Психология
Стресс и выгорание у представителей «помогающих» профессий
4.3

Стресс и выгорание у представителей «помогающих» профессий


Автор
Наталия Сулейманова


Стресс давно стал постоянным спутником людей. Высокий уровень занятости, тревога, конфликты, недостаточный сон перегружают нервную систему и часто приводят к эмоциональному выгоранию. Оно представляет собой целый комплекс неблагоприятных симптомов — потерю интереса к делу, апатию и безразличие, агрессивное поведение в личном и профессиональном общении. Особенно остро хронический стресс отражается на представителях «помогающих» профессий — учителях, врачах, психологах, менеджерах по работе с клиентами. Эти категории профессионалов остро нуждаются в профилактике профессионального выгорания.

Стресс в жизни представителей «помогающих» профессий

Стресс в жизни представителей «помогающих» профессий

Высокий уровень стресса в жизни людей сегодня обусловлен целым рядом причин. Первая из них — проживание в крупных городах. Необходимость ежедневно сталкиваться с большим количеством людей оказывает отрицательное воздействие на нервную систему. Вторая причина — работа в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, часто порождающей конфликтные отношения в коллективе.

Развитию хронического стресса способствует и невозможность полноценного отдыха. Часто рабочий день не заканчивается вечером — многие люди вынуждены тратить по несколько часов на дорогу домой, работу по дому, посещение курсов или спортивных занятий. Некоторые не упускают возможность и для дополнительного заработка. В итоге времени на сон остается совсем мало, и постепенно накапливается усталость.

Многие наверняка сталкивались с нервными и агрессивными учителями, равнодушными и невнимательными врачами и другими представителями «помогающих» профессий, подверженных эмоциональному выгоранию. Ежедневное общение с большим количеством людей часто приводит к хроническому стрессу, нервным срывам и психическим расстройствам. Поэтому представителям «помогающих» профессий необходима профилактика профессионального выгорания.

Факторы стресса и причины выгорания у представителей «помогающих» профессий

Факторы стресса и причины выгорания у представителей «помогающих» профессий

Основные факторы стресса представителей коммуникативных профессий включают в себя необходимость контролировать свои эмоции при общении с клиентами, учениками и пациентами, и при этом соответствовать корпоративным стандартам коммуникации. Часто «между двух огней» находятся учителя — с одной стороны поведение ученика может вызывать раздражение, с другой стороны — учитель находится под давлением родителей и руководства школы. Кроме того, его работа часто связана с необходимостью работы с бумагами и выполнением требований государственных образовательных организаций. В результате времени на творческий и индивидуальный подход к каждому ученику практически не остается.

Факторы стресса представителей «помогающих» профессий включают в себя и необходимость постоянного подтверждения профессиональной квалификации. Чем старше по возрасту работник, тем сложнее ему ориентироваться в новых методиках и профессиональных подходах. Особенно тяжело приходится работникам, склонным к перфекционизму и стремящимся к недостижимому идеалу.

Но главным среди факторов стресса остается необходимость эмоционального взаимодействия с клиентом. От представителей «помогающих» профессий часто требуется проявлять сочувствие, эмпатию и сохранять спокойствие при работе со «сложным» учеником или пациентом. Ежедневно приходится работать с самыми разными людьми. Некоторые из них могут быть достаточно несдержанны и даже агрессивны по причине собственных внутренних конфликтов. И каждый из них может проявить недовольство работой сотрудника, что вызовет проблемы с руководством.

Лучшим способом борьбы с профессиональным выгоранием является соблюдение режима дня и возможность общаться с коллегами и обсуждать волнующие вопросы. Для этих целей психологи и психотерапевты имеют собственных супервизоров — специалистов, которые работают с их проблемами и препятствуют развитию психических расстройств. Но у других специалистов супервизоров нет, хотя им также необходима профилактика эмоционального выгорания.

«Помогающие» профессии и профилактика стресса

Эмоциональное перенапряжение, утрата интереса к работе, безразличие к потребностям клиента — все это является самыми распространенными симптомами эмоционального выгорания. В некоторых случаях специалиста не спасает даже отпуск, поскольку после двух недель отдыха все повторяется. Поэтому необходимо расслабляться и уделять время отдыху не два раза в год, а ежедневно.

Профессиональная деятельность является важной частью жизни человека, но она не должна полностью овладевать всеми ее сферами. Для переключения внимания существуют полезные методы релаксации. Но самое главное для представителя «помогающей» профессии, как и любой другой — здоровый образ жизни и соблюдение режима дня.

Помощь другим, безусловно, важна. Но еще важнее — уметь помочь самому себе, чтобы не допускать нервных срывов и более продуктивно общаться с другими людьми. Психическое здоровье специалиста так же важно, как и физическое, поскольку его благополучие зависит от хорошего состояния нервной системы. Кроме того, ему необходимо вовлекаться не только в решение собственных проблем, но и учить школьников и студентов, лечить пациентов, продавать товары и услуги.

Эмоциональное выгорание — это не только потеря интереса к профессии и безразличие к нуждам клиентов, но и сокращение времени сна, ограничение или прекращение социальных контактов из-за отсутствия времени. Хроническое и запущенное выгорание может привести к выпадению не только из жизни, но и из профессии. В конечном итоге, оно может привести к полному прекращению трудовой деятельности, поскольку выгоревший сотрудник не интересуется профессиональной деятельностью и постепенно теряет квалификацию.

Представители «помогающих» профессий нуждаются в профессиональной психологической и психотерапевтической помощи, коррекции режима дня и освоении методик релаксации. Поэтому супервизия необходима не только психологам и психотерапевтам, но и врачам общей практики, операторам call-центров и телефонов доверия, школьным учителям и менеджерам по работе с клиентами.

Определяющим фактором для оздоровления морального климата в обществе является душевное здоровье людей — детей, взрослых и пожилых. Психическое здоровье требует не менее пристального внимания, чем физическое, поскольку от него зависит не только профессиональный успех, но и личная продуктивность сотрудника, и его физическое здоровье.

Использованы фотоматериалы Shutterstock