Мы все разные: как говорить с ребенком о толерантности

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

«Я длинный, я толстый, я коротышка, а я темнокожий»… Эта песня — часть программы воспитания детей США в духе толерантности ко всем окружающим людям, отличающимся между собой. Нужны ли такие программы нашим детям, ведь, казалось бы, у нас различия в обществе выражены не так ярко? Что такое — толерантность в период счастливого детства, почему в других странах придают ей такое значение?

Откуда берется нетерпимость у малышей, что означает толерантность для детского возраста и что делать, если ребёнок ведет себя некорректно или сам становится жертвой насмешек, агрессии по причине внешних или поведенческих отличий, рассказывает MedAboutMe.

Детские предубеждения: пол, возраст, национальность, цвет кожи и многое другое

Детские предубеждения: пол, возраст, национальность, цвет кожи и многое другое

Как ни удивительно это слышать, но дети формируют свои собственные предубеждения в довольно раннем возрасте. Исследование доктора Филлис Кац доказало, что уже полугодовалые дети способны различать пол и расовую принадлежность. А более трети трехлетних малышей, живущих в многонациональном социуме, ассоциируют свою расу с положительными качествами и выражают явные предпочтения. Изучают выбор малышей с помощью картинок детей с различной внешностью и вопросов: «Кто из этих детей получил приз, как самый умный?», «Какой ребёнок пролил краску на пол?» и т. п.

От таких детских убеждений трудно избавиться. Тем более, что и взрослые, даже самые терпимые и честные, могут иметь неосознанные предубеждения и транслировать их ребёнку. Доктор философии Дэвид Дэстено изучал изменения в предубеждениях у взрослого населения в процессе нарастания таких эмоций, как раздражение и гнев.

Именно эта реакция ответственна за шовинистические высказывания в процессе спора, конфликтов, даже во время вождения автомобиля и стояния в пробках на дороге: количество снисхождения к своему полу, национальности, социальной принадлежности растет, также, как и увеличивается негативное отношение к людям, отличным от нас по каким-либо показателям.

Эти предубеждения впитываются детьми, причем не только на вербальном уровне. Если при встрече с группой людей другой национальности родитель берет ребёнка за руку, старается обойти стороной, это тоже посылает свои сигналы.

Предпочтения своего вида — естественный природный инстинкт. Но выражение предубеждений не лучшим образом влияет на адаптацию детей в обществе, и ранний возраст оптимален для коррекции подобных отклонений в формировании образа мышления.

Воспитание толерантности в детях

Воспитание толерантности в детях

Для начала стоит определиться с термином. Толерантность нередко воспринимают как необходимость терпеть что-либо негативное, исходящее от непохожих на нас субъектов, будь то национальность, религия, физические или психические особенности развития и так далее.

Однако базис толерантности — право каждого на индивидуальность, личностные отличия. Для того, чтобы легко и гармонично функционировать в обществе, ребёнку нужно окружение, которое будет воспринимать его со всеми особенностями и характеристиками. Это двусторонний процесс, и значит, ребёнок также без предубеждений должен относиться и к окружающим.

Толерантность — особенность мировоззрения, активная социальная позиция, позволяющая человеку общаться и взаимодействовать со всеми людьми, а значит, ему становится легче жить в социуме. И это качество действительно стоит развивать.

Один из примеров, используемых педагогами для детей-дошкольников, построен на использовании фруктов для разъяснения смысла равноценного отношения ко всем.

Группе детей предлагают «исследовать» лимоны: подбрасывать, нюхать, катать по полу, кусать… Потом педагог собирает все фрукты в коробку и предлагает детям узнать свой. Как ни удивительно, это вполне возможно, и малыши успешно распознают свои помятые, покусанные цитрусы с отколупанной коркой. Ведь внешне они выглядят разными.

После этого лимоны очищаются от корки, и оказывается, что внутри они — все одинаковые. Также, как и все мы внутри — люди, homo sapiens, неважно, какого цвета, образа жизни, пола или типа мышления.

Что делать, если ребёнок или его окружение ведут себя нетерпимо?

Что делать, если ребёнок или его окружение ведут себя нетерпимо?

Программы дошкольного воспитания и темы по развитию толерантности, включаемые в уроки курса самопознания или внеурочные занятия в школах, помогают детям узнавать о различных культурах и обычаях, понимать суть человеческих ценностей и осознавать необходимость терпимого отношения друг к другу. Но это стратегические основы воспитания, а что делать родителям, которые у себя дома слышат от ребёнка негативные высказывания, основанные только на половой или, например, национальной принадлежности детей из группы детского сада или сталкиваются с буллингом (преследованием) ребёнка в классе?

Развиваем толерантное отношение в ребёнке

  • Поднимайте тему различий самостоятельно. Путь каждого человека, и маленького в том числе, уникален. Укажите отличия своего малыша от других: он может быть ниже, носить очки и отлично играть в футбол. Спросите, какие отличия он замечает в других детях, и обсудите тот факт, что некоторые люди считают эти отличия чем-то странным, страшным или неприятным, но в вашей семье такое не приемлемо.
  • Приводите интересные примеры: Альберт Эйнштейн, как известно, ужасно учился и плохо себя вел. А Джастина Тимберлейка высмеивали за то, что в футбол он играть не умел, и был совсем не спортивным, физически слабым мальчиком, увлеченным музыкой. Ну а у известного оратора, писателя, певца, миллионера и отца двоих детей Николаса Вуйчича от рождения фактически нет ни рук, ни ног. Ты хотел бы дружить с такими людьми? А если встретил бы их в школе, пока они не стали известны?
  • Выявляйте примеры нетерпимости в фильмах или в каких-то ситуациях, используйте их в качестве обучающих моментов, тем для обсуждений, что хорошо и что плохо, и какими бы вы хотели видеть своих детей. В случае такого поведения со стороны своего ребёнка сразу пресекайте и объясняйте, почему это плохо не только для других, но и для него самого.
  • Демонстрируйте открытое отношение к другим культурным ценностям: посетите Этнопарк в Подмосковье, музеи других культур, остановитесь у мечети, чтобы рассмотреть мозаику, читайте книги, в которых описаны семьи, не похожие на ваши. Блюда национальных кухонь, различные традиции встречи Нового года, изучение других языков открывают ребёнку мир возможностей создания новых предпочтений, не ограничиваясь уже существующими.
  • Отмечайте особенности, праздники, вспоминайте традиции своей культуры. Рассказывайте детям об истории своей семьи. Специалисты сходятся во мнении, что ребёнок, ценящий свои особенности и отличия, имеет меньше причин для ненависти и негатива к окружающим.

Что делать, если ребёнок становится жертвой?

  • Убедитесь в физической безопасности ребёнка. Если такой уверенности нет, свяжитесь с ответственным взрослым или уполномоченным специалистом: педагогом, руководством заведения, отделением полиции. Если ребёнок пока вне опасности, но переживает за вероятное развитие событий, поощряйте его не закрываться, а говорить о чувствах и ощущениях.
  • Усиливайте и укрепляйте убеждение ребёнка, что то, что произошло, было неправильно, и это ни в коем случае не его вина.
  • Подготовьте ребёнка для будущих ситуаций, разучите ответ на обзывательства, например: «Не называй меня так, это не мое имя!». Если это не помогает — обращайтесь к педагогу, взрослому, регулирующему отношения в группе и добивайтесь признания проблемы.

Мы живем в очень разнообразном обществе. Вакуум нравственно-культурных ценностей, образовавшихся в 80-90 года, только начинает заполняться. И то, насколько комфортно и безопасно будет жить завтра, зависит от того, как мы растим наших детей сегодня.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 01.03.2017 12:07, обновлено 17.04.2020 18:56
Рейтинг статьи:
4,4

Читайте также

Воспитание детей: правила хорошего тона
Личный пример в соблюдении правил хорошего тона – основной принцип воспитания в детях привычек культурного поведения.
День толерантности
Этот День необходим человечеству, и следует отмечать его, чтоб толерантность, плюрализм, уважение к чужому мнению ценились обществом.
7 способов научить детей доброте
Мечтаете вырастить ребенка отзывчивым к чужой беде, внимательным к людям? Помогут простые советы от популярного медицинского портала MedAboutMe.