великие управленцы нередко советуются перед принятием важного решения.

Советы
психолога

Не нужно бояться критики — она помогает стать лучше. Стойкие иллюзорные представления о себе мешают развиваться. Старайтесь воспринимать свои промахи спокойно, без негатива. Делайте выводы, работайте над ошибками и ставьте новые амбициозные цели. Когда вы загоняете себя в рамки собственных знаний, опыта и убеждений, все дальше уходите от совершенства.

Проведенные исследования доказали, что самые ярые критики — неуверенные в себе и закомлексованные люди. Критикуя окружающих, они пытаются отвлечь внимание от себя и своих недостатков.

Прислушивайтесь к чужому мнению

Чужое мнение не должно быть для вас истиной в последней инстанции, но прислушиваться к нему все-таки стоит. Если окружающие говорят, что ваши действия или слова производят «отталкивающий» эффект, возможно, так и есть. Как правило, человек делает работу для того, чтобы получить определенный результат. Когда он не производит впечатления на целевую аудиторию, стоит задуматься.

Все люди мыслят по-разному: одни замечают то, чего не видят другие. Поэтому нужно брать во внимание чужую точку зрения — она может дополнить вашу. Противоречия помогают увидеть возможные перспективы.

Советы
психолога

Постарайтесь составить психологический портрет человека, который вас критикует. Возможно, он был изначально настроен против вас или считает себя экспертом во всех сферах жизни? Постарайтесь оценить справедливость замечаний и понять намерения оппонента. Если ваша работа содержит погрешности, стоит признать этот факт и исправить недочеты.

Люди, которые жаждут получать только похвалу, редко добиваются успеха. Они не могут адекватно оценить собственную работу, поэтому допускают одни и те же ошибки. А вот те, кто может извлечь пользу из критики, часто оказываются впереди людей, которые реальным делам предпочитают колкие и едкие замечания работе других.

Подружитесь с полезным критиком

Подружитесь с полезным критиком

Заносчивые критики бывают полезны. Как правило, это профессионалы, которые не терпят плохой работы. Они относятся к окружающим так же строго и требовательно, как и к себе. Такие критики хотят научить человека тому, что знают сами.

Советы
психолога

Задавайте вопросы, делайте уточнения и попытайтесь понять, какой результат должен быть. Намного страшнее, если полезный критик замолчит — скорее всего, вы не вызываете у него желания тратить на вас время. Изменить ситуацию может ваше активное участие и наводящие вопросы. Если профессионал увидит ваше искреннее желание учиться, он, возможно, поможет вам добиться успеха.

Оливер Эмбертон, предприниматель и основатель компании Silktide Ltd, считает, что чем больших высот добивается человек, тем активнее его критикуют.

Выводы:

Не теряйте уверенность в себе.

Не ассоциируйте замечания со своими личностными качествами.

Сохраняйте самообладание.

Просите оппонента привести примеры и детализировать претензии.

Четко и аргументировано отстаивайте свою точку зрения.

Помните о том, что справедливая критика — хороший стимул самосовершенствоваться.

Комментарий эксперта
Людмила Болдырева, психолог, аспирант Института Психологии РАН
Людмила Болдырева, психолог, аспирант Института Психологии РАН

Не принимать критику близко к сердцу всегда сложно, ведь мы по своей природе социальны, и нам в той или иной степени нужно одобрение окружающих.

Важно помнить, что любая критика делится на 2 вида: конструктивная и не конструктивная. Поэтому в тот момент, когда вы слышите критику в свой адрес, постарайтесь оценить эти замечания. Действительно ли они имеют отношение к делу?

Важно учитывать, что не все люди могут сказать свое мнение (дать обратную связь) аккуратно. Может быть, человек пытается до вас донести реальные советы, как можно сделать лучше, просто ему не хватает такта. Тогда вместо того, чтобы злиться на него и тратить свою энергию, будьте к нему снисходительны.

Для того чтобы легче переносить критику, нужно иметь хорошую самооценку. Самые простые способы ее поднять:

Сделать список своих сильных сторон. Похвалить себя и удостовериться в собственных силах никогда не бывает лишним.

Сделать список своих достижений. Про свои достижения мы вообще часто забываем, и нам кажется, что ничего значительного мы не сделали. Главное, оценивать свои достижения не в мировом масштабе, а с позиции, что лично для вас было важно, и вы это сделали. Смогли заключить удачную сделку — молодец! Научились кататься на роликах — отлично! Уже неделю регулярно ходите в тренажерный зал — классно!

Помните, если вами кто-то не доволен, это еще не значит, что вы делаете что-то плохо.

Комментарий эксперта
Елена Турлина, психолог
Елена Турлина, психолог

Близко к сердцу критику принимает человек, который не уверен в себе. Слова собеседника он ассоциирует со своей личностью, они глубоко его ранят. Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно повышать самооценку и найти ту линию поведения, которая будет для вас максимально комфортной.

Просите человека уточнить, почему он не доволен вами. Выясните, что не нравится ему больше всего: ваша жизненная позиция, результаты работы. Проводите такие собственные расследования, которые помогут вам докопаться до истины.

И не спешите оправдываться — так вы автоматически окажетесь в позиции ребенка, которого наказывают за шалости. Спокойно и аргументировано объясните, почему вы поступили так, а не иначе.

Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Записаться на прием
Для получения квалифицированной помощи
Вы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу