Детский фридайвинг: честность, внимание и подводные игры

Дети мать и дитя, дети, выбор редакции
shutterstock.com

Помимо обучения плаванию в последние годы можно найти также курсы фридайвинга для детей, как в бассейнах, так и в пресных и соленых водоемах. Что предлагают ребенку подобные занятия, чем они специфичны, регулируются ли правилами и нормативами и что ожидать от этих курсов? Инструкторы по детскому фридайвингу рассказывают о процессе тренировок, пользе и ограничениях, а также о правилах поведения детей и родителей, необходимых как для освоения искусства ныряния, так и для сохранения здоровья.

Искусство обучать детей

Петрушина.jpgНа наши вопросы сегодня отвечает Елена Петрушина, тренер, мастер-инструктор AIDA, педагог.

— Елена, есть ли какие-то внешние или внутренние условия, ограничения для занятий детей фридайвингом?

— Если ребенок умеет держаться на воде, и у него нет противопоказаний по здоровью, его можно обучать нырять. При этом важно его собственное желание или хотя бы согласие заниматься. Начинать обучение можно как в бассейне, так и на море. Правда, нужно, чтобы вода была достаточно прозрачная и теплая (23°С или выше).

Как правило, если ребенку не рекомендуется нырять на задержке дыхания, то родители уже в курсе ограничений и не приводят его на занятия. Для детей к таким противопоказаниям относят острые и хронические отиты, из-за которых невозможно «продувать» уши, некоторые легочные, сердечные патологии, эпилепсию. Причем игры в воде, с которых начинаются занятия, не вредят детям даже при таких болезнях (за исключением острых форм), но ребенку нужно уделять больше внимания.

— А какими качествами должен обладать хороший детский инструктор по фридайвингу?

— Помимо знаний и квалификации, важны терпимость и понимание тренера. Нужно уметь объяснять одно и то же по-разному, уметь добиваться послушания без угроз. Часто тренеру приходится дожидаться, пока ребенок поймет задание и подготовится к его выполнению, или наоборот — сохранять спокойствие, когда дети наперебой ныряют, как придется, не дождавшись инструкций. Важно заслужить доверие учеников, чтобы дети не стеснялись сказать, что они чего-то не поняли или сообщить о дискомфорте и страхе. Для этого инструктору нужно быть честным: признавать, что в воде может быть страшно, что нырять может быть трудно, что посторонние взгляды могут смущать.

— С какого возраста можно начинать обучать детей фридайвингу?

— Международная ассоциация развития фридайвинга AIDA рекомендует обучать фридайвингу детей от 6 лет. Но иногда родители обманывают и приводят на курс младших детей, поэтому самой младшей моей студентке было четыре с половиной года. Эта девочка уже умела плавать и нырять, и сама хотела научиться продувать уши: «могу нырять глубже, но ушки болят». Конечно, обучить ребенка с таким запросом следует. Но именно опыт работы с детьми 4-5 лет показал, что важно соблюдать возрастные ограничения. Дело в том, что младшие дети могут освоить навыки, но применять их после курса очень долго забывают. Такая ситуация не является безопасной.

Детей младшего возраста имеет смысл обучать плавать и подныривать на малой глубине. У них важно сформировать уверенность в своих силах и знание о безопасном и опасном поведении в воде.

— А с чего начинаются курсы для детей 6 лет?

— С «лекции по теории». А вообще, можно начинать по-разному — зависит от многих факторов. Можно начать с занятия по статике — прочувствовать задержку дыхания. Но вообще-то детям это скучно, они любят нырять, особенно те, кто уже чуть-чуть умеет. Поэтому часто лучше начинать с занятия на глубине. Тогда придется сразу учиться продуваться.

Детский фридайвинг в цифрах

Детский фридайвинг в цифрах

— Елена, учатся ли дети надолго задерживать дыхание и глубоко нырять?

— Они ныряют «глубоко» и «долго» для ребенка. Детский фридайвинг — «несерьезный». Ни глубины, ни длительности задержки у детей не являются спортивными. Есть дети (обычно живущие на море), которые ныряют под два десятка метров к подростковому возрасту. Я думаю, не нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка были большие достижения. Следует стремиться к тому, чтобы дети ныряли безопасно и сохраняли стабильный интерес к тренировкам — тогда естественным образом появится и здоровый прогресс.

Несмотря на то, что фридайвинг — это «свободное погружение», свобода для детей в данном спорте строго регламентирована. Есть четкие ограничения по глубине погружения и времени задержки дыхания, к которым можно стремиться, но не превышать. Разработкой методик обучения занимаются несколько сертифицированных организаций, например, AIDA, PADI, CMAS, Apnea Academy. По рекомендациям AIDA, Международной организации по развитию апноэ, для детей установлены следующие ограничения:

максимальная глубина:

  • дети 6-8 лет — возраст, разделенный на 4;
  • 8-10 лет — возраст/2;
  • 10-14 лет — возраст/2 + 2 м;
  • 14-16 лет количество лет=метрам;

максимальное время апноэ:

  • 8-10 лет — до 30 секунд;
  • 11-13 лет — до 60 секунд;
  • 14-15 лет — до 2 минут.

При этом нормативы по задержке дыхания приводятся не для тренировок, а для оценки игровых ситуаций, в которых дети могут задерживать дыхание при плавании и нырянии. Полноценные тренировки апноэ в детском возрасте не предусмотрены.

Для подводного плавания на задержке дыхания также предусмотрены рекомендации по максимальной дистанции для игр. В зависимости от возраста предполагают следующее количество метров:

  • 8-10 лет — не более 20 м;
  • 11-13 лет — не более 30 м;
  • 14-15 лет — до 40 м.

Правила терпения, честности и продувки ушей

Правила терпения, честности и продувки ушей

— Приводят ли на курсы детей с боязнью воды? Что делает инструктор в таком случае?

— Маловероятно, что ребенка с боязнью воды приведут на курс фридайвинга. Вообще-то я и не соглашусь. С ним нужно позаниматься плаванием и нырянием, помочь привыкнуть к воде, об этом и просят иногда родители. Но вообще-то чаще просто оставляют детей в покое и ждут, пока ребенок освоится — так медленно, как у него получится. Я поддерживаю такой подход.

— Есть ли рекомендации для родителей маленьких фридайверов: как им вести себя в процессе обучения и после?

— Важно верить во все чувства ребенка и самому не врать: о том, что в воде не страшно, о том, что все легко получается. Важно уметь ждать, не только пока у ребенка получится, но и пока он решается попробовать. Важно не давить на ребенка и не ожидать от него слишком многого. А после обучения важно напоминать выполнить навыки, особенно продувку — они забывают.

— Что дают детям занятия фридайвингом?

— Да всем разное, наверное. Но, в общем, в детях становится заметно больше уверенности, спокойствия. Ныряние как физическая нагрузка хороша, это и весело, и красиво.

Комментарий эксперта

Зоя Головня, инструктор по фридайвингу

Детей, обучающихся фридайвингу, я бы разделила в зависимости от навыков, с которыми они к нам пришли:

не знакомы с водой: боятся попадания в глаза, уши и так далее, никогда не погружались с головой. Эту категорию в первую очередь нужно адаптировать к воде. Неважно, 6 месяцев ребенку или 6 лет. Для таких детей основное в занятиях — игра, вовлечение, прививание позитивного и радостного отношения к воде, развитие ощущения чувства воды;
адаптированы к воде: умеют плавать и/или нырять (умение нырять не всегда означает умение плавать). Здесь работа над техникой плавания — 80%, а элементы упражнений с нырянием — это в радость, в качестве игры.

Что касается именно фридайвинга как отдельной спортивной дисциплины: целенаправленно проводить обучающий курс можно для детей с 6 лет. В Федерации фридайвинга, инструктором которой я являюсь, есть программа детского курса. В рамках него мы учим детей:

  • основам техники безопасности;
  • пониманию физиологии своего тела (на доступном детям языке);
  • навыкам продувки (выравнивания давления под водой);
  • технике подготовительного и восстановительного дыхания;
  • физическим упражнениям на суше.

В процессе обучения используются игры, различные игровые снаряды. Если дело происходит на море — мы ныряем с буйка, «по-взрослому».

Самое сложное — это унять, хотя бы на время, природную живость и детскую тягу к движению, суете. Научить детей расслабляться (хотя и со взрослыми бывает та же проблема).

Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

И вот, курс фридайвинга закончен и дальше начинаются «трудовые будни». Для детей, которые не мыслят себе жизни без воды, основных направлений несколько: секция плавания, скоростного плавания под водой, синхронное плавание. В любом случае, навыки фридайвера им однозначно пригодятся в жизни. И если будет интерес в более взрослом возрасте (с 16 лет с разрешения родителей) заниматься фридайвингом в спортивных целях — у них будет уже хорошая база.

Во всем этом обучении один из важнейших факторов — это поведение, реакции, поддержка и собственный пример родителей. Через собственный позитивный настрой они транслируют ребенку отношение к воде, к жизни и миру вокруг. А дети, в свою очередь, учат нас.

Комментарии СвернутьРазвернуть
ava1
Гость
+ =
Записаться на прием
Для получения квалифицированной помощи
Вы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу