Психология
Психология: привычка «наступать на грабли»
5
27.02.2018
1145

Психология: привычка «наступать на грабли»

Психология человеческого поведения — тонкая вещь. То как человек ведет себя в разных ситуациях, какие выводы он из них делает, зависит от многих факторов. Это возраст, характер, темперамент, жизненный опыт, умственные способности, наконец. Однако пока мы живы, мы можем учиться уму-разуму и делать это всю жизнь.

Психология поведения в жизненных ситуациях

Психология поведения в жизненных ситуациях

Любое событие, которое происходит в нашей жизни — счастливое или несчастливое — не является случайностью, а возникает, как результат неких предыдущих событий. Иногда причинно-следственная цепочка бывает короткой, а иногда очень длинной. В этом случае причины могут накапливаться долгое время, а следствие наступает спустя много лет.

Как поступают люди, с которыми произошло неприятное событие, заставившее их пережить неприятные эмоции? По-разному. Некоторые из них крепко задумываются, анализируют произошедшее и делают выводы.

Например, человек вложил свои деньги в банк, понадеялся, что тот будет начислять ему хорошие проценты, и в результате он получит приличный доход.

Но, к сожалению, банк лопнул, и человек лишился значительной части своих сбережений (получив назад лишь страховую сумму, предусмотренную законом).

Тогда он вспоминает, что неоднократно слышал, что нельзя «класть все яйца в одну корзину», а надо распределять вклады по разным банкам. В этом случае вероятность потери всех средств гораздо меньше. Наученный горьким опытом, он больше не повторяет эту ошибку и в следующий раз кладет средства в разные банки.

А есть другие люди, которые не утруждают себя обдумыванием, анализом, предусмотрительностью. Им скучно, неинтересно это делать. Их психология поверхностна, они живут скорее чувствами и эмоциями, и любое неприятное событие воспринимают не как звено в цепи причин и следствий, а как досадную случайность. Если подобные события в их жизни повторяются, они не видят в них закономерности, а говорят себе: «Как же мне не везет!». Поэтому они вновь и вновь наступают не те же грабли.

Характерный пример. Девушка встречается с парнем. Когда они бывают в компании, он позволяет себе выпить лишнее. Это повторяется не единожды. Подруги говорят ей: «Не выходи за него замуж, он пьет». А девушка не обращает на это внимание, думает: «Со мной он изменится и все будет по-другому!».

Когда они заключают брак, все остается по-прежнему. Муж пьет даже больше, чем раньше, ведь теперь ему незачем сдерживаться. Жена устраивает скандалы, переживает, почему у нее такой муж. Каждый раз он у нее просит прощения, и жена думает: «Ну, вот теперь, наконец, он исправится и станет другим…».

Но грабли продолжают работать. Доходит до того, что муж начинает поднимать на нее руку и т. д. А она сокрушается, почему ей так не везет…

Можно привести еще много примеров. Например, когда у человека все время крадут деньги, или когда его постоянно предают и т. д. Пока он не даст себе труд глубоко задуматься о причинах происходящего, не захочет поменять свою психологию и привычки, ситуации будут повторяться.

Loading...

Отключить эмоции и включить разум на полную мощность

Отключить эмоции и включить разум на полную мощность

В молодом возрасте каждый человек проходит разные ситуации, и они не всегда бывают позитивными. Он обучается жизни, набирается опыта, учится отличать плохое от хорошего, формирует свою психологию. Это нормальный процесс, так и должно быть.

Идут годы, мы взрослеем и приходит возраст, когда надо научиться отключать эмоции и включать рассудок.

К счастью, есть эффективный способ, помогающий разобраться в себе, понять, почему вы постоянно попадаете в похожие ситуации. Для этого надо разобраться в своей психологии. В первую очередь, надо принять тот факт, что любое событие в жизни можно трактовать как урок, из которого можно вынести нечто полезное. Благодаря нему вам будет легче идти по жизни, не повторяя досадных ошибок.

В восточных учениях (в частности, в йоге) есть такой прием: воспринимать события как знаки. Допустим, с вами произошла неприятная ситуация. Отнеситесь к ней, как к дорожному знаку на пути. Спросите себя: «Для чего он мне послан? Что я должен/должна из этого понять, чему научиться?».

Если вы научитесь осмысленно воспринимать то, что с вами происходит, и делать из этого правильные выводы, то неприятности в вашей жизни прекратятся. По крайней мере, их станет гораздо меньше. Это знак того, что в вашей психологии произошли изменения, она стала более зрелой.

Возраст, когда пора менять привычки

Чтобы избавиться от повторяющихся неприятных ситуаций, используйте алгоритм усвоения жизненных уроков. Применяя его, вы научитесь больше не наступать на грабли. Ваша психология и отношение к жизни изменятся.
Этот алгоритм можно разделить на следующие этапы:

  • До какого-то времени у вас все было хорошо, повода для переживаний не было.
  • Затем случилось весьма неприятное событие, изменившее вашу прежнюю жизнь. Из-за этого вы страдаете.
  • Если вы не осмыслите причину того, что произошло, не размотаете клубок предыдущих событий, которые к этому привели, и в результате не изменитесь, аналогичные ситуации будут повторяться и страдания продолжатся.
  • Обдумав произошедшее и поняв причину, которая привела к негативному событию, найдите в себе силы измениться, кардинально поменять образ жизни, даже если это потребует значительных усилий с вашей стороны.
  • Если вы так и сделаете, в этом случае полоса похожих испытаний прекратится. Урок усвоен, грабли больше не нужны.
  • А если вы не пожелаете осмысливать ситуацию, которая с вами произошла, не захотите в нее углубляться, а вместо этого сочтете ее лишь несчастливой случайностью, как делают многие, подобные события будут повторяться. Грабли не исчезнут до тех пор, пока урок не будет вами усвоен.
  • Есть показатели того, что урок успешно пройден. Вот они: облегчение душевного состояния, улучшение настроения, вы перестаете думать о прошлом, переворачиваете эту страницу и начинаете новую жизнь.

Но самое первое, что надо сделать, прежде чем приступить к осмыслению случившегося — это принять ситуацию и понять, что причиной того, что случилось, являетесь вы сами.

Скажите себе: «Искать виноватых бессмысленно, это уводит от первопричины. Я принимаю данную ситуацию и осознаю, что этот урок меня чему-то учит. Я хочу осознать, что я должен/должна понять из этой ситуации, чему научиться?».

Есть выражение: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе учитель». То же самое относится к событиям, происходящим в нашей жизни.

Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008

Привычка к кризису / Фёдоров А.А. // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38 №3. - с. 129-132