Как правильно обьяснить детям правила поведения с незнакомыми людьми

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

К сожалению, маленькие дети нередко попадают в опасные ситуации. Происходит это потому, что они не понимают, что такое «хорошо» и «плохо», не отличают понятия «незнакомцы» и «знакомые люди». В большинстве случаев человек, назвавший ребёнка по имени, сразу же попадает в категорию знакомых людей. Чтобы защитить своих малышей, родители должны с раннего возраста прививать им навыки безопасного поведения за пределами дома. Как же научить детей распознавать угрозу и вести себя в такой ситуации?

Почему дети доверяют незнакомым людям?

Родители ежедневно объясняют детям дошкольного и школьного возраста о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, брать у них подарки, угощения и тем более идти к ним домой или садиться в машину. Однако одновременно с этим мамы и папы приучают своих малышей слушаться взрослых, быть отзывчивыми и добрыми. А так как дети еще и очень любопытные, не умеют отличать опасную ситуацию от безопасной, они часто попадают в беду.

Большинство ребят в возрасте до 10-12 лет представляют себе опасность в виде злого мужчины отталкивающей, бандитской внешности. На самом деле, это могут быть самые обычные люди — добрые, улыбчивые, хорошо одетые, приятной наружности. Они обращаются к малышам с каким-либо предложением или просьбой, а те в силу своего воспитания или любознательности не могут отказать.

Кроме того, дети дошкольного возраста и учащиеся младших классов не понимают, зачем их кому-то обижать. Поэтому легко идут на контакт с незнакомцем. В этом случае детворе нужно объяснять, что существуют плохие люди, маньяки, которые уведут их и больше никогда не вернут родителям. Вдаваться в подробности преступлений не стоит.

Правила поведения с незнакомцами для детей дошкольного возраста

Правила поведения с незнакомцами для детей дошкольного возраста

Самое главное, что родители должны донести до ребёнка: он не должен ни при каких обстоятельствах никуда и никогда уходить с незнакомыми людьми. Даже если это сосед, милиционер, маленький мальчик (девочка) или человек, который знает его имя, фамилию. Он должен для себя уяснить, что злоумышленника невозможно определить по внешности и плохие люди бывают разными: молодыми и пожилыми, мужчинами и женщинами, богатыми и бедными.

Дошкольный возраст — это период, когда дети очень доверчивы, с удовольствием отзываются на просьбу о помощи со стороны старших. Поэтому им следует объяснить, что взрослый человек не обратится за помощью к ребёнку, он пойдет к другому взрослому. Если возникнет такая ситуация, нужно сразу же уходить, с незнакомцем не стоит даже разговаривать.

Что еще должны делать родители, чтобы дети дошкольного возраста приобрели навыки безопасного поведения вне дома:

  • Уточнять, что значит знакомый и незнакомый человек.

Объяснять, что незнакомец — тот, кого не знает ребёнок или же его родители. Он должен понимать, что люди, называющие его по имени или фамилии, озвучивающие имена родителей, не могут сразу попасть в категорию знакомых. Также важно уточнять, что соседи и дальние родственники тоже относятся к незнакомцам и ходить к ним без разрешения родителей строго запрещено.

  • Формировать у детей понимание того, что незнакомцам не дозволено их трогать, усаживать на колени, заигрывать с ними и даже разговаривать.

Присутствуя при такой ситуации, родители должны говорить чужому человеку о том, что запрещают ему общаться с ребёнком. Однако мамы и папы сами нередко вступают в диалог с посторонними людьми. Чтобы у малыша не возникло недопонимания, нужно ему объяснить, что родителям при необходимости можно общаться с незнакомцами, но только потому, что они сами взрослые и ведут себя очень осторожно.

Принципы поведения с незнакомыми людьми для детей школьного возраста

Какие навыки безопасного поведения на улице необходимо привить детям школьного возраста:

  1. Сформировать так называемый «круг доверия»: перечислить 2-3 хорошо знакомых ребёнку ближайших родственников или друзей, которые будут забирать его из школы в случае, когда у родителей не получится это сделать.
  2. Внести в телефонную книгу номера этих людей, чтобы ребёнок смог им позвонить при возникновении небезопасной ситуации.
  3. Объяснить малышу, что ни в коем случае не пришлете за ним в школу чужого человека. Если незнакомец (незнакомка) встречает его около учебного заведения, ребёнок должен сразу позвонить родителям, людям из «круга доверия» либо вернуться в школу и обратиться к учителю, охраннику.
  4. Не давать детям в школу дорогие гаджеты, в которые он может играть по дороге домой и потому терять бдительность.
  5. По возможности купить ребёнку смарт-часы с GPS-датчиком и установить на них зону передвижения. Так он сможет в экстренной ситуации нажать кнопку SOS, а родители — контролировать его местонахождение.

Почему правила работают не всегда?

Почему правила работают не всегда?

Правила поведения могут не работать потому, что дети дошкольного возраста и учащиеся младших классов все слушают, понимают, запоминают, а на практике теряются. Поэтому важно постоянно отрабатывать с ними навыки безопасного поведения. Находясь с ребёнком на улице, родители должны спрашивать у него, каких людей он считает подозрительными, а каких — нет. Также важно напоминать детям о том, то внешность обманчива, и учить говорить незнакомцам такую фразу: «Я не знаю вас, потому не буду с вами разговаривать». Ребёнок также должен знать, что адекватный, разумный человек поймет это, не обидится и не будет настаивать на дальнейшем общении. А вот человек, представляющий опасность, может давить на жалость, ругаться и продолжать вести диалог.

Как не запугать ребёнка?

Обучая ребёнка правилам поведения с незнакомыми людьми, важно не запугать его последствиями возможного преступления. Дошкольный и школьный возраст — это время, когда дети очень впечатлительны. Для них самый большой страх — больше никогда не увидеть маму. Этого предостережения достаточно, чтобы они сохраняли бдительность и не общались с незнакомцами. А вот подробное описание преступлений приведет к появлению ночных кошмаров. Подросткам следует рассказать о существовании маньяков и педофилов, испытывающих нездоровое влечение к детям, которых сажают за это в тюрьму. Им необходимо объяснить, что любые попытки потрогать ребёнка или что-нибудь ему показать уже преследуются законом и с такими людьми общаться нельзя.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 11.07.2019 22:11, обновлено 17.04.2020 18:08
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Семейные отношения и их воспитательное значение / Острогорский А. Н. // Семейное воспитание: хрестоматия 2001
Дошкольная педагогика / Ядэшко В.И., Сохин Ф.А., Ильина Т.А. // М.: Просвещение 1986
Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Доронова Т.Н., Якобсон С., Соловьева Е. // М.: Просвещение 2003
Истоки: Базисная программа развития ребенка – дошкольника / Под ред. Л.А. Парамонова // М.: Карапуз 2001

Читайте также

Почему дети не хотят гулять на улице?
Как вести себя родителям, если ребенок не хочет идти играть на улицу? Почему с бабушкой и дедушкой гулять всегда веселее?
Можно ли обманывать детей?
Почему дети практически всегда чувствуют, когда их обманывают? Когда и почему ребенок сам начинает лукавить взрослым?
Единственные дети в семье: что говорит наука?
Избалованные, эгоистичные и инфантильные: ученые против мифов о единственном ребенке в семье.
От Степки-растрепки до Гарри Поттера: ребенок в детских книжках
Детские книжки как отражение мира ребенка: от поучений и ужасов до чувств и фантастики.
Дети и интернет: опасности и памятка для родителей
Интернет для детей – это источник не только виртуальных развлечений, но и вполне реальных опасностей.
Особенности выбора подарков в зависимости от возраста детей
Подарок для детей должен быть не только полезным, но и принести радость самому виновнику торжества.