Психология
Психология личности: как справиться со страхом неудачи?
5

Психология личности: как справиться со страхом неудачи?

Страх неудачи преследует большинство людей — такова психология личности. Около 40% мужчин и женщин испытывают тревогу и даже ужас перед новыми делами и жизненными переменами, идут вперед, однако, им стоит больших усилий преодолевать себя. На переживание негативных мыслей по поводу того, что «вдруг у меня ничего не получится» уходит масса энергии и жизненных сил, после чего люди, когда все-таки достигают задуманного, чувствуют усталость, истощенность. Еще 20% людей так и не находят в себе силы для того, чтобы закончить начатое дело, освоить новую сферу, рискнуть изменить жизнь, привычки, сдать важный проект, попробовать себя в новой роли. Виной всему — страх неудачи или провала. Чем отличается психология людей, регулярно испытывающих этот страх от тех, кто не сталкивается с такими переживаниями? Как детство человека влияет на то, что во взрослой жизни он боится сделать шаг, попробовать себя в новой роли? Ответы на эти вопросы, а также практические рекомендации — как справиться со страхом неудачи — можно узнать из этой статьи.

Психология личности и страх неудачи

Психология человека и его характер формируются в детстве. От того, какое отношение демонстрируют родители к ребенку — как относятся к его достижениям и неудачам, хвалят или критикуют, помогают готовиться к важным событиям — зависит уровень страха перед неудачами во взрослой жизни. Какие особенности воспитания в семье, приводят к тому, что человек не может справиться со страхом неудачи и ошибок?

  • Однажды каждый ребенок стремится к тому, чтобы быть самостоятельным. В первый раз это происходит в возрасте 3 лет. Именно тогда дети хотят все делать сами, устраивают истерики родителям, пытаются отвоевать личное пространство, учатся стоять на своем мнении. Этот период трудный как для родителей, так и для детей — детская психология в это время подвергается изменениям. Если мать и отец не позволяют ребенку прожить этот кризис правильно — воспитывают его на запретах, не разрешают изучать окружающий мир, то он вырастет с ощущением, что вокруг — одни опасности, а сам он недостаточно хорош, умен, способен, чтобы преодолеть их.
  • Все взрослые наказывают детей. Иногда это необходимо для того, чтобы корректировать детское поведение. Однако когда мать и отец делают это, не разобравшись в ситуации до конца, ограничивают свободу ребенка за мелкие шалости, если наказание не соответствует проступку, детям не дается возможность проявлять себя и свои чувства, то с большой долей вероятности из такого ребенка вырастет робкий взрослый человек. Он не будет считать себя достойным всего лучшего, что предлагает жизнь, станет сомневаться в своих умениях и способностях каждый раз, когда ему предстоит выполнить важное дело — в личной жизни или профессии.
  • Ожидания от детей, не соответствующие возрастным или индивидуальным особенностям. Так, например, мать или отец ждут от сына, что он сумет всегда защитить себя в группе сверстников, если его обижают, несмотря на возраст обидчиков. Родители не вступаются за ребенка, когда его обижают или даже бьют, и посылают его «решать проблемы самостоятельно», «не быть тряпкой», желая воспитать настоящего мужчину. Ребенок физически не сможет победить тех, кто старше его, даже если он будет смелым и отважным. Кроме того, дети учатся защищать себя тогда, когда это несколько раз делали родители — глядя на них, они понимают, как это надо делать.
  • Если родители ограничивали активность ребенка в детском возрасте, то скорее всего он приобретет привычку сдаваться каждый раз перед ответственным делом, не доводить его до конца, ведь в его детской жизни не было опыта достижения цели, и он не знает, как это — достичь задуманного, радоваться успеху, признавать свои ошибки.
  • Если детей часто ругать, у них не сформируется желание преодолевать трудности, а вместо этого — желание избегать неудач. Тогда можно видеть человека, который в жизни выбирает общение, деятельность, где все понятно, просто и безопасно. Тогда при столкновении с новым опытом он будет избегать любой активности, потому что не знает, как себя вести, боится неудачи и провала.

Привычка «застревать» на комплексах

Привычка «застревать» на комплексах

Бояться того, что еще не случилось, лишать себя возможности получить новый опыт из-за страха неудачи — все это знакомо некоторым людям. Их психология имеет общие признаки:

Внутренние принципы и установки, которые они получили в детстве в виде фраз, и которые звучат в голове во взрослой жизни. Например: «Я неудачник», «Я ни на что не способен», «У меня ничего не получится», «Я опозорюсь» и так далее. Со временем они трансформируются в психологические комплексы, и человек считает себя неудачником, которому ничем нельзя помочь.

«Вдруг, я не справлюсь?» — думает человек и отказывается от хорошей должности, знакомства с новыми людьми и лишает себя хороших возможностей в жизни. Эти страхи говорят о недоверии к себе, желании все делать правильно и неумении справляться с неудачами. В таком случае комплексы его характера — это неуверенность в себе, низкая самооценка, перфекционизм.

Привычка «ждать позора»

Не желая сталкиваться «позором», который, по мнению того, кто боится неудачи, непременно его ждет, человек не имеет привычки поддерживать и подбадривать себя, а напротив — еще больше погружается в собственную неполноценность. Это приводит к тому, что он избегает любой деятельности или отношений, требующих от него активности или новых способов поведения. По этой причине люди откладывают важные дела, обещают и не выполняют.

Чем помогает психотерапия?

Чем помогает психотерапия?

Для того чтобы комплексы личности не мешали достигать целей и человек ощутил внутреннюю уверенность, необходимо провести работу над собой. Лучше всего делать это совместно со специалистом во время психотерапии, однако, кое-что можно сделать самостоятельно.

  1. Шаг первый. Осознать установки и убеждения, которые вызывают страх неудачи. Они могут звучать как фразы, мысли или внутренние ощущения. Их нужно проговорить вслух, выписать, признать, что они есть.
  2. Шаг второй. Вспомнить свое детство и людей, которые способствовали тому, что сформировались привычки бояться всего нового, не доверять себе и окружающим. Чаще всего это делают родители, другие члены семьи.
  3. Шаг третий. Признать, что избегание деятельности или остановка на полпути являются следствием страха совершить ошибку, столкнуться с неудачей.
  4. Шаг четвертый. Сформировать новые, позитивные установки, которые будут основаны на похвале и поддержке своих сил. Например: «У меня много достоинств, таких, как…», «Если меня ждет неудача, я справляюсь с ней так…».
  5. Шаг пятый. Составление списка своих достоинств и достижений.
  6. Шаг шестой. Осознание того, что человек имеет право ошибаться и неудача не характеризует его как неспособную личность, а дарит жизненный опыт, которым можно воспользоваться для достижения новых целей.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Исследование взаимосвязи стиля родительского воспитания, его восприятия подростком и уровня его самооценки / Семенихина Н. И. // Перспективы науки и образования. - 2015. - ВАК

Новый подход к классификации страхов / Акопян Л.С. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - ВАК

Рефлексия как средство преодоления личностью страха неудачи / Павлюченкова Н. В., Кананчук Л. А., Смолева Т. О. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - ВАК