Психология
Психология конфликта
4.4
19.01.2016
1774

Психология конфликта

Психология конфликта начала развиваться во второй половине прошлого столетия. До этого времени конфликт рассматривался как явление исключительно негативное, как результат неэффективного управления или неправильного поведения. И это не удивительно: вспомните, какие эмоции вызывают у вас воспоминания о любом пережитом вами конфликте. Раздражение, агрессия, досада, бесплодные попытки доказать свою правоту - что в этом может быть положительного?

Однако современная психология склонна рассматривать конфликт под иным углом зрения. Специалисты по конфликтологии уверены: если конфликтом управлять, он может быть даже полезен. Во всяком случае, еще никому не удавалось прожить жизнь абсолютно бесконфликтно. А если явления нельзя избежать, то что с ним следует сделать? Правильно, его нужно взять в свои руки и направить в нужное русло.

Что такое конфликт

По существующим определениям, это столкновение мнений, целей и интересов. Он может быть внутренним, когда в одном человеке противоборствуют два мотива или потребности. Например, вы хотите соблюдать диету и избавиться от ожирения, и при этом съесть соблазнительно пахнущее пирожное.

При межличностном конфликте в противоречие вступают мнения или интересы двух людей: вы хотите провести выходные на рыбалке, а ваша супруга настаивает на совместном визите к ее маме.

Конфликт между человеком и группой нередко развивается на работе: коллектив может быть недоволен начальником, а начальник - коллективом. Или одноклассники не принимают в свою компанию новичка.

Межгрупповой конфликт может быть вызван многими причинами, от имущественных до религиозных и политических. Самый радикальный пример межгруппового конфликта - война.

С чего начинается конфликт

Психология конфликта называет причины, или «включатели» механизма противостояния конфликтогенами. Основными из них считаются три:

  • стремление к доминированию и подавлению;
  • проявление агрессии;
  • проявления неприкрытого эгоизма.

Психология человека такова, что на полученный конфликтоген он стремится, как правило, ответить более сильным конфликтогеном, взять реванш, отыграться - чтобы полученный психологический проигрыш был компенсирован с лихвой.

Исход конфликта

При правильном управлении конфликт может закончиться вполне позитивно. Сторонники объединятся, договорятся с оппонентами, и это приведет к решению проблемы на какое-то время или навсегда. Соответственно уменьшится непродуктивно расходуемое время. Участники конфликта приобретают позитивный опыт, учатся избегать эскалации противостояния и приходят к выводу, что столкновение интересов не обязательно должно быть вредным. Если мы спорим, это не означает, что мы ссоримся.

Деструктивный исход способен отвлечь участников от решения насущных задач, сформировать нездоровые отношения между людьми и группами, стать причиной постоянного стресса и развития депрессии.

Психология конфликта предлагает несколько способов выхода из ситуации противостояния интересов. Наиболее продуктивными можно считать:

  • Компромисс. В этом случае обе стороны соглашаются на уступки, пока не будет найдено взаимоприемлемое решение.
  • Сотрудничество. При цивилизованном подходе обе стороны проявляют уважение к оппоненту и его мнению, и соглашаются обсудить пути возможного выхода из сложившейся ситуации. Совместная работа над решением проблемы помогает наладить конструктивное взаимодействие и избежать конфликтов в дальнейшем.