Психология управления: как завоевать уважение подчиненных?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Психология отношений в коллективе занимает важное место в человеческой жизни. На работе люди общаются, знакомятся с новыми кадрами, занимаются своим развитием. То, какими характеристиками будет отличаться коллектив, зависит от индивидуальных особенностей его каждого участника. Также на то, будет ли он дружным, крепким и работоспособным, влияет личная и профессиональная психология руководителя.

Сильное и эффективное руководство предприятия или организации отличает наличие лояльности к подчиненным кадрам, высокий авторитет руководителя, который нужно уметь заработать. Должность начальника — это ответственность, чтобы быть успешным и уважаемым, нужно контролировать многие процессы. Среди них: отношения между коллегами — личные и профессиональные — индивидуальный подход к каждому сотруднику, умение решать вопросы форс-мажора, анализировать характер рабочей деятельности, рост ошибок и рабочий порядок.

Психология управления коллективом является успешной в ряде случаев: когда организация показывает высокие результаты на рынке труда и среди конкурентов, снижена утечка кадров, коллектив постоянно повышает профессиональную компетентность, между начальником и подчиненными установлены качественные и уважительные отношения.

Уважению в сфере управления персоналом отведена особая роль. От его наличия зависит также психология успеха профессиональной деятельности — чем лучше отношения между начальником и подчиненными, тем больших успехов они могут добиться вместе, и тем чаще атмосфера в коллективе отличается позитивом, радостью от высоких достижений, командным духом.

В компании, где к начальнику относятся уважительно, редко сменяются кадры — каждый из профессионалов держится за свою рабочую должность, потому что она отвечает личным и карьерным предпочтениям и отличается комфортностью. Как достичь того, чтобы подчиненные относились к руководителю с уважением, можно узнать из этой статьи.

Заведите привычку быть объективным

Заведите привычку быть объективным

Рабочий коллектив — это живой организм, у которого есть особенности. В нем взаимодействуют и общаются люди самых разных склонностей и характеров. Руководитель наделен определенным статусом — такова психология управления — поэтому его взаимодействие с коллективом имеет свой характер.

Несмотря на профессиональную область, люди, работающие в одной компании, не могут не пересекаться личными проявлениями — они делятся друг с другом рассказами о себе, отношениях с окружающими, семейными проблемами. Благодаря этому у них есть сложившееся мнение друг о друге.

Чтобы добиться уважения, руководитель не должен судить о человеке по информации, которая может быть недостоверной или личной. Быть объективным — это воспринимать коллег исключительно как профессионалов, оставляя им право решать, какой образ жизни вести, с кем жить, общаться, какие иметь привычки. Это правило является полезным и его следует придерживаться, при условии, если особенности личности человека не противоречат профессиональной этике.

Критикуйте не человека, а поступок

Ошибки в работе бывают у каждого. Иногда они могут быть серьезными, влиять на всю компанию, вызывать трудности в дальнейшей деятельности и провоцировать стресс у руководства. Ошибки в профессиональной деятельности могут строго караться — выговором, лишением премии и даже увольнением.

Начальник для подчиненного — родительская фигура. Если руководитель строго его отчитывает, критикует, осуждает поведение и личность, то это приносит моральный дискомфорт и может испортить отношения между людьми. Скорее всего, такой руководитель будет восприниматься как тиран, а его управленческая деятельность — несправедливой, жесткой, унижающей.

Откажитесь от привычки осуждать подчиненных — такой подход не приведет к уважению в коллективе. Действовать следует строго по факту — разобраться, что случилось, понять, какие именно действия сотрудника привели к неэффективным последствиям и сказать ему об этом, не критикуя как личность.

Заведите привычку быть нейтральным

Руководитель не должен выделять любимчиков среди коллег — это спровоцирует рост недовольства со стороны тех, кому не оказано подобных привилегий. Чтобы снискать уважение всего коллектива, следует строить общение с каждым из сотрудников на равных. Будьте нейтральны, когда общаетесь с подчиненными. Хорошо, если у вас высокий уровень развития эмпатии — когда вы чувствуете каждого человека, знаете, что сказать, чтобы поддержать, повысить настроение, ободрить, настроить на работу.

Когда начальник поддерживает доброжелательное, деловое общение в рамках рабочей деятельности, уважение к нему со стороны подчиненных повышается в несколько раз.

Контролируйте свои эмоции

Руководитель — пример для всего коллектива, как родитель для своих детей. От того, как проявляется его характер на рабочем месте, какое у него отношение к людям, мнение, реакции на хорошие и плохие новости, зависит и уважение к нему коллектива.

Отсутствие привычки контролировать свои эмоции может во многом подорвать авторитет руководителя — на него равняются, его указаниям следуют, он ведет за собой рабочую группу, поэтому в рамках профессиональной компетентности начальник должен обладать навыками самоконтроля.

Когда негативные эмоции захлестывают, то стоит научиться пользоваться арсеналом средств, помогающих выглядеть достойно в глазах коллег. Это могут быть дыхательные техники, привычка брать паузу, перед тем, как выдать реакцию или решение. Не спешите судить, ругать, увольнять, не разобравшись до конца. Такое самообладание поможет не только развитию уважения со стороны, но и послужит примером для всего коллектива, как надо вести себя в стрессовых ситуациях.

Не включайтесь в манипулятивное общение

Не включайтесь в манипулятивное общение

Бывает так, что коллеги проверяют руководителя на прочность или вступают в манипулятивное общение, преследуя свои личные цели — это могут быть хитрость, заискивание и обман, желание «сделать» начальника, отомстить за несправедливый выговор, заработать похвалу и выделиться среди коллег.

Если руководителю удается сохранять со всеми сотрудниками сугубо профессиональные отношения, то он без труда распознает такие манипуляции. Это могут быть частые комплименты и неожиданные подарки, непрошеная помощь, просьбы взять на себя дополнительную работу, откровенные вопросы о личной жизни, «закладывание» других сотрудников. Такие игры на службе стоит останавливать сразу, едва они начинаются. Для этого нужно уметь говорить твердое «нет» и спокойно, но уверенно указывать сотруднику на его рабочее место и обязанности.

Психология такта: не критикуйте при всех

Общение на работе занимает не последнее место. Иногда оно сводится к порицанию сотрудника за некачественную деятельность. Чтобы быть уважаемым в коллективе, нельзя отчитывать человека при его коллегах. Это нужно делать один на один. Такой подход не даст распространяться ненужным разговорам о вашей стратегии работы, а вместо этого позволит уважению сотрудников расти и крепнуть.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

Ребенок заболел на даче: первая помощь, детская аптечка

Нередко в период длительного пребывания летом на даче с малышом, возможны заболевания или мелкие травмы, требующие помощи.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Весенний уход за кожей лица: от очищения до увлажнения

С приходом долгожданной весны мы начинаем уделять большое внимание фигуре, волосам, коже. Существуют элементарные правила оставаться красивой и неотразимой в любое время года.

Катаракта: причины, симптомы, лечение и профилактика

Какие признаки могут указывать на развитие катаракты?

Беременность 45+: роль возраста, здоровье матери, ЭКО

Многие женщины рожают первенца в возрасте 40-45 лет, и это уже давно перестало быть удивительным явлением.

Как справиться с признаками старения кожи

Остановить процесс старения невозможно, но можно его замедлить. Как сохранить красоту и здоровье кожи?

Солнцезащитный крем: правила выбора

Как правильно выбрать крем от солнца? Что означают буквы и цифры на упаковке солнцезащитного крема? На что обращать внимание? Зачем пользоваться солнцезащитным средством?

Ошибки при использовании солнцезащитного крема

Какие солнцезащитные кремы наиболее безопасные? Чем вреден спрей от солнца, и нужно ли защищать губы? Разбираем основные ошибки при использовании солнцезащитных средств.

Чем опасно майское солнце?

Солнце необходимо для здоровья человека. Почему же в мае оно может быть опасным?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства

Откуда берутся боли в сердце и инфаркт у молодых мужчин?

Сердечно-сосудистые патологии сегодня нередки среди мужчин достаточно молодого и даже юного возраста, гипертоники есть даже в 18-20 лет.

Как сегодня лечат грыжи живота

По данным статистики, грыжи передней брюшной стенки встречаются у каждого пятого жителя нашей планеты, а значит медицина смогла на потоке отработать новейшие современные методы лечения этой патологии. Что изменилось за четверть века рассказываем в статье MedAboutMe
Опубликовано 29.09.2017 13:16, обновлено 13.12.2019 12:54
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Психология личности как открытой и развивающейся системы (к юбилею Л.И.Анцыферовой) / Журавлев А.Л., Харламенкова Н.Е. // Психологический журнал 2009 Т. 30 №6

Читайте также

Психология человека: как адаптироваться в новом коллективе?
Психология человека такова, что ему требуется время на адаптацию к новым условиям. Как влиться трудовой коллектив и найти общий язык с коллегами?
Психология сложных отношений с начальником
Хорошие отношения на работе – залог успеха и профессионального роста. Но как быть, когда отсутствует понимание с руководителем? Эффективные советы и рекомендации.
Три шага к сердцу начальника
Вы боитесь ходить на работу, потому что ваш начальник - настоящий зверь? Мы готовы дать вам несколько советов, как укротить босса и стать незаменимым работником в организации.
Психология отношений в коллективе
Когда Вы каждый день бок о бок проводите много времени в коллективе, то вынуждены наладить хорошие отношения с окружающими людьми.