Психология рекламы

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Психология рекламы, использующая знания о человеческих эмоциях и разуме, стала средством манипулирования. Производители товаров и услуг посредством рекламы управляют поведением тех, без кого производство товара теряет всякий смысл и перестает приносить прибыль — поведением потребителей. Раньше товар рекламировался просто и безыскусно — например, у входа в магазинчик или кабак стоял зазывала, и цветисто описывал прохожим прелести и соблазны, которые ждут их вот за этой дверью. Теперь все происходит значительно тоньше и незаметнее.

Психология рекламы выросла на исследованиях тех ученых, которые и думать не могли, как будут применяться на практике их открытия. Но современная реклама немыслима без знания психологии, и только понимание методов воздействия может уберечь вас от ее ловушек. И, в конечном итоге, от совершения нерациональных действий — будь то покупка чрезмерно дорогого пылесоса или голосование за нечистого на руку кандидата в градоначальники.

Цель рекламы

Главная цель любой рекламной кампании — убедить потребителя совершить то или иное действие. В лучшем случае это подтолкнет вас к выбору одного товара из нескольких равных по качеству и цене. В худшем — вас убедят расстаться с деньгами ради приобретения чего-то совершенно не нужного или даже вредного. Главное, чтобы вы выполнили действия, выгодные не вам лично, а продавцу или производителю.

Это становится возможным, если у аудитории рекламного обращения будет отключено или отвлечено критическое осмысление предлагаемой информации. В периоды, когда критическое восприятие отключено, человек склонен поверить в самые невероятные вещи, выполнить предложенные действия, не раздумывая.

Таким образом, цель рекламы — отключить критическое восприятие и правильно подать нужную информацию, пока человек восприимчив.

Инструменты рекламы

Психология рекламы использует самые разные методики для достижения цели рекламного обращения. Например, человек входит в подобие легкого транса, если информация подается ему напористо и быстро, так что на обдумывание не остается времени. Мозг просто не успевает перерабатывать все воспринимаемое и становится более уязвим к внушениям. Под водопадом информации проскальзывают слова, побуждающие к действию — «Только сейчас, купи, закажи, а то опоздаешь!»

Другой способ — усыпить логику монотонным и многократным повторением на разные лады одного и того же информационного блока.

Избыток сенсорных сигналов от органов чувств также создает информационную перегрузку и мозг начинает менее критично относиться к поступающей информации. Именно поэтому в торговых центрах звучит музыка и объявления, разносятся приятные запахи, а глаза вообще подвергаются постоянной атаке цветов и образов. В результате покупатель выходит из магазина, накупив массу того, что приобретать вообще не собирался.

Очень эффективно работает обращение к подсознанию людей. Например, к внутреннему ребёнку, который скрывается в каждом взрослом. Ребёнок делает то, что ему говорят старшие, он им верит. Чтобы разбудить в вас ребёнка, реклама показывает вам картинки, ассоциативно связанные с детскими радостными воспоминаниями — добрую бабушку, патриархальный уклад жизни, детский праздник. Почувствовав себя счастливым ребёнком, взрослый становится доверчивым и послушным. И легко соглашается с доброй и благообразной рекламной бабушкой, говорящей, что именно это молоко или моющее средство самое лучшее.

Еще один способ усыпить бдительность критического мышления — показать картины расслабленности, блаженства, неги. Психология человека такова, что мозг словно повторяет то, что видит, входя в соответствующее состояние. Безмятежный отдых на прекрасном берегу, наслаждение пенной ванной или смакование вкусного продукта оказывает на мозг расслабляющее и усыпляющее. Когда логика в полудреме, можно воздействовать на эмоции, связав желательное действие с желанным наслаждением.

Реклама успешно использует и такие чувства, как страх и беспокойство. Все боятся материальных трудностей, болезней, несчастных случаев, и на этом очень умело играют те, кто делает рекламу. Особенно часто метод устрашения применяется в рекламе лекарств и всевозможных БАДов:

  • Купи это лекарство от грибка, иначе твое свидание провалится из-за зуда между пальцами!
  • Заплати 2 доллара за лекарство от геморроя, или твой геморрой останется с тобой навсегда!
  • Пройди этот тренинг, иначе останешься закомплексованным неудачником, и все поезда в мире уйдут без тебя в прекрасные дали! Ты хочешь быть неудачником? Нет? Тогда прямо сейчас заплати за полный курс и больше не беспокойся.

Степень внушаемости

Считается, что около 10% людей мало подвержены внушению и плохо поддаются на манипулятивные уловки. Столько же — очень внушаемы и легко управляемы. Но основную часть составляют люди, умеренно поддающиеся манипулированию и вполне способные устоять перед уловками психотехнологий. Нужно только знать методы, которыми пользуется психология рекламы, и время от времени напоминать себе о необходимости мыслить критически.

Факты о рекламе

Читайте далее

Не только алкоголь: от чего страдает наша печень?

8 неочевидных способов погубить здоровье печени: не делайте так!

Сухость во рту

Почему пересыхает во рту: причины сухости слизистой. Болезни, симптомом которых может быть сухость в рту

7 причин запаха изо рта

С неприятным запахом изо рта сталкивается каждый второй житель планеты. Но всегда ли это лишь эстетическая проблема? Или есть повод обратиться к врачу?

Как прием лекарств влияет на состояние полости рта?

Побочные эффекты лекарств: активация бактерий, вызывающих кариес и воспаление десен.

8 причин повышенной чувствительности зубов

Почему возникает чувствительность зубов и как с ней справиться?

Красота покрова: как избежать раннего старения?

Гладкая и молодая кожа играет большую роль во внешнем облике женщины. Обеспечьте ей полноценный уход и благоприятные условия.

Антивозрастной уход за кожей: что могут бьюти-гаджеты?

Современный бьюти-гаджет — это многофункциональный прибор. Разные режимы продлевают молодость и красоту.

Правила оказания первой помощи при ожогах водой

Что делать, если произошел ожог горячей водой: как помочь себе и своему ребенку?

Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

Ребенок заболел на даче: первая помощь, детская аптечка

Нередко в период длительного пребывания летом на даче с малышом, возможны заболевания или мелкие травмы, требующие помощи.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Весенний уход за кожей лица: от очищения до увлажнения

С приходом долгожданной весны мы начинаем уделять большое внимание фигуре, волосам, коже. Существуют элементарные правила оставаться красивой и неотразимой в любое время года.

Катаракта: причины, симптомы, лечение и профилактика

Какие признаки могут указывать на развитие катаракты?

Беременность 45+: роль возраста, здоровье матери, ЭКО

Многие женщины рожают первенца в возрасте 40-45 лет, и это уже давно перестало быть удивительным явлением.

Как справиться с признаками старения кожи

Остановить процесс старения невозможно, но можно его замедлить. Как сохранить красоту и здоровье кожи?

Солнцезащитный крем: правила выбора

Как правильно выбрать крем от солнца? Что означают буквы и цифры на упаковке солнцезащитного крема? На что обращать внимание? Зачем пользоваться солнцезащитным средством?

Ошибки при использовании солнцезащитного крема

Какие солнцезащитные кремы наиболее безопасные? Чем вреден спрей от солнца, и нужно ли защищать губы? Разбираем основные ошибки при использовании солнцезащитных средств.

Чем опасно майское солнце?

Солнце необходимо для здоровья человека. Почему же в мае оно может быть опасным?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства

Откуда берутся боли в сердце и инфаркт у молодых мужчин?

Сердечно-сосудистые патологии сегодня нередки среди мужчин достаточно молодого и даже юного возраста, гипертоники есть даже в 18-20 лет.

Как сегодня лечат грыжи живота

По данным статистики, грыжи передней брюшной стенки встречаются у каждого пятого жителя нашей планеты, а значит медицина смогла на потоке отработать новейшие современные методы лечения этой патологии. Что изменилось за четверть века рассказываем в статье MedAboutMe
Опубликовано 11.02.2016 12:04, обновлено 13.12.2019 11:48
Рейтинг статьи:
4,4

Читайте также

ТОП-7 цветов для девушки
Пусть не все знают «язык цветов», но дарить и получить цветы всегда приятно. А если девушка поймет ваш намек, приятно будет вдвойне.
Учимся говорить «нет»
Отказ является естественным ответом на просьбы, выполнение которых могут доставить человеку неудобства. Говорить «нет» бывает очень полезно, однако после этого человек часто испытывает угрызения совести. В каких же случаях отрицательный ответ будет уместным, а все переживания лишними? Попробуем разобраться.
Тайм-менеджмент: как все успевать и быть счастливой

Если вы привыкли задерживаться на работе, опаздывать и делать многое в последний момент, правила тайм-менеджмента помогут вам начать контролировать свое время.

Что делать, если вас обманули?
Жертвой обмана может стать каждый. Застраховаться невозможно. Вопрос лишь в том, как не дать последствиям обмана разрушить вашу жизнь.
Цвет и психология человека
Цвет и его действие: научные обоснования психологического воздействия разных цветов. Психология цвета на практике
Шопинг как средство борьбы с депрессией
Чтобы реже грустить – нужно чаще радоваться. Удачные покупки имеют свойство радовать, особенно женщин, и способствуют поднятию настроения надолго.