Основы делового общения

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Деловое общение используют при приеме на работу, переговорах с партнерами, начальством или просто при взаимодействии с коллегами. Оно имеет регламентированный характер и границы, которых следует придерживаться. Деловой стиль общения направлен на достижение результатов в работе, посредством успешного взаимодействия с другими людьми. Известный психолог Дейл Карнеги говорил о том, что успех в построении карьеры на 85% зависит от умения общаться. Такой вид общения является основой, на которой строятся служебные отношения между сотрудниками. Его особенности и тонкости следует знать для достижения успехов в работе и продвижения по карьерной лестнице.

Основополагающие элементы хорошего общения на работе

Основополагающие элементы хорошего общения на работе

Человек постоянно находится в процессе взаимодействия с окружающими. Через коммуникацию он может добиваться своих целей, изменять ситуации и влиять на других людей. Незнание особенностей продуктивной коммуникации может стать причиной проблем на работе. Для того, чтобы использовать их успешно, необходимо знать все его тонкости и нюансы.

Служебное общение подразумевает определенные нормы и правила, которым необходимо подчиняться. Основным правилом считается одинаково вежливое и приветливое отношение ко всем, независимо от личных симпатий и отношений. Необходимо быть любезным и доброжелательным с сослуживцами, клиентами, начальством, даже если это требует усилий воли. Важно понимать, что людей, находящихся в трудовых отношениях, объединяет одна цель — заработок денег, развитие бизнеса. Поэтому личные предпочтения отступают на второй план.

Грамотность и чистота речи также являются неотъемлемой частью хорошего официального общения. В этом случае недопустимо употребление жаргонизмов, сленговых, бранных слов, уменьшительных, ласкательных выражений. Информация, которую нужно донести до собеседника, должна быть изложена без ошибок. Важно уметь ясно формулировать свою точку зрения и четко аргументировать ее. Кроме того, важно следить за эмоциональностью речи и жестикуляцией. При рабочих коммуникациях неуместна слишком эмоциональная речь. Эмоции и жесты должны быть сдержанными. Юмор в рабочих связях лучше не использовать. Как правило, он не соответствует ситуации и может остаться непонятым. Бывают, конечно, моменты, когда хорошая шутка уместна, но для ее использования необходимо хорошо знать своего оппонента, чтобы нарочно не обидеть.

Общение, не нарушающее личного пространства

Личным пространством считается зона, вторжение в которую вызывает внутренний дискомфорт и может вызвать агрессию. Существует четыре категории дистанций в зависимости от уровня близости: интимная, персональная, социальная и публичная. В деловых связях принято придерживаться социальной дистанции. Это зона в радиусе 120-360 см между собеседниками. При этом следует понимать, что это расстояние может изменяться в зависимости от социального статуса человека, с которым происходит взаимодействие. Чем выше статус, тем больше личное пространство. Кроме того оно может уменьшаться или расти в зависимости от формы коммуникации. При деловой беседе комфортным считается расстояние в полтора метра. На конференциях и выступлениях с докладами — три метра. В рабочих отношениях важно сохранять эту дистанцию, так как человек, с которым происходит общение, может быть несимпатичен как личность, его вторжение в зону комфорта может быть нежелательным. Ее сохранение позволяет собеседникам избежать прямого, длительного зрительного контакта, дает возможность отвести взгляд, не прерывая общение. Нарушенное личное пространство воспринимается как посягательство на его территорию. Человек может внешне оставаться спокойным и не показывать, что ему неприятно, но настроен он будет негативно по отношению к тому, кто нарушил его зону комфорта. Не придерживаясь необходимой дистанции можно добиться недружелюбного отношения к себе со стороны напарников, начальства или партнеров.

    Должен ли меняться стиль общения в зависимости от возраста людей?

    Должен ли меняться стиль общения в зависимости от возраста людей?

    Деловое общение предусматривает одинаковый стиль поведения с руководством или коллегами, независимо от возраста. Основой официального взаимодействия является этикет, его принципы. Это значит, что со всеми, с кем человек сталкивается на работе необходимо вести себя вежливо, уважительно, спокойно. В зависимости от возраста стиль может меняться только при коммуникации с коллегами. Это допускается, потому что в данном случае сотрудники равны по социальному статусу. Тут важно придерживаться общепринятых правил этикета.

    Работник, чей возраст больше, может обратиться к младшему на «ты», что не будет восприниматься негативно. Молодой сотрудник, проявляя уважение к старшему, должен обращаться к нему на «вы». При этом стиль не выходит за рамки делового. Взаимодействуя с коллегами, которые одинаковы по возрасту можно не соблюдать таких формальностей. С людьми, которые находятся выше по должности и статусу, следует придерживаться всех норм официального взаимодействия, независимо от их возраста. В этом случае возраст не должен влиять на стиль общения.

    Отдых с коллегами, какой он?

    Часто праздники отмечаются в обществе коллег. Такой отдых предусматривает неофициальное взаимодействие, но важно помнить, что даже в такой ситуации следует придерживаться некоторых официальных норм. Единственным отличием коммуницирования на корпоративе и в офисе является, то, что в первом случае допускаются разговоры на личные темы, не касающиеся работы. Но даже вне рабочей обстановки дистанции и социальные роли сохраняются. Тут может быть уместен чуть более эмоциональный и оживленный разговор, но речь должна быть грамотной и чистой.

    Стиль поведения на отдыхе с сотрудниками и на работе не должен кардинально отличаться. Даже в такой расслабленной обстановке не следует показывать антипатии, если они есть. Отдых с друзьями по работе является прекрасной возможностью показать себя с лучшей стороны. Необходимо быть дружелюбным, вежливым, любезным со всеми коллегами. Важно понимать, что ошибки в поведении вне офиса могут негативно отразиться на дальнейшем процессе работы с коллегами. А хорошие отношения с сотрудниками могут быть полезными в построении карьеры.

    Использованы фотоматериалы Shutterstock

    Читайте далее

    Не только алкоголь: от чего страдает наша печень?

    8 неочевидных способов погубить здоровье печени: не делайте так!

    Сухость во рту

    Почему пересыхает во рту: причины сухости слизистой. Болезни, симптомом которых может быть сухость в рту

    7 причин запаха изо рта

    С неприятным запахом изо рта сталкивается каждый второй житель планеты. Но всегда ли это лишь эстетическая проблема? Или есть повод обратиться к врачу?

    Как прием лекарств влияет на состояние полости рта?

    Побочные эффекты лекарств: активация бактерий, вызывающих кариес и воспаление десен.

    8 причин повышенной чувствительности зубов

    Почему возникает чувствительность зубов и как с ней справиться?

    Красота покрова: как избежать раннего старения?

    Гладкая и молодая кожа играет большую роль во внешнем облике женщины. Обеспечьте ей полноценный уход и благоприятные условия.

    Антивозрастной уход за кожей: что могут бьюти-гаджеты?

    Современный бьюти-гаджет — это многофункциональный прибор. Разные режимы продлевают молодость и красоту.

    Правила оказания первой помощи при ожогах водой

    Что делать, если произошел ожог горячей водой: как помочь себе и своему ребенку?

    Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

    Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

    Ребенок заболел на даче: первая помощь, детская аптечка

    Нередко в период длительного пребывания летом на даче с малышом, возможны заболевания или мелкие травмы, требующие помощи.

    Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

    Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

    Насморк: почему течет из носа?

    Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

    Весенний уход за кожей лица: от очищения до увлажнения

    С приходом долгожданной весны мы начинаем уделять большое внимание фигуре, волосам, коже. Существуют элементарные правила оставаться красивой и неотразимой в любое время года.

    Катаракта: причины, симптомы, лечение и профилактика

    Какие признаки могут указывать на развитие катаракты?

    Беременность 45+: роль возраста, здоровье матери, ЭКО

    Многие женщины рожают первенца в возрасте 40-45 лет, и это уже давно перестало быть удивительным явлением.

    Как справиться с признаками старения кожи

    Остановить процесс старения невозможно, но можно его замедлить. Как сохранить красоту и здоровье кожи?

    Солнцезащитный крем: правила выбора

    Как правильно выбрать крем от солнца? Что означают буквы и цифры на упаковке солнцезащитного крема? На что обращать внимание? Зачем пользоваться солнцезащитным средством?

    Ошибки при использовании солнцезащитного крема

    Какие солнцезащитные кремы наиболее безопасные? Чем вреден спрей от солнца, и нужно ли защищать губы? Разбираем основные ошибки при использовании солнцезащитных средств.

    Чем опасно майское солнце?

    Солнце необходимо для здоровья человека. Почему же в мае оно может быть опасным?

    Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

    При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

    Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

    Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства

    Как сегодня лечат грыжи живота

    По данным статистики, грыжи передней брюшной стенки встречаются у каждого пятого жителя нашей планеты, а значит медицина смогла на потоке отработать новейшие современные методы лечения этой патологии. Что изменилось за четверть века рассказываем в статье MedAboutMe
    Опубликовано 13.11.2017 12:43, обновлено 13.12.2019 13:00
    Рейтинг статьи:
    4,4

    Читайте также

    Этика и психология делового общения
    Что нужно знать об этике и психологии делового общения для успешной карьеры. Читайте далее в статье.
    Психологические основы делового общения
    Деловое общение требует не только владения собой, хороших манер, но и четкого соблюдения ряда законов, помогающих выстраивать правильную коммуникацию.
    Тонкости делового общения: какие правила надо учитывать
    Придя в новый коллектив, важно правильно построить отношения с коллегами. От этого зависит, насколько комфортно вы будете чувствовать себя на работе.