Кто придумал школьную парту

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

С первого школьного дня всем знакомы атрибуты ученического быта, без которых невозможно увлекательное путешествие в страну знаний: парта, доска, дневник, портфель. Каждый предмет, помогающий одолеть тернистый путь к знаниям, имеет свою увлекательную историю. Давайте вместе с MedAboutMe узнаем, кто придумал усадить учеников не просто на скамью, а за парту, и почему школьная доска обосновалась на стене.

«Бронзовая» память

«Бронзовая» память

А вы знаете, что из всей школьной атрибутики, памятника удостоены лишь два предмета? Обычная парта и школьный портфель. Они увековечены в бронзе.

Памятник парте появился сначала в польской столице, в Варшаве, где располагается профессиональная учительская организация, установлена бронзовая копия простой школьной парты. Реальная «модель» времен 1905 года хранится в городском музее.

Скульптор с любовью воспроизвел и «разложил» на парте школярские атрибуты того времени: счеты, связку книг, тетрадь и перьевую ручку на ней.

Позже скульптурная композиция, воспроизводящая парту и стоящий на ней портфель, появилась в России в Воронежской области

«Парта» — слово, пришедшее из немецкого языка. Означает оно «раздельный», т. е. парта была придумана для того, чтобы ученику было удобно сидеть во время уроков. Причем сидели дети раздельно, по одному за партой. Прообразом парты можно считать конторку, но возле нее нужно было стоять, да и в школах она не использовалась.

А кто же придумал усадить детвору именно за парту?

Изобрел полезный предмет школьной мебели Федор Федорович Эрисман, профессор, доктор медицины. Занимаясь лечением глазных болезней, Ф.Ф. Эрисман обратил внимание на близорукость школьников, связав это явление с неудобными для школьников условиями обучения. Именно он изобрел парту с наклонной столешницей, что позволяло снизить нагрузку на глаза. Ее удобная конструкция была полезна для осанки, и позволяла детям во время занятий располагать учебники и тетради так, чтобы им было удобно сидеть, читать, писать и не портить зрение во время занятий. «Правильную» одноместную парту профессор-гигиенист изобрел в 1870, а немного позже появилась двухместная парта для учеников. Ее создатель — студент из Петербурга.

Он усовершенствовал школьную скамью:

  • сделал два места для школьников вместо одного;
  • придумал откидную крышку, чтобы ученику было легче встать во время ответа;
  • на боковых поверхностях закрепил крючки для портфелей.

С тех пор «чудесная скамья» стала непременным атрибутом школьной жизни, которую многие хорошо помнят, а тем первоклассникам, что только начинают свой путь к знаниям, ее можно показать в музее или в кино. Например, в фильме режиссера Ильи Фрэза «Первоклассница».

Комментарий эксперта
Нина Исааковна Черепанова, заслуженный учитель РФ, создатель и руководитель музея народного образования, г. Старый Оскол

Наш музей содержит более шести тысяч предметов, связанных с историей народного образования, эволюции школьной мебели и учебных принадлежностей. Экспозиция музея, говоря современным языком, интерактивна на 100%. Здесь можно увидеть проигрыватель и послушать музыку, записанную на пластинки, посмотреть диафильм и посидеть за школьной партой образца 40-х годов двадцатого века, рассмотреть фотолабораторию и посчитать на счетах.

У нас есть совершенно уникальные экземпляры. Например, похвальный лист, которым награждали учащихся к 100-летию войны 1812 года.

Важные экспонаты нашего музея — школьные парты. Их еще называли по имени конструктора Эрисмана. Надеюсь, после множества экспериментов со школьной мебелью, эта удобная мебель вернется в школьные классы.

Благодаря изобретению знаменитого русского врача, дети получили возможность сохранить зрение и не напрягать спину. Врач-окулист Федор Эрисман сконструировал важнейший предмет школьной мебели так, чтобы между текстом и глазами ребёнка было не более 40 см из-за особого наклона крышки.

Парты в нашем музее, конечно, потертые, но за ними вполне можно посидеть, чтобы представить себе, как учились бабушки и дедушки нынешних первоклассников. Не хотелось бы, чтобы все это исчезло из памяти.

«Дипломатная» мода

Интересно, что почти все названия школьных принадлежностей иностранного происхождения.

Слово «портфель» пришло из французского языка. Собственно, здесь соединились два слова в одно. В переводе с французского языка porte означает «несу», а feuilles — «листы». Сумкой для бумаг пользовались прежде чиновники и носили ее под мышкой из-за отсутствия ручек. Когда в 19 веке догадались пристроить к портфелю ручку, он сразу же стал популярным у школьников и студентов.

Изготавливали портфели из прочной кожи, чтобы сумка выдерживала все «тяготы» школярской жизни.

В первые годы советской власти портфели были из картона, оклеенного тканью (коленкор), затем в ход пошел дерматин (искусственный заменитель кожи). Дешевые материалы не выдерживали, конечно, потасовок и катания с горки, да и прочными их нельзя было назвать.

Многое менялось в школьной моде и появлялись разные варианты сумок: ранцы, рюкзаки, спортивные сумки. В конце 80-х на небосклоне школьной моды появился «дипломат». Это слово «подарил» школьным модникам английский язык. Одно из значений слова «кейс» (case) — каркасная сумка, имеющая сходство с небольшим чемоданом. «Дипломаты» считались особым шиком у мальчишек, но были и варианты для девочек. Например, белого цвета и размером поменьше.

Памятники портфелям есть в Париже, Ричмонде (США), Торонто (Канада). В Висбадене (Германия) есть целая «стайка» школьных портфелей. В России памятники школьным портфелям установлены в Нижнем Новгороде и селе Венгеровке.

«Аспидный» гаджет

«Аспидный» гаджет

Представить себе школу без черной, зеленой или коричневой школьной доски на стене просто невозможно. Именно этому атрибуту школьной жизни удалось превратиться из маленького кусочка грифельной доски в современный электронный чудо-гаджет.

200 лет назад она была совсем маленькой, размером с нынешний планшет. Этот старинный гаджет представлял собой сланцевую пластину темно-серого или черного цвета, обрамленного деревянной рамкой. «Аспид» — так называли сланец, поэтому и доска называлась «аспидной». Писать на ней можно было с помощью грифеля или алюминиевой палочки. Стереть «письмена» можно было губкой или тканью. Впервые об аспидной доске упоминается в 14 веке в трактате у Джефри Чосера. Для ведения записей в школе аспидные доски использовались вплоть до 30-х годов двадцатого века.

Первым придумал большую доску для всего класса учитель из Шотландии Джеймс Пилланс в 1814 году. Пилланс был директором школы и учителем географии. Однажды ему потребовалось нарисовать карту для демонстрации на уроке, но одной аспидной доски оказалось недостаточно, поэтому учитель сделал рисунок на нескольких досках, совместив их. Всю конструкцию Джеймс Пилланс укрепил на стене класса.

С тех пор классная доска большого размера прочно обосновалась в учебных классах.  Усовершенствованная, напичканная электроникой и прочими полезными «фишками», школьная доска все так же помогает учителям при объяснении нового материала.

Личный опыт
Анна Кайгородова, сотрудник детского образовательного центра, Германия

С большим интересом я продолжаю открывать для себя новые интересные страницы жизни в Германии. Например, музеи. Германия выступает лидером среди европейских стран в деле создания школьных музеев. Они начали возникать еще в 19 веке, а сейчас в стране насчитывается более ста музеев, рассказывающих о школьной жизни, истории школьной атрибутики, учебных предметов и всего, что связано с образованием.

Так как я имею непосредственное отношение к воспитанию детей, то мне это особенно интересно. Что мне нравится в самой идее создания школьных музеев, так это их тесное сотрудничество с учительскими ассоциациями и ведущими ВУЗами страны. Например, в школьном музее Гамбурга, я видела, что детям на самом деле интересно слушать о том, что делали на уроках их ровесники два века назад. Особенно оживлялись школьники, когда им разрешали посидеть за партой, которой больше ста лет, попробовать написать что-нибудь гусиным пером с помощью чернил или посмотреть, как проводили опыты в школьной химической лаборатории в 18 веке.

Созданию другого интерактивного музея в городе Нюрнберг способствовало сотрудничество с местным университетом и городской администрацией. Школьники не просто приходят в музей — здесь есть Исторический класс, где проводятся уроки истории, дети участвуют в проекте, рассказывающем о школьной жизни дедушек и бабушек.

Для самых маленьких посетителей музея проводятся занятия в классах, где расположено старинное оборудование и прочие предметы школьного быта. Дети рассматривают учебники, решают головоломки и отгадывают загадки. Малыши, которые были на экскурсии со мной, с интересом прослушали рассказ об уличных играх детей 1900-х годов. Затем дети попробовали играть в игры своих прадедушек и прабабушек.

Взрослые тоже с интересом рассматривают исторические документы, старинные ручки и чернильницы, тетради школьников времен кайзера Вильгельма.

Документ побед и поражений

Есть среди школьных принадлежностей одна, которую школьники либо с гордостью демонстрируют, как доказательство успешной учебы, либо прячут подальше от глаз, особенно родительских. Для «родительских» глаз, бывает, существует дополнительный вариант книги учета лишь поощрительных записей учителя и подписи родителей.

Дневник, в том виде, к которому привыкли и дети, и родители, появился благодаря английскому педагогу Рональду Кейрману. Для современных школьников — это основной документ учета достижений и поощрений, ведение которого обязательно для всех учащихся.

Прежде, до революционных событий в России, это был своего рода справочник, который назывался по-разному:

  • «спутник школы» (с большим количеством познавательной и рекламной информации);
  • «дневник для записывания уроков»;
  • «балльник»;
  • календарь для гимназистов «Товарищ» (для мальчиков была специально размещена информация о правилах игры в футбол);
  • календарь для гимназисток «Подруга» (для девушек размещались полезные сведения о комнатных растениях и подвижных играх).

Объём подобных дневников составлял 250 страниц.

Дневник времен СССР продержался практически все время существования советского государства. Из него исчезли «отвлекающие» сведения о флагах других государств, растениях и первой помощи при ушибах и порезах. Вместо этого в дневниках советских школьников появились дополнительные графы для оценок за поведение и замечаний учителей. Всем выпускникам советских школ знакомы переписки учителей и родителей в дневниках.

Не так давно появились электронные версии дневников. К ним открыт доступ всем желающим, но вряд ли это радует учащихся.

Первого сентября школьный звонок известил о начале нового учебного года во всех школах России. Для взрослых этот праздник, как воспоминание о юности, а для детей — дорога к новым открытиям и достижениям.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Красота покрова: как избежать раннего старения?

Гладкая и молодая кожа играет большую роль во внешнем облике женщины. Обеспечьте ей полноценный уход и благоприятные условия.

Антивозрастной уход за кожей: что могут бьюти-гаджеты?

Современный бьюти-гаджет — это многофункциональный прибор. Разные режимы продлевают молодость и красоту.

Правила оказания первой помощи при ожогах водой

Что делать, если произошел ожог горячей водой: как помочь себе и своему ребенку?

Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

Ребенок заболел на даче: первая помощь, детская аптечка

Нередко в период длительного пребывания летом на даче с малышом, возможны заболевания или мелкие травмы, требующие помощи.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Весенний уход за кожей лица: от очищения до увлажнения

С приходом долгожданной весны мы начинаем уделять большое внимание фигуре, волосам, коже. Существуют элементарные правила оставаться красивой и неотразимой в любое время года.

Катаракта: причины, симптомы, лечение и профилактика

Какие признаки могут указывать на развитие катаракты?

Беременность 45+: роль возраста, здоровье матери, ЭКО

Многие женщины рожают первенца в возрасте 40-45 лет, и это уже давно перестало быть удивительным явлением.

Как справиться с признаками старения кожи

Остановить процесс старения невозможно, но можно его замедлить. Как сохранить красоту и здоровье кожи?

Солнцезащитный крем: правила выбора

Как правильно выбрать крем от солнца? Что означают буквы и цифры на упаковке солнцезащитного крема? На что обращать внимание? Зачем пользоваться солнцезащитным средством?

Ошибки при использовании солнцезащитного крема

Какие солнцезащитные кремы наиболее безопасные? Чем вреден спрей от солнца, и нужно ли защищать губы? Разбираем основные ошибки при использовании солнцезащитных средств.

Чем опасно майское солнце?

Солнце необходимо для здоровья человека. Почему же в мае оно может быть опасным?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства

Откуда берутся боли в сердце и инфаркт у молодых мужчин?

Сердечно-сосудистые патологии сегодня нередки среди мужчин достаточно молодого и даже юного возраста, гипертоники есть даже в 18-20 лет.

Как сегодня лечат грыжи живота

По данным статистики, грыжи передней брюшной стенки встречаются у каждого пятого жителя нашей планеты, а значит медицина смогла на потоке отработать новейшие современные методы лечения этой патологии. Что изменилось за четверть века рассказываем в статье MedAboutMe
Опубликовано 04.09.2018 07:27, обновлено 17.04.2020 18:27
Рейтинг статьи:
4,0

Читайте также

Развитие связной речи ребенка до школы: советы родителям от логопеда
Ребенок должен научиться говорить связными предложениями до школы. О критериях и правилах развития связной речи мы расскажем в нашей статье.
Как школьнику полюбить уроки английского языка?
Какие методы обучения помогут школьнику полюбить уроки английского языка?
6 полезных гаджетов для мотивации школьников
6 полезных устройств для школьников и их родителей, чтобы учиться и учить было легче.
Как подготовить детей к школе?
Дети идут в школу. Как собрать все необходимое для учебного процесса?
Самооценка ребенка и оценки в школе
Школьное обучение сейчас является центральной частью жизни ребенка. Но хорошие оценки – не главное в этой жизни, родители должны понимать это.
5 письменных упражнений на координацию для ребенка-школьника
Для самых отработки самых сложных навыков ребенку могут помочь очень простые упражнения. Ими можно заниматься дома в любое время.