Преимущества и недостатки методик раннего развития детей

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Маленькие дети способны развивать в себе невероятные таланты. Самое главное — помогать им открывать в себе эти дарования и учиться выражать их. Современная педагогика предлагает массу интересных методик раннего развития. Но ведь малыши такие разные! Как сориентироваться в море информации и подобрать оптимальный вариант?

На самом деле, существует не так много действительно стоящих систем раннего развития детей. Рассмотрим несколько самых эффективных.

«Помоги мне это сделать самому» — методика Марии Монтессори для раннего развития ребёнка

«Помоги мне это сделать самому» — методика Марии Монтессори для раннего развития ребёнка

Мария Монтессори была первой женщиной в истории Италии, которая получила медицинское образование и пополнила ряды носителей ученой степени доктора наук. Она дала миру актуальную и по сей день методику, которая пользуется невероятным спросом для раскрытия потенциала детей всего мира.

Занятия проходят в особых зонах, где размещаются специальные обучающие пособия. Обучение проводится в смешанных группах, благодаря чему младшие дети имеют возможность учиться у старших, а старшие — проявлять заботу о младших. Главный принцип заключается в свободе выбора изучаемого предмета: малыши сами определяют, что изучать, исходя из собственных интересов, и постоянно занимаются саморазвитием. Педагоги при этом ненавязчиво проявляют участие и предлагают разумные правила, которые координируют весь учебный процесс.

Это действительно эффективная система, имеющая множество преимуществ:

  • Ребёнок развивается свободно и независимо. Если крохе нужно что-либо выучить, то его погружают в особые мотивирующие условия, в которых изучение предмета проходит в наиболее удобном для него ритме.
  • Каждый малыш постигает мир самым естественным путем, познавая суть вещей через совершаемые открытия.
  • Процесс обучения исключает выражение педагогом критики в сторону учеников. Учителя и воспитатели уважают индивидуальную скорость развития каждого ребёнка и не сравнивают детей между собой.
  • Во время занятий дети учатся самостоятельности и ответственности, благодаря чему рано получают навыки самообслуживания.
  • Занятия прививают уважение к свободе и границам других людей, а также способствуют адаптации к законам социума, которые запрещено пересекать.

Главный недостаток этой методики заключается в том, что при попадании в школьную среду ребёнку нужно будет приспосабливаться к новым условиям, ведь обучающий процесс в школе основан на совсем других принципах. Во-первых, школьный педагог не играет роль наблюдателя и советчика, а активно принимает участие в обучении детей. Во-вторых, школьная образовательная система не предусматривает индивидуальный подход и право выбора изучаемых предметов. Для достижения хороших результатов в школе нужно упорно трудиться и быстро осваивать предлагаемую информацию, а не изучать в свое удовольствие.

Кроме того, процесс обучения в рамках методики «Помоги мне это сделать самому» не предполагает использование детских сказок, а потому занятия не способствуют формированию у детей четких понятий о добре и зле, а креативность, фантазия и навыки коммуникации развиваются слабо.

Раннее развитие малыша: методика Гленна Домана

Раннее развитие малыша: методика Гленна Домана

Американский врач Гленн Доман разработал свою методику специально для малышей с поражениями нервной системы, однако в дальнейшем он усовершенствовал программу и адаптировал ее для обучения всех детей.

Сам основатель методики считал, что начинать заниматься развитием умственных способностей малышей следует практически сразу после их появления на свет. Таким образом обычный ребёнок вполне может стать настоящим гением, ведь его потенциал используется на 100%. Г. Доман также утверждал, что стимуляция двигательной активности непосредственно влияет на развитие мозга, и разработал специальную гимнастику для поддержания двигательного, хватательного, опорного и ползательного рефлексов.

В процессе обучения активно используются разработанные автором методики карточки, на которых изображены предметы и их названия. На занятиях малышу поочередно показывают изображения, произносят их названия и дают запомнить. Со временем задания усложняются: крохе дают карточки с более сложными композициями, где вместо коротких подписей уже фигурируют целые предложения. Контрольные работы при этом не проводятся — ребёнок сам начинает демонстрировать усвоенные знания, когда ощущает внутреннюю готовность к этому.

Можно выделить не так уж много плюсов такого обучения, зато все они значимые, ведь малыш развивается стремительно и полноценно:

  • стимулируется рост и физическое развитие ребёнка;
  • у крохи формируется фотографическая память;
  • ребёнок получает большое количество разносторонних знаний, благодаря чему растет эрудированным;
  • занятия способствуют лингвистическому развитию малыша.

Невзирая на очевидные плюсы такого обучения, нет никаких объективных доказательств того, что представленная система эффективнее прочих. Из числа основных минусов этой методики можно выделить следующие:

  • Занятия должен проводить только родитель.
  • Нельзя пропускать занятия. Всего несколько пропусков сводит на нет всю эффективность метода.
  • Ребёнок не принимает активное участие в процессе обучения, не учится слушать и читать, а просто смотрит и запоминает.
  • Оперировать усвоенными знаниями малышу будет сложно. Информации поступает много, а поэтому большую ее часть невозможно долго удерживать в памяти и использовать в дальнейшем.

Многие педагоги и нейропсихологии смотрят на эту систему раннего развития крайне скептически, считая, что развитие любого ребёнка происходит последовательно, а потому вложить в его сознание сразу большой объём знаний невозможно.

Интеллектуальное развитие детей по принципу семьи Никитиных

Интеллектуальное развитие детей по принципу семьи Никитиных

Борис и Елена Никитины успешно воспитали и вырастили своих семерых детей. Эти опытные педагоги разработали собственную систему раннего развития, основу которой составляют их лучшие профессиональные наработки. Процесс обучения строится на естественности. Важно использовать каждый день жизни с умом и пользой.

По сути, это даже не методика, а образ жизни, ключевые моменты которого лежат в следующем:

  • Переход на новый режим происходит с момента зачатия.

Родители берут на себя всю ответственность за рождение малыша и выступают за естественные роды. Врачи воспринимаются как специалисты, способные прийти на помощь в момент кризиса.

  • Процесс обучения начинается с первых месяцев жизни.

Чем раньше раскрывать задатки ребёнка, тем более умным он вырастет.

  • Обязательно делается акцент на телесное развитие.

В ход идут закаливание и физическая активность (тренажеры, подвижные игры и т. п.).

  • Воспитание предполагает исключение излишеств.

Гардероб крохи составляют только самые нужные, базовые предметы одежды. Еда, которой питается малыш, простая и сытная.

  • Обучение сопрягается с половым воспитанием.

Девочка учится вести домашние дела у матери, а сын работает с отцом. Взрослые не помогают и не подсказывают, а подают пример и терпеливо ждут, пока кроха сам поймет, что и как делать.

Обучение по этой методике способствует:

  • активному развитию у крохи таких качеств, как ответственность и самостоятельность;
  • формированию у малыша четких жизненных ориентиров;
  • развитию у ребёнка аналитических способностей и логического мышления.

Ребёнок погружается в особую обучающую среду, которая дает ему возможность развиваться в естественном ритме. Эта методика предусматривает игровую деятельность (авторские развивающие игры).

Следует отметить, что представленная система провоцирует много споров и опасений. Врачи с предосторожностью относятся к активному физическому развитию в столь раннем возрасте: во-первых, это чревато травмами, а во-вторых, при таких условиях эмоциональное развитие не успевает за интеллектуальным и физическим. Кроме того, Никитины считали, что хозяйственно-бытовой труд в жизни ребёнка намного важнее знаний, которые предоставляют образовательные учреждения, а потому его пребывание в таких заведениях нужно сводить до минимума. Многие современные исследователи утверждают, что это негативно влияет на социализацию и развитие коммуникативных навыков.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Весенний уход за кожей лица: от очищения до увлажнения

С приходом долгожданной весны мы начинаем уделять большое внимание фигуре, волосам, коже. Существуют элементарные правила оставаться красивой и неотразимой в любое время года.

Катаракта: причины, симптомы, лечение и профилактика

Какие признаки могут указывать на развитие катаракты?

Беременность 45+: роль возраста, здоровье матери, ЭКО

Многие женщины рожают первенца в возрасте 40-45 лет, и это уже давно перестало быть удивительным явлением.

Как справиться с признаками старения кожи

Остановить процесс старения невозможно, но можно его замедлить. Как сохранить красоту и здоровье кожи?

Солнцезащитный крем: правила выбора

Как правильно выбрать крем от солнца? Что означают буквы и цифры на упаковке солнцезащитного крема? На что обращать внимание? Зачем пользоваться солнцезащитным средством?

Ошибки при использовании солнцезащитного крема

Какие солнцезащитные кремы наиболее безопасные? Чем вреден спрей от солнца, и нужно ли защищать губы? Разбираем основные ошибки при использовании солнцезащитных средств.

Чем опасно майское солнце?

Солнце необходимо для здоровья человека. Почему же в мае оно может быть опасным?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства

Откуда берутся боли в сердце и инфаркт у молодых мужчин?

Сердечно-сосудистые патологии сегодня нередки среди мужчин достаточно молодого и даже юного возраста, гипертоники есть даже в 18-20 лет.

Как сегодня лечат грыжи живота

По данным статистики, грыжи передней брюшной стенки встречаются у каждого пятого жителя нашей планеты, а значит медицина смогла на потоке отработать новейшие современные методы лечения этой патологии. Что изменилось за четверть века рассказываем в статье MedAboutMe

Ирригатор: кому нужен и как выбрать?

Сомневаетесь в том, нужен ли вам ирригатор, или не знаете как подобрать качественный девайс? Статья MedAboutMe поможет разобраться.
Опубликовано 02.07.2017 17:39, обновлено 17.04.2020 18:49
Рейтинг статьи:
4,2

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Общая психология / Маклаков А.Г. 2008

Читайте также

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста
Сенсорному развитию малыша раннего возраста поспособствуют регулярные домашние занятия с ребенком, представленные в доступной игровой форме.
Что есть и пить в жару младенцам и детям раннего возраста
Нередко в жару аппетит и вкусы ребенка меняются, и для раннего возраста необходимы изменения питания, но какие? Расскажет педиатр.
Дети раннего возраста: в процессе воспитания развиваем речь
Секреты воспитания детей раннего возраста для правильного развития речи. Как? Зачем? Почему?