Сенсомоторный интеллект: дети от рождения до года

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Дети рождаются с весьма ограниченными навыками. Но скорость их развития поражает: каждый день появляются новые умения и знания. И хотя знания и восприятие малышей отличаются от наших взрослых мыслей, их этапы развития можно увидеть. Наблюдение за грудничками — это возможность выявить, что малыш уже понимает и что он может делать. Рассказываем, как ребёнок учится владеть телом, и почему это умение — значительная часть интеллекта.

Первый этап развития: от активности в животе до 1 месяца после рождения

Первый этап развития: от активности в животе до 1 месяца после рождения

Все дети разные. Особенности темпераментов, наследственная, генетическая предрасположенность влияют на этапы индивидуального становления. Но общие принципы развития одинаковы для всех, и их знание помогает родителям и тем, кто ухаживает за ребёнком, понимать детей быстрее и лучше.

Самый первый этап развития сенсомоторного интеллекта, как ни удивительно, начинается еще в мамином животе. А заканчивается с официальным окончанием периода новорожденности, когда малышу исполняется месяц. Что младенец умеет и «думает» в это время?

На этом этапе ребёнок учится осознавать свои рефлекторные движения, управлять ими пока не получается, зато можно эмоционально реагировать. Это этап «Ух ты, как я могу!»

Развитие в этом периоде очень важно: ребёнок совершает рефлекторное движение, ощущает его, и кора его головного мозга фиксирует связь между ощущением и действием. А еще развиваются эмоции, пока базовые. Пальчики прикоснулись к щечке — это приятные ощущения и радость. Собственная ладошка шлепнула по носу — это неприятно и досадно.

В первый месяц малыш в основном занимается сосанием, это — базовая деятельность новорожденного. И она тоже помогает развитию: приходится учиться различать «сосательное» и «питательное». Грудь мамы — и сосательная, и питательная. А свои пальчики, край пеленки, пустышка — сосательные, но вот питания от них не дождаться.

Чтобы развитие не замедлялось, не практикуйте тугое пеленание как минимум в период бодрствования. Ребёнку важно учиться двигать ручками и ножками и понимать, как это происходит. Это — основа сенсомоторного (чувственно-двигательного) интеллекта.

От месяца до четырех: второй этап развития малыша

От месяца до четырех: второй этап развития малыша

На этом этапе малыш осваивает навыки приспособления и повторения наработанных сенсомоторных умений.

Навык приспособления довольно непрост для таких крох. Он помогает не просто сосать то, что попадает в рот случайно, но уже осознанно доносить до губ пальцы и даже различные вещи. Это — результат сложного координаторного акта. К концу этапа различные предметы, игрушки не просто засовываются в рот, как получится, но поворачиваются удобной стороной, чтобы эффективнее исследовать их губами и языком. А на базе исследования развивается мышление, конструирующее образ вещи, сводится воедино зрительное восприятие и сенсорное.

А еще многообразные и постоянные движения языком готовят ротовую полость к началу жевания.

Первые умения по координации и фокусированию зрения помогают лучше видеть игрушки и мамино лицо, а еще — улыбаться при узнавании. Это тоже очень непростой акт, требующий соединения глазодвигательных навыков, распознавания образов и эмоциональной реакции. Огромный шаг по сравнению с умением новорожденного!

Движения конечностей становятся менее хаотичными. Можно видеть, как малыш ищет новые ощущения и повторяет приятный опыт. Удалось дотянуться до пальчиков ноги или даже подтянуть их к лицу? Надо повторить это еще раз, и еще! Так дети не только развивают мышцы, но и формируют мысленную и тактильную карту тела, осознавая собственные границы.

В этот период также важно не ограничивать физическую активность, а еще — стимулировать зрительный контакт, чаще находиться рядом, улыбаться, трогать, гладить детей, «тетешкать».

Ребёнок с 4 до 8 месяцев: активно познаем внешнюю среду

Ребёнок с 4 до 8 месяцев: активно познаем внешнюю среду

Теперь малыш помнит не только лица родных, но и игрушки и предметы. Дети начинают узнавать любимые игрушки и пытаются добраться до интересных вещей самостоятельно. Это — исследование внешней среды, ребёнок учится двигаться и получать впечатления по своей инициативе, а не только воспринимать предложенные взрослыми развлечения.

Чем еще интересен этот этап, кроме залезания во все ящики, шкафы, попыток стащить все с полок и открыть закрытое?

  1. Начинается формирование первых представлений об окружающем мире, и как в нем что происходит.
  2. У детей появляются первые предпочтения и привычки, связанные не только с питанием (как было раньше).
  3. Режим дня становится более стабильным. Более того, ребёнок находит успокоение в повторении ритуалов в одни и те же часы.

Мешать исследованию окружающего пространства не стоит, а вот обезопасить ребёнка необходимо. Специальные защелки на дверцах с бытовой химией, острыми предметами, накладки на плиту и розетки помогут защитить любопытного кроху от ненужных контактов.

Дети с 8 до 12: достижение цели и отделение от родителей

Дети с 8 до 12: достижение цели и отделение от родителей

Это — четвертый период развития сенсомоторного интеллекта. Родители наблюдают все больше преднамеренных действий (и их последствия). Малыш видит предмет, ставит цель «завладеть» и достигает ее или требует выдать желаемое, если оно недоступно для его роста. Четкое целеполагание и уверенность в том, что интересующий предмет должен принадлежать ребёнку немедленно, вызывают первые конфликты между желанием и возможностями.

Еще в этом возрасте дети уже осознают порядок действий (приготовления к принятию пищи, ванны, прогулке), понимают, что означает надевание шапки или полотенце в руках у родителей и умеют прогнозировать простые события по первым признакам. А еще развивается способность отделять происходящее по воле другого человека от своих действий, это первый шаг к самоидентификации, осознания себя как отдельной личности.

Сроки всех этапов указаны примерно, для ориентира в стадиях развития ребёнка. Они помогут понять малыша и помочь ему развиваться активнее и без помех. Однако если признаки нового этапа не проявляются в течение нескольких недель, то необходимо обратиться за консультацией к врачу: задержка сенсомоторного развития в первый год — симптом вероятных патологий, которые нужно срочно диагностировать и лечить.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 23.09.2018 17:04, обновлено 17.04.2020 18:26
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Причины колик у ребенка: роль питания
С младенческими коликами встречаются практически все родители, но природу их происхождения до сих пор изучают.
Ребенок плачет: самые явные причины
Если ребенок плачет: как родителям понять причину, как действовать матери, если дети не успокаиваются?
Люльки-пеленки: польза или вред для ребенка?
Для пользы ребенка: обычаи ухода за малышами в старину и у разных народов. MedAboutMe рассказывает о странных и пугающих традициях.
Уход за малышом в первые дни: советы родителям
В вопросах ухода за малышом у молодых родителей много трудностей, которые возникают в основном в первые дни и недели.
Сенсорное развитие детей в раннем возрасте
Помочь сенсорному развитию ребенка родители могут с помощью общения и несложных игр с малышом.
Вопросы врачу: прикормы, масса тела, аллергия
При обращении к педиатру родители часто задают типовые вопросы относительно развития и массы тела, питания.