Уроки литературы: устарела ли школьная классика?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Уроки литературы в школах нередко становятся предметом оживленных дискуссий педагогов и психологов. Одни специалисты по развитию детей уверены, что методы преподавания литературы морально устарели уже давно и школьная программа нуждается в серьезном пересмотре. Например, они считают, что необходимо убрать из учебников произведения, непонятные современным школьникам. Сегодняшние подростки читают мало, значительно меньше, чем 20-30 лет назад. Более того, им непонятны проблемы и духовные искания персонажей старше 30 лет — Андрея Болконского или Пьера Безухова. Поэтому предлагается заменить их чем-то более увлекательным.

Особенности школьных уроков литературы

Особенности школьных уроков литературы

В отличие от тех специалистов, которые считают уроки литературы в их нынешнем виде морально устаревшими, их оппоненты убеждены, что устарела далеко не вся классика, и приводят в качестве яркого примера «Преступление и наказание» или произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина. И те, и другие признают, что большинство уроков литературы не интересны современным школьникам.

Как и другие школьные предметы, литература страдает от формального подхода к изучению. Учебник по литературе часто включает в себя устаревшие оценки и штампы, придуманные критиками более 150 лет назад, вроде «луча света в темном царстве» или «лишних людей». Нравственная проблематика некоторых произведений действительно утратила свою актуальность сегодня.  Подростки считают, что герои литературных произведений жили давно, поэтому их страдания не всегда понятны современному школьнику.

Другая проблема школьной программы по литературе — недостаточное внимание к произведениям зарубежных классиков. Несколько часов уделяется Шекспиру и Мольеру, но не затрагиваются произведения Бальзака, Диккенса или Дюма. А ведь психологические типы и характеры, описанные в их произведениях, не менее интересны, чем герои русской классики. На уроках литературы основное внимание уделяется произведениям 19 века, хотя проза и стихи 20 века уже успели стать классикой. Герои Сэлинджера или Голдинга были бы более понятны современным подросткам.

Современная литература изучается на уроках мельком. Произведения русских и зарубежных авторов могли бы дать гораздо больше пищи для размышлений, потому что их проблематика близка нынешнему поколению школьников.

Почему подросткам неинтересно читать классические произведения?

Принято считать, что художественные произведения должны научить школьника рассуждать и анализировать. Но, к сожалению, большинство учителей предлагают все тот же формальный подход к изучению литературы в силу многих причин — инерции, страх отступления от программы и попыток внести в традиционные занятия что-то новое. Им гораздо проще ориентироваться на мнения критиков, многие из которых жили так же давно, как Онегин, Печорин или Базаров.

Поэтому до сих пор школьная классика представляется чем-то мало интересным, но обязательным к прочтению. Наиболее тяжелыми для школьников представляются 4 тома «Войны и мира». Роман содержит достаточно много подробных описаний, сложносочиненных предложений и диалогов на французском языке. Многие школьники ищут легкий путь, читая краткое содержание. Но оно не позволяет оценить проблематику произведения в полной мере.

Некоторые классические произведения не утратили актуальности. Например, может быть не совсем понятно, почему «Евгения Онегина» считали «энциклопедией русской жизни», но проблема неразделенной любви понятна ученикам 7-8 класса. Но собственное мнения ученика по проблематике литературных произведений не всегда устраивает учителя, который привык ориентироваться на мнение критиков. В итоге сочинения пишутся так, как диктует учебник, и умение анализировать так и не развивается.

Классическая литература дает представление о жизни людей в определенную историческую эпоху. Поэтому ее так же необходимо изучать, как и историю. Ведь без знания о прошлом страны или мира нет и представления о будущем. Не всех героев классической литературы можно представить в современном мире, но многих.

Нужно ли убирать классику из учебников литературы?

Нужно ли убирать классику из учебников литературы?

Противники определенных методов преподавания литературы в школе убеждены, что классика морально устарела и не соответствует представлениям современного подростка о жизни. По их мнению, школьникам было бы гораздо интереснее читать фантастику, детективы или фэнтези, а произведения, которые продолжают изучаться сегодня, следует заменить развлекательной или приключенческой литературой.

Разумеется, преподавание литературы в школе имеет ряд серьезных недостатков, не позволяющих сделать занятия действительно интересными для современных школьников. Но классические произведения дают человеку представление о правильном литературном языке и культурном коде его страны. Чтение любых книг, не только тех, которые включены в школьную программу, развивает логическое мышление и способность удерживать в сознании множество сюжетных ходов и имен персонажей.

Классические произведения русской литературы переведены на все мировые языки и находят отклик в сердцах читателей всего мира. Они получили свое воплощение и на киноэкране — известна американская экранизация «Анны Карениной» Л.Толстого и японская экранизация «Идиота» Ф.Достоевского. Фильм или сериал, снятый по литературному произведению может заинтересовать школьника. Но кино отличается от литературы и выполняет другие задачи.

Многие школьники плохо представляют, чем в реальной жизни могут помочь искания Печорина или «терзания» Чацкого. Это происходит потому что подход к изучению литературы в школе остается формальным. Изучая классическую литературу, химические формулы или неправильные глаголы английского языка, школьник становится эрудированным и развивается всесторонне. Даже если у него не возникает любовь к литературе или географии, он получает представление об этих предметах и расширяет свой кругозор.

Некоторые изменения в школьной программе по литературе необходимы. Например, можно уделять больше внимания литературе 20 века, подробнее изучать произведения зарубежных авторов или работать с текстом. Но отказываться от изучения классики только потому что персонажи произведений жили в 19 веке и их проблемы устарели, не следует. Утратили актуальность некоторые вопросы, но человеческие характеры не устаревают.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 10.10.2018 16:06, обновлено 17.04.2020 18:25
Рейтинг статьи:
4,0

Читайте также

Уроки доброты для малыша: домашние животные
Животное в доме – это источник радостных эмоций, а также лучший друг для детей. Но родители должны правильно организовать общение ребенка и питомца.
Уроки эмпатии для подростка: учимся сопереживать!
Способность сопереживать и говорить то, что собеседнику важно услышать – это незаменимая способность для крепкой дружбы и в период влюблённости.
Как учить уроки с ребенком с удовольствием?
Ребенок не хочет учить уроки? Узнайте, как помочь ему выполнять домашнее задание с удовольствием.
Как школьнику полюбить уроки английского языка?
Какие методы обучения помогут школьнику полюбить уроки английского языка?
Почему дети не любят уроки математики?
Почему некоторые дети не любят математику и можно ли исправить ситуацию?
Можно ли полюбить школьные уроки английского языка?
Может ли школьник полюбить уроки английского языка?